Ситуация с гастарбайтерами трудами путинского режима создана тревожная. Писала тут сериал «Гастеры в Питере». Поскольку на чинуш, особенно путинского розлива, надежды мало, они не работоспособны, судя по итогам, то готовим нормативные документы сами. Этот текст - результат предварительных обсуждений. Приглашаю высказать мнения. Предложения, исправления, дополнения. Как всегда - хамы, не умеющие грамотно изъясняться, и платные писуки могут не беспокоиться - вытру и нажалуюсь. И сложу в свою папку «Тролли». А шарик круглый.
Часть 1. ,
часть 2 Продолжение текста
По первым двум текстам поступило разъяснение юриста и предложения
I. Обучение детей иностранных граждан в школах:
Максимальный срок временного пребывания иностранцев в России, установленный Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», - 90 дней (п. 1 ст. 5).
Взрослые мигранты, имеющие миграционную карту, получившие разрешение на работу, заключившие гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) или трудовой договор, согласно ФЗ могут продлить срок временного пребывания в РФ на срок действия заключенного договора, но не более чем на 1 (один) год со дня въезда мигранта в РФ (п. 5 ст. 5).
Однако такие родители не могут привозить в Россию своих детей сроком более чем на 3 месяца, так как российским законодательством не предусматривается продление срока временного пребывания детей в РФ в случае, если продлевается срок временного пребывания их родителей.
Таким образом, либо родители вынуждены вывозить и ввозить ребенка в страну каждые 3 месяца, либо пытаться получить разрешение на временное проживание ребенка, либо ребенок остается в нелегальном статусе.
Часть 1 статьи 16 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" устанавливает общий порядок приема в образовательные учреждения граждан РФ и иностранных граждан (Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. N 107). Обучение за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ осуществляется при предоставлении документа, подтверждающего легальный статус пребывания иностранного гражданина на территории РФ. А легально ребенок иностранного гражданина, пребывающего в РФ в безвизовом режиме, может находиться в России 90 дней. Т.е. через 90 дней после приезда ребенок приобретает статус нелегала, теряет право на обучение и подлежит депортации. Если родители желают, чтобы ребенок продолжил обучение, его должны вывезти с территории РФ, повторно ввезти, повторно легализовать его пребывание на 90 дней и повторно записать в школу. И так каждые 3 месяца.
II. Дактилоскопия:
Внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", которые вступают в силу с 01 января 2013 года.
Статья 13
4.6 Если иное не предусмотрено международным договором РФ, иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего ФЗ.
III. Медицинское обеспечение:
- с 1 июля 2011 года для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в РФ в безвизовом порядке после (в течение месяца со дня подачи заявления) представления в ФМС заявления о выдаче соответствующего разрешения представляет «документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (подпункт 1 пункта 5 статьи 6.1. Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ").
- несколько противоречащий вышеназванному Приказ Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 40 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ" требует от безвизового иностранца одновременно с подачей заявления, представления сертификата об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции (п.38.7).
Это по поводу разрешения на временное проживание.
По поводу разрешения на работу ситуация еще более странная. При первичном обращении в ФМС с заявлением о предоставлении разрешения на работу от заявителя НЕ ТРЕБУЮТСЯ документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции (п.46 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утв. приказом ФМС, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Минтранса РФ и Федерального агентства по рыболовству от 11 января 2008 г. N 1/4/1/2).
НО (!) для продления срока действия разрешения на работу иностранный гражданин не позднее 15 рабочих дней до окончания срока его действия представляет в территориальный орган ФМС России документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции (подпункт 4 пункта 136.1).
Самый сок: если срок действия нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного безвизовым иностранцем превышает срок действия его разрешения на работу, срок действия такого разрешения может быть продлен без представления документов, подтверждающих отсутствие у него заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции. Таким образом, получает он разрешение на работу без предоставления справок о здоровье, требуются они только для продления разрешения. А если он заключит новый договор в период действия разрешения на срок, превышающий действие этого разрешения - то вообще обойдет предоставление справок (п.136.6).
Бонус: Решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается без учета квот на выдачу таких разрешений (136.3).
Как бы там ни было, в течение длительного времени мигрант находится на территории РФ без подтверждения благополучия своего здоровья. Предложения о представлении справки о здоровье ДО момента представления разрешения на работу звучат с 2006 года и «в трубу».
Роспотребнадзор вынес предложение о приобретении обязательной медицинской страховки для трудовых мигрантов из стран СНГ (за личный счет или средств работодателя). Представляется, что она должна покрывать услуги по профилактическим прививкам, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, а также по оплате лечения, включая лечение от инфекционных болезней. Данная страховка могла бы распространяться и на членов семьи иностранного гражданина, приехавшего на заработки в Россию. Однако инициативы от законодателей не последовало.
Аналогия с иностранцами, въезжающими в РФ по приглашению, была бы, на мой взгляд, наиболее оправдана.
Пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" обязывает приглашающую сторону (в т.ч. работодателя) предоставлять гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ.
Пункт 3 Положения о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. N 167) в качестве гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ предполагает гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств:
а) предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, а также денежных средств, необходимых для выезда из РФ иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в РФ;
б) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
в) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в РФ страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором РФ, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;
г) жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в РФ в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Почему бы аналогичные условия не установить для мигрантов «без приглашения»?