О просвещении, образовании - и двух Екатеринах

May 02, 2014 18:08

В этот день… 2 мая

2 мая 1703 года в Москве была основана первая российская гимназия. Вы удивитесь, но у истоков нашего среднего образования стоял немец - причём, вдобавок, лютеранский пастор, по имени Эрнст Глюк!

Немец, правда, был пленный - привезённый из Мариенбуга (ныне Алуксне),  где в прислугах у него состояла сама Марта Скавронская, наша будущая Императрица Екатерина I. (Так что, роль пастора в Российской истории образованием отнюдь не исчерпывается!) То ли в связи с таким важным знакомством, то ли в силу личных качеств, - но Глюк был отпущен к своим, в Московскую Немецкую слободу, где и занялся просвещением. Через год он получит под учебное заведение богатый дом на Маросейке, а затем Пётр благословит гимназию специальным указом…




…А ещё через пару десятилетий - а именно 2 мая (или, если угодно, 21 апреля по ст. ст.) 1729 года родится София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, более известная, как Императрица Екатерина II…  («Что за день… - возможно, скажете Вы, - сплошные немцы!» Ну, из песни слов не выкинешь…)



…Матушку-Екатерину мы упоминаем часто - уж слишком значительным было её почти 35-летнее правление - потому сегодня ограничимся некоторыми моментами, связанными, преимущественно с образованием и просвещением.




Принято считать, что императрица до конца дней говорила по-русски с сильнейшим акцентом и была совершенно безграмотна - например, распространён анекдот, что слово «ещё» она писала «исчо»… что тут скажешь?.. Прежде чем делать высокомерные заключения, вспомним - нормы русского языка (включая орфографию) в те времена не только существенно отличались от известных нам - но и только складывались!

В конце концов, наша первая грамматика явилась в свет буквально за несколько лет до прибытия немецкой принцессы - и, кстати, автор, Василий Ададуров, будет приставлен к Софии Августе для обучения совершенно незнакомому ей языку! (Заметим также - именно в царствование Екатерины мы обзаведёмся присутствующей в вышеупомянутом слове буквой «ё»; она же организует Императорскую российскую академию, специализацией которой станет именно систематизация и пропаганда русского языка). Наконец - есть свидетельства, что императрица говорила «чисто»… так кому нам верить?

Фактом остаётся, что Екатерина во многом была самоучкой. Сначала - «домашнее образование» (между прочим, родной город императрицы, Штеттин, сейчас находится на территории Польши); потом - несколько учителей в России. (По словам самой Екатерины, Елизавета считала, что София Августа «и так умна»; потому ею особо не занимались). Так цесаревна начала запоем читать - прямо скажем, не самое обычное в те времена занятие для дамы её положения!




Допустим, семейная жизнь не заладилась с первого дня - но разве мало развлечений мог предоставить двор «весёлой царицы Елисавет»? (Некоторые источники рисуют жизнь Екатерины как сплошную оргию - думается, этот аспект сильно преувеличен. Сама же она в собственноручной эпитафии напишет об этих временах в третьем лице: «Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили её прочесть много книг»).

Кстати, писа́ла на протяжении всей жизни императрица невероятно много - законов, статей, художественной литературы (одних пьес до наших дней дошло два с лишним десятка). С некоторым кокетством она говорила: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытать желания немедленно окунуть его в чернила». (Заметим - бо́льшая часть этого многотомного наследия написана по-русски!)



Конечно, мнения специалистов и тут расходятся - кто-то считает, что Екатерина творила самостоятельно (секретари только правили пресловутые ошибки). Есть мнение, что на императрицу работал целый штат лучших авторов того времени. Наконец, иные сходу кладут дискуссии конец - мол, всё это - банальная графомания, литературные способности Екатерины были равны нулю…

…Трудно судить! Прямо скажем - неспециалисту почти любая литература допушкинской эпохи покажется старомодно громоздкой! Потому приведём несколько высказываний той, что называла себя «философом на троне»:

Первое правило - делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотят этого.

Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями!

Я хвалю громко, а порицаю вполголоса.



Лекарство от глупости еще не найдено. Рассудок и здравый смысл не то,  что оспа: привить нельзя.

Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учёными.

Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.

Народ, который поёт и пляшет, зла не думает.

Всякое дитя родится неучёным. Долг родителей есть дать детям учение.

Вдогонку к последнему высказыванию, припомним другой тезис императрицы: «…заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы…» И действительно - именно при ней появится сеть «больших» и «малых» народных училищ… да что там - откроется Смольный институт благородных девиц!



PS: Отдельная часть творческого наследия Екатерины - обширная переписка с известнейшими мыслителями Европы (например, с Вольтером) - читая эти объёмные послания иной раз испытываешь чувство неловкости: Российская империя предстаёт страной, в которой реки текут мёдом и молоком… Многие упрекали Екатерину за явную ложь, А. С. наш Пушкин впоследствии обзовёт её «Тартюфом в юбке и короне»… а вот упомянутый Вольтер (непререкаемый авторитет современности) именовал «Северной Семирамидой»… Получается - матушка-императрица не лгала, а старалась создать себе (а значит, и державе!) правильный международный пиар… ничего не меняется в мире! Впрочем, это - совсем другая история…

В этот день, Персоны, история, Женщины

Previous post Next post
Up