Мантилья в XIX веке. ( о модном женском аксессуаре XIX века)

Apr 15, 2013 17:31

Как пишет Р.М. Кирсанова в своей замечательной книге «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок»: «Мантилья - кружевная накидка, покрывало, заимствованное европейской модой у испанского национального костюма в начале XIX века».





Рассказывает la_gatta_ciara в Мантилья в XIX веке.

Об испанском влиянии на женскую моду того времени я уже писала в посте "Черепаховый гребень времен бидермейера" .
Мантильями  (исп. mantilla, от лат. mantellum - покрывало, покров) называли не только кружевные накидки, но и любую другую короткую одежду, отделанную кружевами.







Есть версия, что на увлечение в Европе мантильями повлияла опальная испанская королева Изабелла II (1833-1868).




Сначала она активно популяризировала мантилью у себя в Испании среди знатных и придворных дам. После свержения королевы, ношение мантильи было женским знаком протеста против короля Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Это событие так и называется «заговор мантилей» («La Conspiración de las Mantillas»). Из Испании мода перекинулась в Европу.




Одним из самых популярных видов кружева для изготовления мантилей, было черное кружево шантильи.




Нежнейшее кружево получило это название по имени французского города, в котором его производили. Шантильи плетутся из шелка (хотя сегодня бывают и из синтетики), и представляют из себя тончайшую сетку, на которой, словно нарисованные тушью и пером, располагаются изящные цветочные узоры (бывают и другие, но флоральные мотивы - самые распространенные).







К 1840 году эти кружева достигли вершины своей популярности, хотя к этому времени почти все шантильи уже привозили из Бельгии, где их производство стоило дешевле.




Снова полюбили мантильи из шантильи в 1860 годах. Связано это было с тем, что к тому времени их научились делать машинным способом, поэтому они были достаточно большими по размеру и доступными по цене (не теряю надежды рассказать вам как-нибудь эти кружева поподробнее).




























В середине XIX века, по контрасту с традиционно чёрной, стала популярна мантилья белого или золотистого цвета.




Чаще всего ее носили как дополнение к бальным или летним платьям.






















Белые мантильи чаще всего делали из кружев под названием "блонды" (от франц. blonde - золотистая, рыжеватая, русая, белокурая).







У меня название этого кружева ассоциируется именно с золотистым цветом, что не грешит против истины, поскольку, сначала блонды белали из шелка-сырца и оно было как раз золотистое.




В XVIII веке блонды научились делать черного и других цветов.







Главными центрами их производства были французские города Канн, Байе, Руан.




Это кружево изготавливается из двух видов шелка, его отличительной чертой является фестоновый край, так называемый «puntas de castañuela» («зубцы кастаньет»).




Тонкое полотно блондовой мантильи делается из матового шелка, по которому, чаще всего, блестящим шелком, вышиваются стилизованные цветы (La técnica blonda bordana o encaje granadino).




Это не мантилья, а блондовая вуаль. Зато на этих фото хорошо видна техника изготовления этого кружева.







Получается красивый эффект, который у нас с вами и ассоциируется с испанскими кружевами: по тончайшему тюлю разбросаны большие, плотные цветы.







Сегодня мантильи - это национальный, свадебный или религиозный женский головной убор. Хотя многие модные дизайнеры время от времени пытаются возродить к ней интерес у широкой общественности.





Lacroix





Lacroix, Alexander McQueen




Comme des Garcons
 За ссылку спасибо vs_2012

#Интересное, Ретро, Интересно, история

Previous post Next post
Up