Любопытная фраза прозвучала из уст губернатора К. Ильковского, обычно очень осторожного в выражениях. Особенно в свете модных ныне, и весьма наивных, надежд, активно внушаемых населению говорящими телеголовами, на тему "Китай нам поможет".
Ильковский: В китайских инвестициях лесной отрасли много «темноты» Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский считает, что «китайские инвестиции в лесную отрасль не всегда открытые и понятные, там очень много «темноты». Об этом он заявил в эфире телепрограммы «Время перемен».
- Большинство начатых нами совместных проектов не завершены. Мы поставили перед собой четкую задачу - завершить их в течение трех лет. Должен быть запущен комбинат «Полярный» Амазарский, месторождение Нойон-Тологойское и мы должны принять окончательное решение по Березовскому месторождению. Там нас совершенно не устраивают темпы реализации с китайским инвестором, поэтому мы поставили перед ними вопрос: «Или вы реализовываете этот проект, или лицензия снова выставляется на аукцион», - сказал Константин Ильковский.
Он отметил, что проекты, которые начаты в лесной сфере китайскими партнерами Забайкалья, должны представлять собой «полностью легальный бизнес» под строгим надзором отраслевых контролирующих органов.
Это опять про тот самый проект, о котором я говорил неделю назад:
Про стабилизец.
Ситуация воспринимается так.
1. Китайским инвесторам хочется построить мост через Амур и напрямую вывозить российский лес. Строить целлюлозный комбинат им особо не хочется, лучше это дело затянуть подольше. Что сейчас и происходит. Имея полувековые аренды, они понимают, что лес от них никуда не денется.
2.Наши же понимают, что элементарный вывоз леса, как это практиковалось в 90-00-е, будет выглядеть совсем не айс в глазах общества. В 90-е лес гнали через Амур так, что мало кто в Забайкалье об этом знал. Да и вывозили его наши соотечественники. Теперь этот лес китайский, и репутация власти не улучшится, если всё лесное трансграничное сотрудничество свести к банальному вывозу древесины, даже в виде доски с брусом. Поэтому наши пока не теряют надежды в дополнение к вывозу леса выдавить из китайцев обещанное строительство целлюлозного комбината. Хоть какое-то, но всё-же производство на территории региона.
Самое худшее случится, если (как это обычно и бывает) победят китайцы. Переговорщики они хорошие, с тысячелетним опытом. В последние годы, опираясь на свой экономический рост, они уже могли позволить себе смотреть на нас сверху вниз. А после того, как нашим вождям хватило ума разругаться со всем миром, этот взгляд, полагаю, приобретёт особый блеск. В лучшем случае, иронический. На наших глазах Забайкалье превращается в сырьевой придаток Китая. Причём, особо не нужный Китаю, но приберегаемый про запас, до тех времён, когда народу здесь станет поменьше, а зависимость он южного соседа - побольше.
Если губернатор это понимает (не может не понимать), то он, конечно, прав, пытаясь выдавить из китайцев хоть какую-то определённость. Других-то инвесторов всё равно не будет. Только получится ли?
И повторю в очередной раз: разрешить строительство моста через Амур в Могочинском районе - это худшее, что можно сейчас сделать для забайкальского леса.