На Лазурном Берегу завершился 67-й Каннский кинофестиваль: впервые за тридцать с лишним лет «Золотую пальмовую ветвь» получил турецкий фильм.
«Зимняя спячка» напала на весенний фестиваль
Обычно не чурающиеся прогнозов кинокритики, в этом году затруднялись предсказать, кто из режиссёров увезёт с Лазурного Берега «Золотую пальмовую ветвь» 67-го Каннского фестиваля - одного из наиболее значимых событий для мирового кинопроцесса и, безусловно, важнейшего - для европейского.
Однако с задачей предсказать победителя, которого назовёт жюри из девяти человек под председательством новозеландки Джейн Кэмпион (Jane Campion) - единственной женщины-режиссёра, ранее получавшей главную награду в Каннах, - вполне справились букмекеры. В последние дни работы Каннского фестиваля профессиональные предсказатели наиболее высоко оценивали шансы на победу «Зимней спячки» - масштабного трёхчасового полотна турецкого режиссёра Нури Бильге Джейлана (Nuri Bilge Ceylan), рассказывающего семейную историю киноактёра, управляющего гостиницей на взморье, его жены и разведённой сестры. Джейлан давно делал неторопливые шаги в сторону главного приза Каннского фестиваля: ещё его дебютная короткометражка «Кокон» в 1995 году участвовала в фестивале, в 2006 году фильм режиссёра «Времена года» получил в Каннах премию Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, за «Три обезьяны» (2008) ему достался приз за лучшую режиссуру, а картина 2011 года «Однажды в Анатолии» получила Гран-при.
До этой победы «Золотая ветвь» уже однажды уезжала в Турцию - Сериф Гёрен (Serif Gören) и Йилмаз Гюней (Yilmaz Güney) в 1982 году тоже получили в Каннах главную награду.
Вторая по значимости после «Золотой пальмовой ветви» награда, «Гран-при» фестивального жюри, досталась трагикомедии «Чудеса» о семье пчеловодов молодой итальянки Аличе Рорвакер (Alice Rohrwacher).
Один из важнейших призов Каннского фестиваля в этом году уедет в Россию: наградой за лучший сценарий отмечен фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», который газета The Guardian назвала «новым русским шедевром» и посчитали «большим, талантливым, свободным и бескомпромиссным кино» маститые критики. Звягинцев разделил приз с соавтором сценария Олегом Негиным.
Американец Беннетт Миллер (Bennett Miller) признан лучшим режиссёром за фильм «Охотник на лис» - биографию олимпийского чемпиона по вольной борьбе Дэйва Шульца (Dave Schultz), которого застрелил его друг и спонсор, мультимиллионер-шизофреник Джон Дюпон (John du Pont).
Лауреатами фестиваля в актёрских номинациях названы американка Джулианна Мур (Julianne Moore), удостоенная премии за роль увядающей актрисы-истерички в сатирической отповеди Голливуду Дэвида Кроненберга (David Cronenberg) «Звёздная карта», и британец Тимоти Спол (Timothy Spall), сыгравший одного из предтеч импрессионизма, великого британского художника начала XIX века Уильяма Тёрнера (William Turner) в биографической ленте Майка Ли (Mike Leigh) «Мистер Тёрнер».
Малый приз жюри разделили картины «Мамочка» 25-летнего дебютанта Ксавье Долана (Xavier Dolan) и «Прощание с языком» - снятый в 3D эксперимент 85-летнего классика контркультуры Жан-Люка Годара (Jean-Luc Godard).
Немецкий мэтр Вим Вендерс (Wim Wenders) стал единственным кинематографистом из Германии, кто в этом году представлял страну в Каннах и увёз оттуда какую-никакую премию: «Соль земли», документальная биография одного из крупнейших мировых фотожурналистов бразильца Себастьяна Сальгадо (Sebastião Salgado), снятая совместно с его сыном Джулиано Рибейро Сальгадо (Juliano Ribeiro Salgado), получила специальную награду секции «Особый взгляд» (Un Certain Regard).
За всю историю Каннского фестиваля ни один кинорежиссёр не смог завоевать его главный приз трижды. Два раза - в числе всего семи двукратных лауреатов - получали «Золотую пальмовую ветвь» бельгийские братья-режиссёры Жан-Пьер (Jean-Pierre Dardenne) и Люк Дардённ (Luc Dardenne). В этом году их новый фильм «Два дня, одна ночь» также был представлен в Канне, по мнению многих экспертов претендовал на награды, но в итоге не получил ни одной из них, что некоторые критики обозначили как главный сюрприз Каннского фестиваля.
Пётр Левский