Фареры - Норвегия. Обратный путь.

Jun 03, 2013 06:30



- Порт Торсхавн, порт Торсхавн, порт Торсхавн. Это яхта Зейл Маста. Прием.
- Кто там вызывает порт? Говорите!
- Доброе утро! Это две норвежские яхты с гостевого причала, помните нас? Мы собираемся обратно в Норвегию. Можно к вам зайти и оформить отплытие?
- Ой, вы знаете, я сейчас не на месте, можете уходить так, я разрешаю.
- Хорошо … а как же деньги за стоянку? Давайте мы вас все-таки дождемся.
- Да ну ерунда, там не такая уж большая сумма набежала. Я вам ее прощаю и даю разрешение на выход.
- А может мы где-нибудь конвертик оставим с оплатой? Например, в отеле на ресепшене.
- Идите уже, наконец. Просто забейте и идите.
- Принял, спасибо! До свидания.
- Удачной дороги!

Видимо, все формальности можно считать улаженными, осталось только заправиться.

Швартуемся у колонки. По идее, заправка здесь полностью автоматизирована, работает без персонала по карточкам. И действительно, персонала нет … но и запустить ее своими силами не получается. Пишет "временно занята".



Тратим минут двадцать, отчаливаем и уходим в надежде найти другую по дороге. А на Фарерах, надо сказать, не так уж и много заправок для яхт.



Отойдя от берега на приличное расстояние, решаем дать прощальный залп из фекального танка. Дело в том, что смывать унитаз прямо в воду во время стоянок не принято, поэтому на яхтах устанавливают специальные емкости - фекальные танки. Там все это можно бережно накапливать пока стоишь, чтобы потом отойти подальше от берега и сбросить все это под воду, открыв кран. Что мы и делаем.

По пути еще одну заправочку нашли. Видим как на ней заправляются местные. Хорошо, что хоть в этот раз она заведомо рабочая. Ждем своей очереди, шватруемся к колонке.



Упс … В этот раз ей не нравятся наши карточки. Ни одна.



Что-то подобное я уже встречал в Италии на автомобильных заправках. Чиповые карты она не понимает (старая), а безчиповые принимает только местные. Российские не катят. Возможно, и здесь такая же беда. Так или иначе, перед нами местные ребята залили полные баки и отчалили, а мы опять уходим пустыми.

Через несколько часов причаливаем к последней, третьей заправке, других на нашем пути уже не будет. Покосившийся причал, рядом стоит бензовоз, а возле бензовоза - человек.



Ура! Нам так не хватало живого общения :)

- Здравствуйте! Можно у вас заправиться?
- Вам, наверное, нужен дизель, а у нас есть только газоль.
- Так в дизели вроде ж газоль и льют, разве нет?
- В дизель льют дизельное топливо. Можно и газоль, конечно, залить, но это как бы не совсем то.
- А в чем разница?
- Вот, смотрите! - мужик достает из-за пазухи какую-то накладную, в которой указаны характеристики топлива. Содержание того, содержание сего … все на фарерском языке, естественно.
- Скажите лучше, а кто у вас заправляется этим газолем? Катера заправляются?
- Заправляются. И катера заправляются, и рыбацкие лодки…
- Ну и мы тогда заправимся, какая разница! У нас и без него в баке такая адская смесь соляры с мазутом, что никакой газоль уже хуже не сделает.

Нам включают колонку. Мы начинаем заправляться и звать по рации вторую яхту. Та подходит. И буквально в нескольких метрах от нас цепляет килем за камень. Раздается глухой удар, лодка кивает носом и останавливается. Как так? Мы же ровно в этом месте только что спокойно проходили! Неужели у них осадка больше? Или нам просто повезло?

Венти неспеша обходит злополучное место, швартуется лагом к нам, заправляется и отходит. Теперь мы тоже можем уходить. И тут замечаем, что яхту как-то заметно накренило. Да это же отлив! Пока мы стояли, буквально минут за двадцать, вода ушла на целый метр и продолжает уходить. На бегу расплачиваемся с заправщиком. Карточки не принимают, крон нет. Отдаем эквивалент в евро. И валим отсюда, срочно валим! Швартовые натянулись. Яхта частично висит на них, из-за чего уже сильно кренится на левый бок. Отвязываемся. Освободившись от швартовых, правый борт резко уходит вниз, яхта выравнивается и остается качаться на воде. К счастью, мы не достали килем до дна и все еще находимся наплаву. Максимально осторожно, внимательно глядя вперед и вниз, крадемся мимо камней, внезапно выросших вокруг нас под водой.

Прорвались. Дело в том, что в поисках заправки мы успели перебраться с восточной стороны островов на западную, где приливы и отливы сильнее раз в десять. А мы-то об этом забыли!

Идем смотреть острова с воды.



Поразительно: черные и белые точки на зеленом склоне это овцы, которые неизвестно каким образом туда попали, и уж тем более не понято, каким чудом они будут оттуда выбираться.



Думаю, мало кто из людей отважится шагнуть на эти зеленые склоны без страховки. Но для местных овец это, видимо, в порядке вещей.



Первый водопад. Он течет из огромного озера, которое находится на высоте тридцать метров над уровнем моря. Жаль, с воды его не видно.



Высота мачты - восемнадцать метров. Если забраться на самый верх, встать в полный рост, взять в руки палку, на конце которой закреплена камера GoPro, то надо будет еще минимум метров на пять подпрыгнуть, чтобы озеро попало в кадр. Горячо обсудили этот вариант, но отважных суперменов среди нас не нашлось.

Зато на яхте у всех развиваются неведомые на суше рефлексы. Например, все время держаться за что-нибудь во сне.



Еще один водопад. Тот самый, который на всех открытках печатают.



Правда, с берега он выглядел симпатичнее.



Программа выполнена, можно двигать в сторону дома.

На Шетленды решили не заходить в этот раз, а жахнуть сразу 400 миль напрямую до Норвегии. Это порядка трех дней ходу. Если идти под мотором, то полного бака топлива точно не хватит, но мы и не планируем его особо расходовать. Ветра в этих краях должно быть предостаточно!

Так и есть, идем под парусом порядка восьми узлов.



Стараемся держать друг друга в зоне видимости .



Утром на нашей яхте возникла техническая проблема - забился гальюн. Предположительно, туалетной бумагой.

- Может надо было ведерко там поставить?
- Ну да, вот еще! Туалетную бумагу для того и изобретали, чтобы можно было прямо в унитаз бросать!

Слово за слово, дискуссия о способности туалетной бумаги распадаться в воде переросла в серьезный эксперимент. Я взял кастрюлю воды и поместил туда полметра туалетной бумаги. Для чистоты эксперимента, добавил в кастрюлю бумажные салфетки двух видов. Все это закрыли и хорошенько встряхнули несколько раз. Открываем, смотрим, так и есть: туалетная бумага превратилась в хлопья величиной не больше ногтя, а обе салфетки даже не порвались. Вывод: туалетная бумага, в отличие от любой другой бумаги, не должна представлять угрозу канализации. Светлейшие умы человечества давно уже решили этот вопрос для потомков. Так почему же наш гальюн все-таки забился?

Разбираю.



Так и есть, бумага. Видимо, не успела раствориться. Вывод: нефиг смывать по несколько метров бумаги за раз в скромный яхтенный гальюн, где сечение труб в три раза меньше обычного. Надо как-то экономнее расходовать, да побольше воды лить. И вообще, что-то много в этом отчете на гальюнную тему …

Смотрим вокруг - Венти расходится с каким-то крупным судном.



Те кто идет под парусом, обычно имеют преимущество относительно тех, кто идет под мотором. Причем это никак не зависит от размеров. Так что маленькой яхточке легко может уступить и большой паром, и даже огромный круизный лайнер. Правда, из этого правила есть слишком много исключений, поэтому наглеть не стоит. Вполне может оказаться, что другое судно ловит сетью рыбу или прокладывает какой-нибуть кабель. Такие суда нам уступать не только не обязаны, но и вообще говоря, не всегда способны это сделать. Причем, именно в Норвежском море таких очень много вокруг. Приходится быть начеку.

Утром второго дня на горизонте показались нефтяные платформы.



Говорят, что к ним не стоит приближаться. Якобы, сверху начнут поливать из водомета, а потом приплывет патрульный катер и устроит а-та-та. Действительно, рядом с одной из платформ мы видим что-то похожее на патрульный военный корабль. Но только наше присутствие здесь никого особо не интересует. Даже когда из любопытства мы действительно близко приближались.

И тут закончился ветер. Совсем.

Признаться, такого спокойного моря я вообще никогда не видел.



Будто по небу плывем, а не по воде.



Еще и солнышко выглянуло. Может искупаться? А что, я три дня уже в душе не был …

Вода, правда, плюс десять, поэтому прыгать решаю на всякий случай с веревкой.



Окунулся - кайф!

Неожиданно приятно оказалось греться на солнышке. Из-за отсутствия ветра это вполне комфортно, даже если ты весь мокрый и в одних плавках.

А еще у нас горячий душ есть в кокпите.



Правда, работает он на пресной воде, а запасы уже подходят к концу.

Поразвлекались, завели мотор и идем дальше.



Продукты, тем временем, тоже заканчиваются. Фрукты и овощи съели, печеньки и сладости, супы "горячая кружка", сосиски, и даже йогурты с яйцами, которых специально брали с запасом, давно ушли в расход. Из двадцати банок консервов, осталась только парочка, плюс макароны и еще по полторы картофелины на человека.



Вот что значит морская болезнь отпустила. По пути на Фареры большинство продуктов так и осталась нетронутыми, хотя брали изначально меньше, чем в этот раз. Болеть получается экономнее. Ну ничего, скоро уже земля, там и покушаем вдоволь.

На берег мы сошли рано утром третьего дня плавания. Безлюдный заброшенный причал небольшого поселка на пять-семь домов. Людей нет, магазинов нет.

- Я тут у чайки яйцо отобрал, - Паша несет на яхту трофей, который тут же пускаем на яичницу.



Дорога от Фарер до Норвегии заняла всего двое с половиной суток. Еще бы, всю дорогу мы шли порядка восьми узлов, и только в штиль плелись пять под мотором. Теперь у нас образовался лишний день свободного времени. Венти хочет провести его рядом с домашней мариной в Бергене, а наша команда мечтает о прогулке по фьордам. Что ж, мы уже возле берега, можно и разделиться. Венти уходит рыбачить возле дома, а мы берем курс в противоположную сторону, смотреть на самый длинный фьорд Норвегии.



По пути находим причал с рестораном, душем и вайфаем. Решаем зайти. Причал находится в заливе, посреди которого стоит маяк, а недалеко от маяка торчат две вешки: красная и черная. Странно, что бы это значило?

Сбрасываю скорость, обхожу всю эту конструкцию справа. Смотрю глубиномер. С привычных ста метров глубина начинает резко уменьшаться: пятьдесят .. тридцать .. пятнадцать .. десять .. восемь .. семь .. мелковато для такого каменистого дна, как здесь. Дальше - хуже: отмели кругом, торчат по всей бухте то тут то там. Еле-еле крадусь, но все же успешно дохожу до понтона.



- Хмм ... а может эти вешки как раз форватер обозначали? Типа везде мелко, а там в самый раз? - делюсь с Игорем своими мыслями насчет мелей.

Несколько часов наслаждаемся вайфаем, душем и вкусным обедом.



Пора идти дальше, а то стемнеет. Отчаливаем, уходим.

Сижу в кокпите и фотографирую местечко где мы так здорово посидели.



И тут вдруг ХРЯСЬ! У меня аж челюсь клацнула. Смотрю: мы врубились в отмель ровно между двух вешек. Глубина примерно метр. Наша осадка - метр восемьдесят. В результате мы зацепили какой-то подводный камень и стоим теперь килем на дне, задрав нос примерно на полметра.

Игорь смеется:
- Ты же сам говроил, что надо между вешек идти! Вот я ровно между ними и взял …

А мне и смешно и грустно одновременно. С одной стороны, это ж надо: на полном ходу врубиться в камни именно там, где они специально отмечены вешками, и даже маяк установлен! С берега это, наверное, особенно ржачно выглядело. С другой стороны, мы только что нанесли яхте очень серьезный ущерб. И пока неизвестно даже, какой именно, но точно больше оставленного депозита в 2400 евро.

В салоне даже деревянные детали потрескались.



Остатки обеда оказались на диване.



Разбираю пол в салоне, хочу посмотреть днище. Вроде ок. Поднимаюсь наверх.

- Хорошая новость: мы не тонем.
- А какая плохая?
- А кто сказал что должна быть плохая? Есть только хорошая.

Даем задний ход - бесполезно. Хорошо сидим.

- Давайте все на правый борт! И р-р-раз! Еще раз! Газу! - никак.
- Давайте теперь на левый попробуем … - снова никак.
- На корму! ... На нос!

Бесполезно. Газуем, лодка крутится на месте, но сидит крепко. Хватит, наверное, дергаться уже. Глядишь, еще и перо руля до кучи отломаем.

Мимо плывет катер. Вытягиваю руки в стороны, поднимаю их над головой и опускаю обратно. Это сигнал бедствия. Катер разворачивается, подходит к нам. Кидаем ему кормовой швартов, он аккуратно тащит нас назад и снимает с мели.

Ну что, домой? Нифига, идем дальше по фьордам!



Но настроение уже не то.



Да еще и дождь пошел. Интересно, насколько серьезные повреждения у нас там, внизу? Опускаем GoPro на палке, смотрим.



По килю непонятно, перо руля целое. Ну хоть что-то.

До вечера шаримся по фьордам.



Норвегию действительно интересно наблюдать с воды. Она будто вся открывается в твою сторону.



Путешествуя по тем же местам на машине, видишь совсем другую картинку.

Ночь ушла на то, чтобы дойти до домашней марины. Шли через открытое море - подальше от мелей, мостов и высоковольтных проводов, тянущихся через узкие проливы ровно на высоте нашей мачты. В темное время суток их можно запросто не заметить, а нам пока хватило приключений.

Утром были на месте. Большая часть людей уехала гулять в Берген, а я остался разбираться с владельцем яхты и страховой компанией.

Общий смысл по нашей яхте примерно такой:
  • На киле отломаны углы сантиметров по двадцать с каждой стороны и замята вся нижняя часть. И это еще ерунда. Самые серьезные затраты - ремонт днища. Дело в том, что от такого удара стеклопластик обычно расслаивается, и его надо ремонтировать. Яхту вынимают из воды, снимают киль, а дальше слой за слоем удаляют растрескавшийся пластик до тех пор, пока не доберутся до уцелевшей части. Дальше в обратном порядке нужно будет класть новые слои. Эта работа может затронуть существенную часть днища и стоить до двадцати тысяч евро.
  • Страховая компания покроет все убытки (за вычетом франшизы, естественно) и полностью отремонтирует судно при условии, что ей подробно опишут всю схему происшествия. Часа два мы восстанавливали детали аварии: место, курс, скорость, погоду, время и т.п. А потом еще и обменялись контактами для дальнейших уточнений. Кстати, если бы мы, например, скромно умолчали бы об происшествии, а чартерная компания во время приемки так ничего бы и не заметила, то получить потом деньги со страховой им было бы уже затруднительно. Можно, конечно, пытаться спасти свой депозит, но подставить при этом собственника на сумму в десять раз большую. Вот что было бы реальным свинством :о)
  • Соответственно, депозита мы лишаемся полностью. Плюс мелкие косяки вроде потерянного кранца и сломанного стопора, которые обычно прощаются или вычитаются из депозита, меня попросили оплатить отдельно, так как в этот раз весь депозит уходит в страховую компанию.
С Венти примерно такая же история, только удар у них был слабее, соответственно и ущерба чуть меньше.

Собственник насчет яхты не волнуется и уверен, что страховая ему все восстановит не хуже чем было. Единственная серьезная проблема состоит в том, что из-за нас обе лодки половину сезона будут стоять на ремонте. Мало того, что это невыгодно, так еще и брони на них уже расписаны, придется теперь как-то выкручиваться.

Но самая фееричная новость касалась даже не аварии. Дело в том, что та жирная и склизская фигня, которая две недели назад забила нам все топливные шланги озазывается … живая! Удивительно, но факт: в нашем баке поселилась колония бактерий, питающихся соляркой. Жесть!

Уезжать рано утром. Все уже собрали свои сумки и легли немного поспать до рассвета. Мне как-то совсем не спится, беру наушники и иду гулять по пирсу.



Да, это был самый тяжелый и самый дорогой круиз в моем небольшом sail log. Канарские шторма и семиметровые волны - всего лишь веселое развлечение по сравнению с пронизывающими ветрами заставляющими мерзнуть под двумя слоями верхней одежды. Добавим сюда двухнедельную качку, которая если и не выворачивает наизнанку как в первые дни, то давит на мозги и клонит в сон все остальное время. Плюс постоянные технические проблемы. Аварии, наконец. Обе яхты вернулись домой в ужасном состоянии, что тоже очень грустно. И несмотря на то что они застрахованы, несмотря на то что не лично я направлял их оба раза на камни, все равно эти ошибки сильно давят мне на мозги, оставляя там свои глубокие отпечатки.

Все-таки самое ценное, что можно привезти из путешествия - это привезти себя. Прекрасные виды, преодоленные препятствия, новые знания, эмоции и опыт - все это откладывается внутри нас, а вовсе не на SD-карточках. Что Сергей (капитан Венти) что Коля, что я … все мы в один голос признались вчера друг другу, что сходим на берег уже другими людьми. Это было заметно. Вероятно, то же самое можно сказать и об остальных участниках авантюры. Честно говоря, я всю дорогу молча удивлялся, насколько мужественно держатся обе команды. Да, холодно. Да, тяжко. Но у всех не только на вежливость и взаимоуважение сил хватает, а еще и юмор с позитивом откуда-то берутся. Тем более, что для многих это вообще первый яхтенный опыт, причем сразу в таких условиях, где даже из бывалых яхтсменов многие не желали бы оказаться.

В этих мыслях добрел до края пирса. Самая последняя яхта просто прекрасна: алюминиевый корпус с поднимающимся килем, штормовые паруса, ветряк и солнечные батареи … стою, любуюсь. Днем я разговаривал с ее капитаном - французом, который идет с супругой на Шпицберген. А это уже, на минуточку, Северный Ледовитый! И тут я вдруг понял, что самые главные морские приключения у нас еще впереди, а этот поход - всего лишь одно из первых серьезных испытаний. И мы его прошли! От самого начала до самого конца, по всем пунктам программы. Несмотря ни на что. А значит все не зря.

Яхта, Фареры

Previous post Next post
Up