«Курчавый Боря, Рыжий Тоха,
Что говорить - нужны стране,
Но лишь аукциону Коха
Мы все обязаны вдвойне».
(«Песнь олигархов».
Авторство приписывается В.Потанину)
Почему стране так не везет с оппозицией? Как ни проявится кто-нибудь с громкими заявлениями, так сразу всплывают давние и не очень, но обязательно некрасивые истории. То на одном, который экс-кандидат в мэры, мошенничеств и воровства больше, чем на дворняге блох; то другого, побывавшего даже в премьер-министрах, поминают не иначе, как «Два Процента»; то третий, который «любимец Ельцина» и в вице-премьерах погулявший, так, вообще, акций «Газпрома» зацепил, сколько смог унести. Почему любое оппозиционное движение в России сразу же ассоциируется с нездоровой тягой к деньгам, преимущественно, к чужим, а чаще - к государственным. За державу обидно. Но у них почему-то по-другому никак не получается.
Вот тут недавно еще один пример на свет Божий выполз. Некто Альфред Кох
опубликовал очередной прогноз того, что Россия, оказывается, уже всё. Ну, в смысле конец ей пришел. И есть у страны два варианта - или к китайцам, которые заменят всех россиян на своих соотечественников, или к Америке, которая потребует «Путина в Гаагу (как Милошевича)… Отказ от ядерного статуса и разоружение под контролем НАТО… Военные базы НАТО на территории России». А еще этот самый Кох с предельной откровенностью поведал, что у России выхода другого нет, и скоро придется все же идти к американцам и выполнять их условия. «Это вполне реальная перспектива при таком раскладе». И,
вообще, «Нашу Татарию-Московию Европой не считают. Мы дикая азиатская деспотия, упивающаяся собственной выдуманной исключительностью».
И сразу полетело. Ну, из серии «вы не рефлексируйте, а распространяете». Только одних «перепечаток» в Фейсбуке более семи тысяч, а десятки СМИ, преимущественно западных и украинских, старательно распространяли откровения Коха. А отечественная оппозиция, так вообще зашлась в каком-то даже эротическом восторге, прямо таки разорвав Альфреда на цитаты.
А у меня почему-то сразу же сработал рефлекс, о котором я говорил выше. А эта ванга, случаем, не тот ли самый Альфред Кох? Ну, про которого песенка, вынесенная в эпиграф? Оказалось, что, действительно, тот самый и единственный. Здравствуйте, Альфред Рейнгольдович!
Краткая
справка (для тех, кто не в курсе): Альфред Рейнгольдович
Кох с августа 1993 по 1995 год работал зампредседателя Госкомимущества (ГКИ, ныне - Минимущество), а с 12 сентября 1996 года по 13 августа 1997 года возглавлял ГКИ и даже посидел в кресле вице-премьера. Именно под его контролем и при непосредственном участии состоялся ряд крупных сделок в рамках залоговых аукционов. Первый аукцион состоялся 3 ноября 1995 года в Сургуте. Право прокредитовать правительство под залог 40,12% пакета акций нефтяной компании "Сургутнефтегаз" получила НПФ "Сургутнефтегаз" (гарант - ОНЭКСИМбанк), заплатив 88,9 млн. долларов за пакет и погасив задолженность компании перед бюджетом. Затем ушел 51% голосующих акций "Норильского никеля" за 170 млн. 100 тыс. долларов, которые получил опять-таки ОНЭКСИМбанк. Он же приобрел контрольный пакет акций НК "СИДАНКО". Последний аукцион прошел 28 декабря того же года, когда ЗАО "Нефтяная финансовая компания" (гарант - Столичный банк сбережений) заплатила за контрольный пакет акций НК "Сибнефть" 100 млн. 300 тыс. долларов. Все кредиты были выданы правительству на три года с возможностью досрочного выкупа акций. В результате залоговых аукционов контроль над компаниями перешел к новым, частным владельцам - правительство не смогло в срок вернуть долги. Группа "Интеррос", в состав которой тогда входили ОНЭКСИМбанк и банк МФК, получила больше всех - контрольные пакеты акций НК "СИДАНКО", "Норильский никель", блокирующий пакет акций Северо-Западного пароходства и довольно крупный пакет акций Новолипецкого комбината. Так Владимир Потанин и Михаил Прохоров за считанные месяцы превратились в миллиардеров, благодаря трудам праведным того самого Альфреда Коха.
Однако, в
ноябре 1999 г. московская прокуратура возбудила в отношении Коха уголовное дело по ч. 2 ст. 170 УК РСФСР ( "злоупотребление властью или служебным положением, вызвавшее тяжкие последствия"). Тогда следствие пришло к выводу, что Альфред Кох, используя служебное положение, помог ОНЭКСИМбанку приобрести акции "Норникеля" по заниженной в два раза (!!!) цене. Согласно материалам уголовного дела, следствие фактически доказало вину Альфреда Коха в пособничестве одному из участников залогового аукциона (Потанину) и отстранении от торгов его конкурента ТОО "Конт". Поначалу и Кох, и Потанин, проходивший по делу свидетелем, все подобные обвинения решительно отвергали, но когда следствие предъявило аудиозаписи их телефонных переговоров, в которых Потанин подсказывал стоимость пакета акций и объяснял, как отжать конкурентов, признали, что подобные разговоры велись. Как известно, Потанин купил свои 38% "Норникеля" почти за бесценок, заплатив $170,1 млн. (при реальной стоимости предприятия более $310 млн.).
Уголовное дело в отношении А.Р.Коха было закрыто
в связи с актом амнистии, а в отношении Потанина в возбуждении уголовного дела было отказано также в связи с актом амнистии.
После чего благодарный Кох, вместо того, чтобы отправиться на нары, какое-то время преданно служил власти, в частности, отжимая телеканал НТВ в пользу «Газпрома» у своего бывшего друга олигарха Гусинского. И даже умудрился в 2001 году посидеть в Совете Федерации, представляя Ленинградскую область.
И вот сейчас мне почему-то очень захотелось показать совестливому и рукопожатному Коху и всем его поклонникам и фанатам
один удивительный документ, который, по мнению Альфреда Рейнгольдовича, был похоронен вместе с закрытым уголовным делом. Но такие документы, как и рукописи, не горят.
Это конфиденциальное внутреннее банковское письмо, написанное зампредом правления потанинского «Онэксим-банка» Дмитрием Ушаковым в адрес управделами того же банка Дмитрия Жура, в котором речь идет о финансировании «материальных благ» экс-вице-премьера и главного приватизатора Альфреда Коха. Но лучше дословно: «…1 сентября 1997 г. для финансирования расходов г-на Коха А. Р. мною было открыто разрешение на расходы на сумму $ 6 550 000. В 1997 году было израсходовано $ 176 714. Таким образом, переходящая сумма на 1998 год составила $ 6 373 286. В 1998 году было израсходовано $ 155 360 <…> Считаю, что все вопросы по получению материальных благ от системы г-н Кох А. Р. должен решать исключительно с Вами…».
Ну, и как вам это письмо? По-моему, все предельно ясно и откровенно. Брал? Разумеется, брал. И немало, решая миллиардные «вопросы» в пользу дающего. А теперь этот персонаж на голубом глазу рассказывает нам о правовом беспределе, вывозе капитала и коррупции.
Тут вот обнаружил еще одно письмо, на этот раз написанное уже в адрес самого Коха. Причем,
написанное нынешним единомышленником экс-вице-премьера, а именно Виктором Шендеровичем. При всем моем личном отторжении персоны Шендеровича, не могу не процитировать:
«Альфред Рейнгольдович! Невдалеке от Вашей образованной головы с 1997 года порхают и кружатся несколько уголовных статей УК РФ... Вас взяли за яйца, г-н Кох, позвольте сказать Вам это без лишней эстетики».
Но нет. Даже будущий коллега-оппозиционер не смог предвидеть несколько всё хорошо сложится у Коха даже после того, как его взяли за... за то самое. Уголовные дела закрыли по амнистии, а Альфред Рейнгольдович убыл в США, благополучно сохранив нажитое. И теперь вот дружит с Шендеровичем, а заодно открывает миру глаза на то, что Россия закончилась. И закончилась страна потому, что, по мнению Коха, у нее, грубо говоря, нет больше денег. А вернуть ничего не хочется, Альфред Рейнгольдович? Ну, так чтобы по совести. А потом уже и в Настрадамуса поиграть можно.