Попробуем почитать вместе Книгу II фундаментального труда А.Коржибского "Наука и психическое здоровье" (перевод Олега Матвеева). Ниже - некоторые понравившиеся мне цитаты и комментарии к ним.
Что есть "на самом деле"?
В книге А.Коржибский (далее и везде А.К.) приводит пример с вращающимся вентилятором. При вращении с определенной скоростью лопасти вентилятора производят впечатление сплошного диска.
В этом случае «диск» не является «реальностью», а представляет собой нервную интеграцию, или абстракцию из вращающихся лопастей. Мы не только видим «диск» там, где его нет, но, если лопасти вращаются достаточно быстро, мы не сможем пробросить через них песок, потому что песок будет лететь слишком медленно, и отбиваться одной из лопастей. Этот «диск» представляет собой совместное явление вращающихся лопастей и абстрагирующей силы нашей нервной системы, которая регистрирует только крупные макроскопические аспекты и медленные скорости, но не более мелкомасштабную деятельность или более тонкие уровни.
Используя данные современной науки, мы знаем, что вещество, предметы (например, карандаш), на микроскопическом уровне представляют собой бесконечную игру элементарных частиц, кварков, полей, сил, энергий - процесс, длящийся бесконечно во времени, находящийся во взаимосвязи со всеми другими процессами во Вселенной, и имеющий бесконечное число характеристик. Но мы с вами видим, воспринимаем органами чувств не этот процесс (событие у А.К.), а стабильный твердый объект - карандаш.
... в нашем повседневном опыте данные динамические тонкие структуры недоступны для наших грубых «чувств». Мы регистрируем «диски», хотя исследования показывают, что это не диски, а вращающиеся «лопасти».
По подобной же причине, можно полагать, нам не удается просунуть палец сквозь стол - потому, что палец слишком толстый и слишком медленный, и некоторые материалы удается пронизать только такими быстрыми лучами, как рентгеновские.
Вышеописанные аналогии полезны только для наших целей, они являются сверхупрощением и не должны приниматься за научное объяснение.
Мы воспринимаем не то, что происходит "на самом деле", а только то, что позволяет нам воспринять наша нервная система.
... мы осознаем факт того, что крупные макроскопические материалы, с которыми мы знакомы, не являются только тем, что мы видим, ощущаем. , но представляют собой динамические процессы с весьма тонкой структурой; и что мы, кроме того, осознаем, что наши «чувства» не приспособлены для регистрации этих процессов ...
То, что мы видим, структурно представляет собой лишь конкретный статистический массовый эффект событий на гораздо более мелкомасштабном уровне. Мы видим именно это по-тому, что не улавливаем никаких более тонких деталей.
Индивидуальность восприятия
Продолжим исследование такого объекта, как карандаш.
Мы можем его увидеть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. , и использовать разными способами. Является ли какое-либо из только что упомянутых отношений «всеобъемлющим», или наше знакомство посредством любого из них является лишь частичным? Очевидно, любой из этих каналов дает такое знакомство с этим объектом, которое не только частичное, но также и специфически связанное с теми нервными каналами, которые при этом задействуются. Например, когда мы смотрим на объект, мы не получаем его запаха или вкуса, мы получаем только визуальные стимулы, .
Более того, любой выбранный канал обеспечивает разным наблюдателям разную ознакомленность. То есть, зрение показывает карандаш одному наблюдателю, Иванову, как заостренную палочку, а другому, Петрову - как диск. Чувства, получаемые через другие рецепторы, точно также зависят от множества условий; и различные наблюдатели получат различные впечатления. Это хорошо демонстрируется известной сказкой про пятерых слепых и слона.
По причине отличий в чувствительности рецепторов Ивановых и Петровых (частичная цветовая слепота, астигматизм, дальнозоркость), любой конкретный канал ознакомления (например, зрение) дает разным наблюдателям разные результаты наблюдения одного и того же объекта. Ознакомление, соответственно, является личным и индивидуальным.
Другими словами, результат наших наблюдений зависит от точки зрения, с которой ведется наблюдение и индивидуальных особенностей того, кто наблюдает. Разные наблюдатели получают разные впечатления от одного и того же объекта.
Влияние предыдущего опыта
Опять же, результаты наблюдения, полученные через конкретные каналы, подвержены влиянию результатов, которые уже проходили по данному каналу. Тому, кто нечасто видел деревья, ель и сосна не покажутся разными. Для него и то и другое будет просто «хвойным деревом». Если же получить должную тренировку, то тот же самый индивидуум позже, скажем, сможет различать четыре разновидности елей. Благодаря этому фактору опыта, реакция каждого индивидуума на подобные внешние стимулы является индивидуальной. Мы можем только соглашаться по поводу цветов, форм, расстояний. , игнорируя тот факт, что воздействие «одного и того же» стимула является различным для различных индивидуумов.
Фактор времени
Также есть фактор «времени», проявляющийся в том, что мы не можем ознакомиться с нашим карандашом одновременно со всех сторон. Мы также не можем наблюдать внешнюю форму и внутреннюю структуру «одновременно».
Некоторый итог...
Еще более важен тот факт, что все наши средства вместе взятые дают нам только лишь частичное и личное ознакомление с «карандашом». Мы постоянно изобретаем экстранейральные* средства наблюдения, которые обнаруживают новые характеристики и более тонкие детали. И этот процесс никогда не завершается. Никто никогда не может приобрести «полную» ознакомленность даже с таким простым объектом, как карандаш. Химия, физика, применение множеств. , предлагают другие области ознакомления, и их можно бесконечно расширять. Природа неистощима; события обладают бесконечным числом характеристик, и это обеспечивает богатство и бесконечное число возможностей в природе.
* Экстранейральный (extraneural): находящийся за пределами нервной системы - прим. О.М.
"Никто никогда не может приобрести «полную» ознакомленность даже с таким простым объектом, как карандаш".
Мы не можем избежать ограничений, накладываемых нашей системой восприятия, нашим опытом, временным и пространственным факторами.
Продолжение следует.