Грузинский дневник, 23 сентября

Sep 25, 2008 17:39


Здание школы №7 в Гори

Олег Панфилов

22.09.08 19 сентября ваш корреспондент отправился в Грузию - увидеть своими глазами, как идет жизнь в этой стране после войны. Его заметки и фотографии публикуются по мере поступления.

23 сентября

Повторная поездка в Гори - для встречи с Епископом Андриа и встреча со школьниками школы №7, поврежденной в результате взрыва авиационной бомбы, сброшенной 13 августа с российского самолета.
Епископ Самтависского и Горийского Андреа (Гвазава) - человек легендарный. Он родился в Абхазии, а когда собирался уйти в монастырь и постричься в монахи, началась война. В Сухуми оставались родители и другие родственники, и он взялся помогать не только в проведении гуманитарных операций, он воевал. Поэтому, когда мы начали разговаривать, один из моих вопросов был о том, насколько ему помог опыт войны в Абхазии, чтобы сейчас, уже в сане священника, помогать людям - выводить их из оккупированных районов, вывозить тела погибших, организовывать гуманитарную помощь для жителей Гори. Епископ улыбнулся и сказал, что, наверное, он лучше других священников знает, как вести себя во время бомбардировки.
Во время военных действий, а это были в основном были бомбардировки российской авиацией нескольких районов города, прямых стокновений между военными двух армий не было, епархия выпекала более двух тысяч больших штук традиционного грузинского хлеба, и это значит, что в городе оставалось много людей, каждый брал для себя только дневную норму, зная, что и на следующий день может придти в церковь и получить хлеб.
Епископ сказал, что определял количество оставшихся в городе людей и по тому, сколько приходило прихожан на ежедневные литургии, которые он проводил во спасение Грузии. И если сопоставить процентное соотношение приходивших обычно в церковь прихожан и жителей города, что оставалось в осажденном Гори достаточно много людей.
Наконец, еще одно отличие в поведении людей - в первые два дня, когда город бомбили и часть магазинов были разрушены или стояли с выбитыми окнами, никто, как уверяет Епископ, никто не позарился и не было ни одного случая мародерства. Грабить магазины начали, только когда в город вошли югоосетинские формирования.


Нодар Иарганишвили в спортзале школы №7 в Гори
В этот же день посетил школу № 7 на окраине Гори, куда 13 августа упала 200-килограммовая авиационная бомба. Во это время во дворе школы, как рассказал директор Нодар Иарганишвили, было много беженцев с детьми, которых размещали в классах, и он уверен, что удар был намеренный - по скоплению людей. Бомба упала в 30 метрах от школы в жилой двухэтажный дом, где погибли двое детей и две женщины. От взрывной волны и осколков обрушилась стена спортивного зала, повреждена внешняя стена школы, рамы стеклопакетов вогнуты вовнутрь, не осталось практически ни одного целого оконного стекла.
Школу начали ремонтировать незадолго до войны, установили батареи отопления, новые окна, на многих еще сохранилась строительная пленка. Удар был огромной силы, и Нодар Иарганашвили, показывая спортивный зал с проломленной стеной и посеченным осколками потолок, говорит, что Господь послал ему испытание, и если бы в школе в это время находились ученики, то жертв было бы намного больше, чем погибшие дети и женщины в доме, на который упала бомба.
У меня была еще и своеобразная миссия - я привез от учеников московской школы-интерната «Интеллектуал» книги и письма. Подарки предназначались для учеников школы №7, поэтому мы вместе с директором поехали в школу №10, где сейчас, уже в две смены учатся ученики обеих школ. Церемония передачи подарков поначалу была скованной: во-первых, не все дети хорошо знают русский язык, во-вторых, как оказалось, в классе несколько учеников потеряли отцов. Но затем дети прочитали письма московских школьников, передали ответные письма.


Вечером уже в Тбилиси я спросил министра образования Грузии Гиа Нодиа, как он относится к тому, чтобы московские школьники приехали следующим летом в Гори. Кстати, такую же идею мне высказал Епископ Андриа, который готов принять школьников на лето и разместить их в знаменитом горийском духовном училище.
Два события прошедшего дня. В дворе школы ко мне подошел мальчик лет 8-9-ти и протянул в ладошке три кусочка рваного металла - осколки взорвавшейся бомбы. Я взял, подумав, что это и есть тот «сувенир» из Гори, который я передам московским школьникам. Второе - разрушенный класс - кабинет русской литературы, где на стене висят портреты классиков - Чехова, Достоевского, а на полу в куче  битого стекла и отвалившейся штукатурки лежит последний номер журнала «Русский язык», который издает министерство образования Грузии.
 

Россия, Грузия, Гори, Радио "Свобода"

Previous post Next post
Up