Самый результативный летчик-ас среди пилотов стран антигитлеровской коалиции Иван Никитович Кожедуб родился 6 июля 1922 года в селе Ображиевка нынешней Сумской области Украины. Позже для поступления в химико-технологический техникум города Шостка Иван Никитович приписал себе два года и с тех пор официальной датой его рождения считается 8 июня 1920 года.
Отец Ивана был церковным старостой и человеком достаточно суровым. С пятилетнего возраста он посылал сына сторожить по ночам сад. Иван Никитович вспоминал, что на его вопрос в зрелом возрасте, зачем он это делал, ведь от пятилетнего ребенка толку мало, отец ответил: «Я приучал тебя к трудностям». Видимо и этот, еще детский, урок оказал свое влияние на характер русского аса.
Во время обучения в химическом техникуме Кожедуб начал посещать Шосткинский аэроклуб, не последнюю роль в этом увлечении сыграла выдававшаяся курсантам красивая и добротная летная форма. В 1940 году Иван Никитович решил навсегда связать судьбу с армией, и уже осенью того же года закончил Чугуевскую военную школу летчиков.
Тут судьба была не очень благосклонна к будущему асу. Во-первых, всему выпуску было присвоено только звание сержантов, Во-вторых, Кожедуб, мечтавший о настоящей боевой службе, настолько хорошо к ней готовился, что в числе лучших выпускников был оставлен инструктором при своей школе. После начала Великой Отечественной войны авиашкола была переведена в казахстанский город Чимкент. Иван Никитович Кожедуб постоянно писал рапорта с просьбой об отправке на фронт, но удовлетворено его желание было только в конце 1942 года.
Двухсот сороковой истребительный авиаполк, в который был переведен Кожедуб, на переформировании находился в городе Иваново. Этот полк, вооруженный новейшими на тот момент истребителями Ла-5, был выведен с фронта из-за тяжелейших потерь. К моменту отправки в тыл в составе полка, кроме командира - героя войны в Испании И. Солдатенко, осталось всего несколько летчиков. Только в марте 1943 года полк вступил в бои в составе Воронежского фронта. В первом же бою Ивану Никитовичу не повезло. Самолет Кожедуба был прошит очередью из пушки мессершмитта. Зажигательный снаряд попал в бронеспинку летного кресла. С другой стороны, это была удача - зажигательные и бронебойные снаряды вставлялись в ленту через один. На обратном пути самолет Кожедуба попал под огонь собственной зенитной артиллерии. Два снаряда попали в боевую машину. Пилот смог дотянуть до аэродрома, но самолет восстановлению уже не подлежал. Кожедубу пришлось летать на временно свободных самолетах полка. Его, как «неудачника», даже чуть не перевели в технические службы, только вмешательство командира полка спасло его от такого перевода.
Только в сороковом боевом вылете шестого июля 1943 года Кожедуб сбил свой первый вражеский самолет. На следующий день сбил второй, а девятого июля - два самолета в одном бою. Эти победы принесли ему первую славу. К четвертому февраля 1944 года на боевом счету Кожедуба было двадцать сбитых немецких самолета и сто сорок шесть боевых вылетов. За эти достижения летчик был награжден своей первой звездой Героя Советского Союза.
Первое время Кожедуб летал на самолете эскадрильи «Валерий Чкалов», эти самолеты были построены на деньги, собранные земляками прославленного летчика. Позже он управлял другим именным самолетом, построенным на деньги крестьянина В.В. Конева в память о его погибшем племяннике, подполковнике Г.Н. Коневе. Вообще пилоты не очень любят раскраску, выделяющую их из общего строя, за такими самолетами активно охотятся пилоты противника. Однако, Кожедуб с честью сражался на этом самолете и сбил на нем семь самолетов противника. Летавший позже на той же крылатой машине другой ас, К. Евстигнеев уничтожил с ее помощью еще шесть немецких самолетов.
Всего за войну Кожедуб сменил шесть самолетов. Все они были от конструкторского бюро Лавочкина. Ла-7, на котором прославленный ас сбил 17 фашистских самолетов, в настоящее время можно увидеть в музее ВВС в Монино. Ни разу Кожедуб не был сбит, все свои, зачастую искореженные вражеским огнем самолеты, он сумел привести на аэродром.
Долгое время между Кожедубом и другим прославленным советским асом, Покрышкиным шло негласное соперничество за звание лучшего советского летчика-истребителя. Покрышкин первым стал Героем Советского Союза. Когда Кожедуб получил первую Золотую Звезду, Покрышкин был награжден второй. И все-таки общий счет побед оказался в пользу Кожедуба. Официально считается, что он сбил 62 самолета противника, в том числе новейший реактивный Мессершмитт-262 (на три больше Покрышкина). Восемнадцатого августа 1945 года он был награжден третьей Золотой Звездой, сравнявшись со своим соперником и по этому показателю. Следует учитывать, что Покрышкин участвовал в боях с первого дня войны. По показателю коэффициента боевой эффективности - отношению сбитых самолетов к количеству боевых вылетов, Кожедуб с результатом 0,517 занесен в книгу рекордов Гиннеса.
В последнее время стало появляться много статей, превозносящих немецких летчиков второй мировой. Действительно, количество их побед намного больше. Однако, сбивший 352 самолета (больше всех за всю историю авиации) Эрих Хартман лучшим немецким асом считал Ханса-Иоахима Марселя, имевшего всего сто пятьдесят восемь побед.
Причина была в том, что Марсель воевал только на западном фронте, а технические характеристики самолетов и выучку британских пилотов Хартман считал намного лучшими, чем у советских летчиков. Он предлагал считать один сбитый британский самолет за три советских. Продолжая такую логику, следует признать, что один сбитый советским пилотом самолет надо считать за восемь сбитых немцем. И действительно, по официальным данным, на момент окончания войны восемьдесят процентов советских летчиков-истребителей не имели на своем счету ни одного сбитого противника.
В наградные документы Кожедуба по неясным причинам не вошли два сбитых немецких самолета. Кроме того, он сбил два истребителя американских ВВС, внезапно атаковавших его в конце войны. Такие стычки были не единичными, в этот раз выживший американский пилот сказал, что они перепутали Ла с мессершмиттом.
Войну Иван Никитович Кожедуб окончил в звании майора. Оставшись в кадрах армии, он руководил авиационными соединениями и объединениями. Командовал дивизией советских летчиков, воевавших в китайской форме в корейском небе. Скончался прославленный Маршал авиации 8 августа 1991 года, за десять дней до ГКЧП, не увидев крушения великой страны, частью славы которой он был лично.
источник