Великие адвокаты, которых никогда не было. А жаль…

Nov 10, 2013 14:43

К дню полиции. В качестве фантазии. Интересна реакция нынешних следователей и других правоохранителей, если бы, скажем, «болотных» или «гринписовцев» явился защищать кто-нибудь из нижеприведенных адвокатов?


использованы материалы Право.Ru


Аттикус Финч из книги "Убить пересмешника" (1960 г.).

На фото ― Грегори Пек, исполняющий главную роль в одноименном фильме, вышедшем на экраны в 1962 г.
На первом месте, без сомнений, должен быть Аттикус Финч ― культовая фигура для юристов. Возможно, он единственный вымышленный юрист, которому поставлен настоящий памятник ― в штате Алабама в 1997 г. Уже для нескольких поколений англоязычных юристов он служит образцом профессиональной честности и принципиальности. "Аттикус стал своего рода народным героем в юридических кругах и считается почти реальной личностью", писала Алиса Петри, редактор сборника, посвященного Харпер Ли (автору романа). Бесчисленное множество юристов выбрали свою карьеру под его влиянием, судьи ссылались на его слова, объясняя принятые решения. Более того, в 2008 г. сама Харпер Ли стала почетным членом адвокатской ассоциации Алабамы за создание образа Аттикуса Финча, который "стал персонификацией выдающегося и образцового юриста, служащего неимущим".



Фрэнк Галвин. "Вердикт" (1982).

Фрэнк ― адвокат и алкоголик в исполнении Пола Ньюмана в фильме "Вердикт" (1982). В начале картины мы видим, как персонаж начинает спиваться и проигрывает одно дело за другим. Но бывший партнер подкидывает ему еще одно ― крайне заурядное; нужно лишь договориться от имени клиента о почти гарантированной компенсации. К удивлению всех участников процесса, адвокат отказывается от досудебного соглашения, и ― вопреки шансам и усилиям ответчиков и даже судьи ― выигрывает.



Пол Биглер. "Анатомия убийства" (1959 г.).

Бывший прокурор занимается мелкими делами и в основном предается приятному времяпровождению в партнерстве с другим выпивающим адвокатом, Парнеллом Маккарти. И вот происходит трагедия ― армейский лейтенант убивает трактирщика, который как он считает, изнасиловал его жену. И вопрос не в том, убил ли ― никто не спорит, что убил ― но почему, и насколько убийца осознавал свои действия. Адвокат говорит и действует с несколько театральной простотой, за которой скрывается сильный юридический ум. С помощью своего партнера он обнаруживает несколько важных для защиты фактов, и в конечном итоге коллегия присяжных признает лейтенанта "невиновным по причине невменяемости".



Перри Мейсон. "Перри Мейсон".

Один из самых популярных адвокатов, творение Стенли Гарднера, не сходил с телеэкранов на протяжении почти 40 лет, с перерывами. Неутомимый защитник, Мейсон всегда стремится не просто посеять в сердца присяжных "обоснованные сомнения" в виновности своего клиента - ему важно доказать его невиновность. В одном из дел его секретарь буквально спотыкается о тело жертвы, и все улики указывают на виновность клиента Мейсона ― но во второй половине фильма Мейсон блестяще опровергает доказательства обвинения. В общем, это своего рода "адвокат par excellence".



Генри Драммонд (слева). "Пожнешь бурю" (1960).

Это первая (из четырех) экранизация одноименной пьесы, посвященной знаменитому "обезьяньему процессу" 1925 года ― обвинению Джона Скоупа, учителя старшей школы в штате Теннесси, в нарушении Закона Батлера, запрещавшего преподавать теорию эволюции Дарвина. Центральный вопрос процесса ― право человека думать самостоятельно. В фильме ― как того требует жанр ― все против адвоката, от публики до судьи. Но защитник обвиняемого сумел показать, что, хотя обвинение технически право, само разбирательство в целом становится политическим позором для города и штата; в результате судья спешно закончил процесс, приговорив учителя к штрафу в $100, к колоссальному возмущению обвинения. В финальной сцене Драммонд собирает книги, и среди них ― работа Дарвина и Библия; после краткого размышления адвокат берет обе.



Лоуренс Престон (слева). "Защитники" (сериал 1960-х гг.).

Еще одно творение Реджинальда Роуза, автора "12 разгневанных мужчин". На протяжении 132 эпизодов отец и сын Престоны, оба адвокаты, берутся за самые сложные и неоднозначные дела, защищая неонацистов, отказников (от службы в армии по принципиальным соображениям), участников демонстраций за гражданские права, автора, обвиненного в порнографии, врача, подозреваемого в проведении эвтаназии и т.д.



Гораций Румпол. "Румпол из Бейли" (сериал 1960-х гг.).

Основная страсть Румпола ― защищать своих клиентов в Олд Бейли, главном уголовном суде Великобритании. Поэтому он отказывается от продолжения карьеры в качестве судьи, несмотря на давление со стороны семьи и друзей. Его любимое занятие ― перекрестный допрос, и он гордится своим умением вытащить подзащитного из самого безнадежного положения. При этом он твердо верит в презумпцию невиновности и придерживается кредо "никогда не признавай вину" - которому он изменяет, только если твердо уверен в виновности своего клиента.
Помимо любви к защите, Румпол славится старой шляпой и пристрастием к дорогим сигарам и дешевым винам, которым он дает сомнительные наименования, вроде "Chateau Fleet Street" ― одноименная река, протекающая под этой улицей, была главным каналом канализации в викторианском Лондоне. Можно сказать, что Румпол ― это юридическая (и весьма симпатичная) вариация типажа "эксцентричный пожилой джентльмен".



Сэр Уилфрид Робартс. "Свидетель обвинения" (1957 г.)

Сэр Уилфрид ― стареющий и сильно нездоровый адвокат, вопреки совету доктора он соглашается защищать Леонарда Вола, обвиняемого в убийстве богатой вдовы. Как водится, поначалу все указывает на виновность его клиента, пока в силу таинственных обстоятельств не обнаруживаются улики, дискредитирующие главного свидетеля обвинения ― жену Леонарда. После оправдательного вердикта присяжных адвокат по-прежнему не чувствует, что все знает об этом деле, и его инстинкт оказывает верным. Но детали мы опустим, чтобы не испортить читателям удовольствие от просмотра.



Ганс Рольф. "Нюрнберский процесс" (1961 г.)

Фильм был вдохновлен одним из т.н. "последующих Нюрнбергских процессов" ― судом над судьями времен Третьего Рейха, прошедшим в 1947 г. Гансу Рольфу отведена роль защитника обвиняемых, и он исполняет ее блестяще, показывая, что ни одна из сторон не свободна от вины в массовых преступлениях, однако судят только его подзащитных. Он ссылается, в частности, на одного из судей Верховного суда США, открытого сторонника евгеники ("науки" об улучшении человеческой породы, популярной в первой половине ХХ века), Ватиканский конкордат 1933 года, советско-германский Пакт о ненападении 1939 г., известный как Пакт Молотова-Риббентропа, и бомбардировку Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г. Впрочем, подсудимые все равно были приговорены к пожизненному заключению. Фильм заканчивается знаменитым диалогом между председателем суда и одним из подсудимых, в котором последний пытается оправдаться, говоря, что не представлял последствий своих решений ― на что председатель суда отвечает: "Герр Яннинг, эти последствия начались, когда вы впервые приговорили к смерти заведомо невиновного".



Элли Макбил. "Элли Макбил" (сериал, 1997-2002 гг.)

Сериал в такой же степени юридическая, в какой социальная и персональная драма. Даже название юрфирмы, где работает главная героиня, представляется говорящим ― "Cage & Fish", т.е. "Клетка и рыба". На протяжении всего сериала Элли борется с собой и с неудачами в личной жизни, встречая несметное множество любовников, да и работает она в условиях любовного треугольника ― вместе с бывшим другом Билли Томасом, которого она никак не может забыть, и его женой, так что юридические темы порой оказываются лишь фоном для сердечных коллизий. Как написал один из рецензентов, "для поколения молодых женщин Калиста Флокхарт [актриса, исполнявшая главную роль. ― Право.Ru] изобразила юридическую работу как способ вершить правосудие, знакомиться с парнями и покупать дорогие туфли".



Том Хаген. "Крестный отец" (1972 г.), "Крестный отец II" (1974 г.).

"Адвокат с портфелем может украть больше, чем сотня парней с пушками" ― эта фраза Вито Корлеоне вполне характеризует его способности. Хаген ― семейный адвокат в полном смысле этого слова, и практика у него особая. Он единолично ведет дела несметно богатого криминального сообщества. Переговорные приемы у него тоже особые ― как насчет проснуться и увидеть на прикроватной тумбочке отрезанную голову любимой лошади? Такое испытал на себе Джек Вольц, когда попытался отказаться от предложения, "от которого нельзя отказаться".



Алан Шор. "Юристы Бостона" (сериал 2002-2008 гг.)

Шор ― блестящий юрист, сочетающий твердые моральные принципы и готовность прибегать к нетрадиционным и даже неэтичным методам достижения справедливости и торжества закона для своего клиента. Без колебаний он прибегает к подкупу, обману, шантажу или незаконному доступу к компьютерной информации, и всегда склонен поддерживать слабую сторону. Шор придерживается левых взглядов и нередко выражает их - в том числе и в зале суда - свое недовольство тем, куда движется страна в последнее время (напомним, в 2000-2008 гг. президентом США был безусловно правый Джордж Буш-мл.). Жовиальный, любитель женщин, известный своей непредсказуемостью и готовностью посмеяться над собой, он имеет и персональные проблемы ― Шор боится темноты и клоунов и страдает расстройством, известным как "word salad", т.е. выдает бессвязный набор слов, когда сильно волнуется.



Лейтенант Дэниел Кеффи. "Несколько хороших парней" (1992 г.)

На военной базе США в Гуантанамо находят тело рядового Сантъяго. В его убийстве подозревают двух других морских пехотинцев, которых назначают защищать лейтенанта Кеффи. Вопрос в том, действовали ли убийцы по собственной инициативе, как считает обвинение, или же ― как настаивают они сами, ― лишь исполняли приказ офицера. Поначалу дело кажется проигранным, но все меняется во время допроса командующего базой, полковника Джессапа ― Кеффи ловит его на противоречии и затем вышедший из себя полковник признается в том, что отдал приказ ликвидировать Сантьяго. Джессап пытается оправдать свои действия и указывает на свою ценность для национальной безопасности, но полковника арестовывают прямо в зале суда.



Ромо Лампкин. "Звездный крейсер "Галактика" (сериал, 2004-2009 гг.)

Как написал ABA Journal (журнал американской адвокатской ассоциации), "Ромо Лампкин воплотил две заветных мечты юристов: 1) что мы когда-нибудь будем делать работу столь важную, что нас попытаются убить (разумеется, безуспешно!), и 2) что наше положение будет вполне прочным." Лампкин не только оказывается одним из двух выживших адвокатов во всей галактике, но и успешно защищает самого ненавидимого подсудимого ― бывшего президента и, возможно, предателя человечества.



Кевин Ломакс. "Адвокат дьявола" (1997 г.)

"Тщеславие ― несомненно, мой любимый грех", говорит Сатана в облике Милтона, работодателя Кевина Ломакса ― молодого и очень амбициозного провинциального адвоката, которого Милтон пригласил работать в свою престижную юридическую фирму. К поворотному моменту в своей карьере Ломакс не знал поражений, а перед переездом в Нью-Йорк он успешно защитил виновного в отвратительном преступлении. Ломакс признается в конце фильма, что всегда хотел побеждать любой ценой ― и это едва не закончилось плачевно для населения всей планеты. События принимают вполне демонический оборот, но в самый последний момент Ломакс вырывается на свободу, хотя для этого ему пришлось принять очень тяжелое решение.



Сол Гудман. "Во все тяжкие" (сериал, 2008-2013 гг.).

История школьного учителя химии, который стал легендарным производителем метамфетамина, собрала рекордные телевизионные рейтинги. Адвокат Сол Гудман, хотя и числится в героях второго плана, настолько полюбился зрителям, что теперь удостоился собственного сериала, который сейчас находится в производстве. Гудман специализируется на уголовных делах, а если точнее - на решении любых проблем своих клиентов. Он знает тысячу и один способ отмыть деньги, всегда сведет клиента с правильным наркоторговцем, найдет телефон специалиста по нелегальной прослушке, или того, кто эффективно избавится от случайного трупа. Не все методы Гудмана законны, однако он всегда строго соблюдает тайну отношений с доверителем. Чем и подкупает, вместе с харизмой и чудачествами, вроде идиотских рекламных роликов на ТВ, любовью к восточному массажу и комичным телохранителем.

А вы кого бы добавили в этот список?

"болотные", день полиции, правосудие, "гринпис", великие адвокаты

Previous post Next post
Up