С некоторых пор пятница - мой особый день. Вместо того, чтобы пораньше смотаться на дачу, я работаю в началке. Учительницей. И не спрашивайте, зачем. Для прикола.
Мой предмет называется «Экономика». Мой контингент - три четвертых класса: «А» - девочки, «В» - мальчики, «Б» - обычный смешанный класс. (Некоторое время назад в школе был эксперимент, связанный с гендерным обучением - мальчики и девочки учились отдельно - теперь так и доучиваются). Сравнивать реакцию детей на одни и те же уроки - необыкновенно интересно.
Классы «А» и «Б» проходят одну и ту же тему в один день, мальчики из «В» - неделей позже. (Их сначала привели было на этот урок к девочкам, но я попросила увести их обратно: раздатку я приготовила только на 25 человек, да и заниматься с классом размером с 38 попугаев - то еще удовольствие).
Ну так вот. Вчера у мальчиков было занятие по теме «Хочу» и «Надо», на котором я должна была научить понимать различие между нуждами и потребностями. (Спокойно, никаких «пирамид» мы не строили, никаких теорий мотивации не упоминали, Господь дал разумение и рассудок).
То да се, пожар по плану, но на вопрос: «Без чего человек не может обойтись? (еда, одежда, жилье)» я никак не получала нужного мне ответа: про еду - сказали, про жилье - тоже, хотя и не с первого раза, а про одежду - ну никак. Девочки про одежду вспомнили первым делом, а этим требовался наводящий вопрос:
- Скажите, джентльмены, видели ли вы, чтобы по улицам люди ходили голыми?
- Видели!
- Когда?
- Летом!
- Они были совсем голые или…?
- В трусах!
- А зимой почему люди не ходят по улицам в трусах?- Холодно!
- Значит, люди не могут обойтись…
- БЕЗ ТРУСОВ!!!
В конце урока по сценарию требовалось закрепить полученный результат с помощью цветного плаката, на котором изображена жизнь «на райене». Каждый джентльмен должен был подойти к плакату, найти на нем изображение чего-то, что относится к нуждам («надо») или потребностям («хочу»), прикрепить магнитом табличку с подходящей надписью и аргументировать свой выбор.
И тут выяснилось следующее: 100 процентов джентльменов из 4 «В» отнесли собаку к категории «надо», потому что «…без собаки человек не может обойтись, без собаки - не жизнь». Некоторые, правда, уточнили, что, в крайнем случае, можно жить с котом.
Один джентльмен прикрепил табличку со словом «Надо» прямо на изображение женщины, готовящей еду. «Правильно, - сказала я, - еда относится к слову «надо», без нее нельзя обойтись».
«Нельзя обойтись без женщины! - парировал джентльмен. Я показал женщину!»
Ухо надо держать востро, реагировать мгновенно, поэтому я сказала, что вариант с женщиной нам не подходит, эту тему проходят позже, в старшей школе. Остановились на еде.
Все происходящее сняла на мобильный одна из трех 11-классниц, манкирующих урок по физре. Деваться девочкам было некуда, я им предложила сходить со мной на урок в 4-В класс. Похоже, они и дальше будут ходить на экономику в четвертый класс: «На фиг нам система нацсчетов! Нам сюда надо!» - донеслось из коридора…