Что вышло из интернет-борьбы с открытыми люками Владивостока.

Nov 10, 2011 01:03

Понимаю, что все хотят про кругосветку, но я все-таки снова про люки. Из Владивостока мы уже уехали, так что эта история для нас, по сути, закончилась, и хочется как-то поставить точку в этом вопросе, подвести итоги, сделать выводы.

С открытыми люками мы стали бороться совершенно случайно. Так уж вышло, что во Владике пришлось скучать целый месяц. Наша кругосветная машинка, отправленная в августе из Штатов, должна была приплыть сюда к концу сентября, но только во второй половине октября мы смогли получить ее в порту. А сами-то мы приплыли вовремя! В общем, надо было чем-то заняться, и мы решили взять напрокат маленькую Тойоту, покататься и посмотреть окрестности. Так мы и повстречали в городе первый открытый люк. А потом еще один. А дальше целые сотни открытых люков по всему городу. Само собой, мы были в шоке! И дело даже не в том, что за время путешествия мы успели привыкнуть к хорошим американским хайвеям. И в России-то, с ее одиозными дорогами, такой ужас больше нигде не встретишь!



В порыве чувств, мы проехались по одной из улиц города, сфотографировали там все открытые люки и запостили их в интернет. Вот ссылка на этот пост, кто не видел - гляньте, весело. Получилась просто бомба! Пост вышел в топ ЖЖ без каких-либо дальнейших усилий - только успевай отвечать на комменты.

Дальше нам было уже не до скуки :). Весь день люки так и висели в блогах среди самых популярных записей. Переписка в комментариях поглотила все имевшееся время. Удивило, что если большинство комментов были "Жесть, кошмар и ужас", то сами владивостокцы сохраняли олимпийское спокойствие: "Кого вы хотите этим удивить, что люков открытых не видели?". Видимо, жители города давно уже свыклись с мыслью, что люки крадут на металлолом, ставить их на место все равно бесполезно (опять украдут), поэтому аккуратно объезжают эти ямы и не заморачиваются. Но на тех, кто не привык к подобным ужасам (а таких в нашей стране, все-таки, большинство), наш фотоотчет производил шокирующий эффект. Люди перепечатывали это в своих журналах. Редакторы вешали нашу статью на новостные сайты. Фотки даже попали на сайты приколов типа фишки.нет (ссылка), яплакалъ (ссылка) или прикол.ру (ссылка). В результате про люки Владивостока узнала в тот день вся страна.

В личку, почту и соцсети стали стучаться СМИ. Местные Вести решили снять сюжет, договорились на завтрашний день. Весь вечер думали, о чем надо говорить в интервью. Причитать "ужас-ужас", ясное дело, бесполезно. Призывать ловить воров или бороться с металлоприемами - тоже не вариант. Для того, чтобы люк украсть и сдать в металлолом, надо чтобы кто-то сперва поставил его на место. Потому что сейчас нет люка, никто его не крадет - нет и проблемы. В общем, решаем, что нужно добиваться от администрации города соблюдения срока установки крышек на место (три часа по ГОСТу), а там уж пусть сами решают, какими методами они будут дальше бороться и с кем. Именно на это, кстати, и направлен проект РосЯма, который активно продвигает Алексей Навальный. На сайт РосЯмы можно загрузить фотографию открытого люка, указать его точный адрес, а сайт сгенерирует полностью заполненное заявление в ГИБДД - останется только подписать его и отправить по почте. Что мы и делаем, благо фоток у нас полно и адреса все записаны, вот пост об этом.

Репортаж показали в тот же день - он получился просто супер!

image Click to view



Заодно выяснился интересный факт. Снимая сюжет, мы заглянули в один из открытых люков, и оказалось, что крышку никто не украл - она лежит себе спокойненько на дне колоца. Тут же в голову пришла еще одна идея. А что если проехаться по городу и подоставать из люков упавшие туда крышки! Получилось бы наглядное и убедительное доказательство того, что проблема не в сборщиках металлолома, а в полнейшем нежелании что-либо делать со стороны администрации и дорожников. Но есть одна проблема - машина у нас была прокатная и мы ее уже вернули. А пешком такое мероприятие не осилить.

Снова идем в прокат на морвокзале, рассказываем им наш замысел и просим дать машину бесплатно. Они, конечно, большого смысла в этом не видят, но машину все-таки дают, за что им спасибо огромное. Параллельно, узнав о наших планах, вызвались помочь журналисты из Комсомолки и bedaan - местный активист, который здесь давно, кстати, борется с открытыми люками. За вечер мы находим внутри люков шесть упавших туда крышек, успешно их закрываем, пишем об этом очередной пост, а ребята делают замечательную статью в газете, и даже видеорепортаж.

image Click to view



К тому моменту с нами связался координатор РосЯмы fezeev и рассказал несколько важных вещей. В частности, о том, что лучше было самостоятельно нести заявление сразу в дежурную часть ГИБДД и сдавать там под запись в журнале - так быстрее и надежнее. А еще он сделал перепост у себя. И даже Навального попросил написать об этом ( ссылка на пост). После такой тяжелой артиллерии, тема люков снова оказалась в ТОПе.

И шумиха на этом не закончилась. Вести сделали новый репортаж и теперь уже показали его на всю Россию. Сюжет получился больше, но стал мягче и политкорректнее. Администрация, типа, не виновата - а винить надо неустановленных злоумышленников, ворующих решетки. В общем, смотрите сами, сравнивайте с первым:



Теперь уже проблема люков стала одной из самых обсуждаемых в городе. По радио постоянно слышно "люки, люки", а в интернете им посвящена каждая вторая тема местного сообщества.

Позвонил ТВ-Центр. Предложил снять сюжет о том, как мы достаем люки из колодцев и ставим их на место. Сняли. Показали, опять же, на всю страну:

image Click to view



И НТВ в стороне не осталось - тоже сняли сюжет о люках для Главной Дороги. Опять же, на всю страну показали:



В процессе съемок выяснилось еще три интересных факта:

1) Решетки на улицах города встречаются двух видов. Первые, классические, как и везде, толщиной сантиметров десять. Вторые, нового образца, толщиной всего-то сантиметр-полтора, которые ломаются как стеклянные. Видимо, для тротуаров предназначенные, либо просто халтурно сделанные. Они-то и составляют основную часть якобы украденных решеток. На самом же деле, полазив по люкам, мы обнаруживаем на дне обломки этих крышек - версия с ворами выглядит все менее правдоподобной.

2) Срок службы люков - три года. В течение этого срока производитель обязан бесплатно заменить бракованное изделие, если оно сломается. В нашем случае, половина новых люков вышла из строя в течение года, а за три года производитель поменял бы их несколько раз по кругу. Вполне справедливо, ведь скупой платит дважды. Но в нашем случае никто ничего менять не собирается, ведь официально-то люки украли, а в таком случае никакой брак и никакая гарантия не действует. Красиво, черт побери!

3) В интервью представитель администрации рассказывает о том, что после ремонта на улице Тухачевского были установлены новые решетки, которые через несколько дней кто-то похитил. На самом деле, если приглядеться, то можно увидеть, что посадочные места для крышек забиты асфальтом. Это говорит нам о том, что асфальт во время ремонта клали поверх открытых люков, а сами люки никто после ремонта на место не ставил, ведь для этого пришлось бы очистить посадочные места от асфальта.



Кстати, раз уж администрация всех уверяет, что люки украли, то где тогда следствие и уголовные дела? Масштабы хищений-то серьезные! И где поиски? Ясно же, что любой следователь тут же обнаружил бы обстоятельства, упомянутые выше в п.3. И против кого это дело тогда обернется?

Отсутствие расследования возмутило и ДИНО МС в очередном выпуске Рэпинфо.

image Click to view



В общем и пошумели знатно, и о проблеме много интересного узнали. А с люками-то что стало, как думаете? Две недели прошло, думаете что-либо сдвинулось с места?

Ни-че-го!

После всех этих статей, сюжетов, передач и обсуждений, мы все так же ездили по городу и видели, как все упомянутые дыры красуются на своих местах. Кроме, разве что тех, которые мы сами же и закрыли вместе с журналистами.

Изменения начались одновременно с тем, как в ГИБДД дошло-таки наше письмо (сверили по дате на уведомлении). То ли совпадение, то ли действительно ГИБДД как-то повлияло, но люки начали закрывать. Сперва - досками, а потом уже и настоящими крышками. Закрыли, правда, далеко не все и далеко не везде, но что-то начало происходить - уже хорошо.

Еще через две недели после начала ремонтов, уезжая уже из города, мы решили на прощание прокатиться по той же улице Калинина, чтобы сравнить "До" и "После". Вот что мы увидели:

Улица Калинина, напротив дома 2а. Дыра раздолбалась еще сильнее и припорошилась листвой.



Улица Калинина, 2а. Там же, в ста метрах от предыдущей дыры. Стало хуже.



Калинина, 11. Этот люк мы сами закрыли с ТВ-Центром.



Калинина 19. Установлена новая решетка, по краям прихвачена сваркой, чтобы не украли.



Еще один на Калинина 19. Закрыли.



Калинина 25. Закрыли.



Калинина 27. Закрыли, приварили.



Калинина, между домами 39 и 40. Закрыли.



Между домами 45 и 47. Закрыли, приварили.



Калинина, 57. Закрыли, приварили.



ул. Калинина, возле гаражей, после дома 57 в сторону дома 89. Закрыли, приварили.



Калинина, между домами 91 и 105. Закрыли, приварили.



Калинина, возле дома 105. Закрыли, приварили.



Калинина 105, еще один рядом. Закрыли, приварили.



Калинина 109, два похожих открытых люка. Первый. Закрыли, приварили.



Второй. Закрыли, приварили.



Калинина 84. Закрыли досками.



Рядом, тоже Калинина 84.



Калинина 100. Остался как есть.



Похожий люк, на Калинина 161. Остался как есть, только листвой припорошило.



Калинина, 226. Этот люк мы сами закрыли с Комсомолкой.



Там же, на Калинина 226, напротив кафе "Райский уголок"



Калинина 230.



Калинина 230, еще одна дыра. Одну решетку мы сами поставили с Комсомолкой, а вторую сюда подобрать не смогли - так и стоит открытая.



И еще одна дыра на Калинина 230. Никаких изменений.



Итоги.

Простых случаев, где надо было просто поставить крышку на место, было 21. Из них 16 люков закрыто силами города, 3 дыры - нашими силами, а 2 дыры так и остались незакрытыми. Что касается сложных случаев, где из-за разрушений банальная установка крышки уже не катит, то их как было 14, так и осталось 14. Итого на улице Калинина дорожники починили меньше половины люков, причем сделали самую простую часть работы.

Какие выводы?

1) Имело ли все это смысл? С одной стороны, имело хотя бы потому, что аварий в городе станет чуть меньше. Но если половину люков одной улицы пришлось закрывать со скандалом на всю страну, то как тогда закрывать вторую половину? А что делать с другими улицами? Как повод ткнуть чиновников лицом в проблему, такая буча, возможно, работает, да и то не факт, но для регулярного решения повседневных проблем, явно не подходит - вся страна репортажи посмотрела, ужаснулась и забыла. Теперь дыры никому не интересны, можно снова их оставлять открытыми - новые репортажи никто второй раз снимать не будет. В общем, шумиха полезна больше для борьбы с администрацией (что тоже важно), чем с люками.

2) Что делать? Судя по всему, наиболее эффективный способ в подобных ситуациях - метод РосЯмы: брать и методично писать заявления на каждую яму. Сперва В ГИБДД. Не работает? В прокуратуру! Благо, РосЯма генерирует заявления автоматически, а ее координатор Федор Езеев (fezeev@gmail.com) обещал всячески содействовать любому обратившемуся. Так что каждый житель может методично заниматься своей улицей. Это не так весело, как поднимать волну протеста но, видимо, более эффективно.

P.S Вся информация актуальна на момент моего отъезда из города, если есть изменения - пишите в комменты.

Люки, Владивосток

Previous post Next post
Up