Местная журналистика зачерствела?

Jun 07, 2010 15:25

Репортеры в региональных изданиях перевелись. Нету их: в редакциях современных ростовских СМИ сидят люди, которые тоннами перерабатывают пресс-релизы и телефонные диалоги, чтобы выдать сеточно-шаблонный материал, бегло сообщить основные факты, привести пару-тройку наспех схваченных мнений. Они не являются свидетелями или участниками, они - биороботы, пропускающие информацию через свой мозг, фильтрующие ее и разливающие в порционные одноразовые стаканчики.


Журналистика из профессии творческой превратилась в ремесло, сродни сапожнику: берем здесь, складываем тут, замешиваем так, кипятим столько-то, и, наконец, обжариваем и в эфир! У самых расторопных журналистов, честно выполняющих свою работу, новость вылетает в эфир в течении часа - двух после того, как появился хоть какой то на нее намек.

А как же местное ТВ, спросите Вы. Там наверняка есть репортажи! Ну да, есть. Но известно, что репортаж на ТВ - он же информационный сюжет. И строится сюжет так же, как и печатные «горячие пирожки». Факт-цифра-мнение-титры.

Вы возразите: мир ускоряется, поток информации льется, как из ведра! Да, ускоряется, да, льется. И для того, чтобы переваривать этот поток, выбирать нужное и понимать происходящее - нужны информационные жанры. Среди них - репортаж: сообщение с места событий, приведенное от первого лица, то есть от лица журналиста, который стал свидетелем или участником событий.

Репортажа много в нашей жизни. Вот например: на вопрос друга «Ну че, как съездил?», - ты начинаешь в красках пересказывать все три дня командировки, сдабривая свое повествование фотографиями и видео на телефоне. Или когда любимую спрашиваешь: «Дорогая, ну что, купила себе сапоги/юбку/блузку/что угодно?», - она пересказывает все пережитые ею чувства с момента, когда ты ее в торговом центре из машины выпустил. Сапоги там в последнюю очередь будут… Но рассказ получится ярким, захватывающим, интересным. В большинстве случаев.

В СМИ этого не наблюдаю: все четко, от зубов, практически по бумажке с названием «пресс-релиз». Сухо, блекло, скучно и однообразно.

Взять хоть недавний саммит Россия-ЕС 2010: хоть одно ростовское СМИ написало о том, как проходил этот саммит, о том, что делали и о чем говорили гости дорогие? Видели ли вы фоторепортажи в журналах, читали ли замечания обывателей в газетах? Нет. А, казалось бы, грандиозное событие, достойное всяческого освещения. Нет ничего. Только сухие новости на Интерфаксе и РИАН, да почти точные копии их сообщений на сайтах и в газетах.

Местная журналистика стала черствой, прямой, как палка, бездушной. Она носит себя в футляре стайлбуков и дедлайнов и смотрит на окружающий ее мир сквозь экран монитора, выдавая в эфир телеграфные ленты новостей.

Есть, безусловно, и у нас в городе журналисты, имена которых знают многие. И, в свободную от работы минутку, из-под их пера рождаются и эссе, и очерки и репортажи. Только не увидеть их нам на страницах газет и журналов: нет спроса на нетленку. Нужны новости. Горячие. Звонкие. С плеча. И побольше. А за творчеством ступайте в блоги. Они для журналистов нынче вместо того самого стола, в который пишут.

Журналистика, Ростов-на-Дону, пресса, СМИ, медиа

Previous post Next post
Up