воин не останавливается

Dec 12, 2011 23:11

Были мы недавно на интенсиве по контактому шесту. В первый раз взяла его в руки. И несколько неожиданным он при ближайшем рассмотрении оказался - мужской, жесткий, опасный инструмент. Во-первых, огромный - до плеча или подбородка, во-вторых тяжеленный - новичкам рекомендуют 600г, а мне достался сразу профессиональный 1.200 г. А в-третьих - что такое контактный? Это значит, ты не хватаешь его руками, а катаешь по себе. Удерживаешь на равновесиях, переносишь тыльными сторонами ладоней, прокатываешь по спине, шее, локтям и предплечьям. Все траектории надо находить и отрабатывать - ну полгода уходит на первичное освоение, например. А если траектория неточная, что поначалу неизбежно, то что случается?
Опытный пилот так приближается к посадочной полосе, так входит в нее, что пассажиры даже не чувствуют толчка. А неопытный? Или резко плюхается с ударом, или проезжает по полосе чуть ни пузом...
Так и с шестом. Он бьет тебя серединой при каждом движении, норовит содрать нежную кожу запястья резиновой ручкой (она специально сделана из материала с сильным сцеплением) и того хуже - заехать с размаху концом в ухо.
Я вообще-то знакома с просто шестом и с контактным шаром. Резонно предполагала, что контактный шест - ну примерно синтез того и другого. А это инструменты довольно гуманные.
Оказалось, КШ - зверек норовистый как дикий мустанг, пока необъезжен.
Нужна ювелирная и длительная работа с тяжелым предметом в состоянии постоянного получения многократных синяков на одних и тех же местах. Защищать кожу бинтами нельзя - ведь шест надо чувствовать. По характеру давления шеста в единственной перемещающейся точке надо научиться определять его направление, вес, баланс - куда он уклоняется, как катится, как приходит и уходит.
В общем, пока занимались, я испытала целую гамму чувств - от горячего интереса до отчаяния, от радости до раздражения, от интеллектуального наслаждения до желания все бросить.
И вот что мне подумалось в таком активированном сознании.
Когда мы изучаем нечто новое, мозг работает в особом режиме. Это режим обучения, повышенные обороты шестеренок, нахождение и образование новых нейро-связей. Познание новых сторон устройства мира и себя, как ни гордо это звучит!
А когда мы уже умеем что-то - расслабляемся. Мозг засыпает, действие становится механическим, развития не происходит. В связи с этим многие события могут выглядеть одинаково, но внутренне иметь совершенно разный смысл. Танцор, исполняющий давно выученный танец - и танцор, только его изучающий. Пусть у первого гладко и красиво, а у второго с помарками и напряженно, реальная внутренняя работа происходит только у второго. Зрителю конечно первый лучше. А миру? В котором все должно развиваться?
Мы с детства ориентированы на то, чтобы "получить" образование, профессию. А потом должны занять в обществе свое рабочее место и повторять по посинения одни и те же действия. В итоге получаем активное развитие в детстве и юности - и застой, деградацию во взрослом состоянии. Ведь нет больше стимула себя выталкивать в эту неудобную, напряжную, затратную область - обучение. Куда спокойнее сидеть в одном и том же кресле и делать то, в чем ты чувствуешь себя уверенно. Человек не хочет себя толкать вперед. Надо иметь веские основания, чтобы учиться дальше, когда уже устроил свою жизнь. Эти основания могут появляться - дети, смена профессии, смена места жительства. Но всё это - факторы, дестабилизирующие нашу спокойную жизнь, правда ведь?
Почему именно боевые искусства привели к высотам духа, примыкают к даосской философии, к высшим проявлениям человека вообще? Ведь дело-то не особо доброе и хорошее - уметь убить противника и не дать убить себя.
Но только в этой области - у воина, самурая, адепта - имеется неиссякаемый стимул не останавливаться в развитии. Смерть, нависшая на кончике меча, заставляет бескомпромиссно идти вперед и практиковаться даже когда тебе 50, 70, 100 лет. Когда остальные в 20 освоили мирную профессию пекаря, торговца, плотника - и остановились, воин не останавливается.
Получается, у человека есть очень большие потенциальные возможности, но чтобы их достигнуть, надо уходить из зоны комфорта и двигаться туда, где надо начинать с нуля. Потом становится легче - нарабатывается сам навык делать такой шаг, привычка стремиться к новому, не бояться сложного, не чураться ответственности, не бояться потерять статус и снова стать в чем-то новичком. Ну и прежние навыки поддерживать - тоже не забывать.
К чему это я?
В какой-то степени самой себе рассказываю.

Если интересно, как выглядит работа с контактным шестом _ посмотрите, запостила в моем журнале аркданс, посвященном танцу: http://arkdance.livejournal.com/30917.html

жонглирование, танец, телеска и духовка

Previous post Next post
Up