Будущее как прошлое

Apr 28, 2016 13:19



___________

Как Вы думаете, друзья, может ли быть, что авторы фильма «Гостья из будущего» показанного по TV в 1984-м году, (возможно, сами не осознавая того, это вопрос дискуссионный), создали... ностальгию по Мечте?

Даже скажу чуть жёстче: реквием по Мечте.

Поясню:

Этот фильм мне в 80-х годах не удалось увидеть, просто потому, что в этот момент я был уже не в юношеском возрасте. И был занят уже совершенно другими вопросами. То есть, путешествия во времени и в другой мир уже были прочтены у С. Лема, того же Булычёва и других авторов. Этот круг образов и проблем отошёл на второй план.

В общем, фильма этого в 80-х я не посмотрел. Песню слыхал, да.
Помню, немного смутил меня её рефрен. Своим явно пессимистическим смыслом о жестокости.
Ещё подумал: зачем это? Что за пессимизм? И мелодия какая-то грустная...

Затем, как все помнят, в конце 80-х были годы перестройки, и, по факту, годы разрушения нашей Страны Советов.

И вот, сейчас, просматривая (ВПЕРВЫЕ!) этот фильм с ребёнком 5-ти лет уже в 2016-м году, что же я вижу...

Это не трудно увидеть и сейчас.

В конце 1-й серии, где мальчик наблюдает, как девочка садится в летательный аппарат, (это некий "парк аттракционов" в Москве из "прекрасного далёка"), там звучит, в общем-то, печальный гобой в духе лёгкой сарабанды.
Звучит очень настороженно.
(Если кто не в курсе, сарабанда это есть погребальное шествие, воплощенное в танец.
Происхождение жанра - Испания.)

image Click to view



Это как-раз и есть инструментальная версия припева песни "Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко"...

Затем... прекрасная панорама прекрасной Москвы... которую, в качестве города-Мечты, мы уже потеряли. Там - светлая ностальгия, в парафразе звучит всё та же тема. Хотя и окрашенная очень светло.
То есть, пророчество о жестоком будущем, в общем-то, сейчас по факту уже сбылось.

Сознательно ли, бессознательно ли, это уже другие вопросы -

но авторы фильма создали реквием по уходящему "восходящему потоку сознания" большинства людей нашего Советского Союза.

Ведь тут совершенно не в конкретных "правителях" дело. Не в них дело.
Их, кстати, правителей-то, сценарий фильма совершенно не касается.

Теперь Москвой управляет уже жесткий прагматизм.

Дело в этом.

________________

Вопрос к автору музыки:

- Образ «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…» близок каждому человеку. Как считаете, это «далеко» все-таки оказалось жестоким - по отношению к вам, стране, народу?

Композитор Евгений Крылатов о фильме "Гостья из будущего":

- Это философское понятие. Будущее не должно быть жестоким, мы всегда надеемся на лучшее. Нельзя сказать, что в мире стало хуже, потому что в Америке взорвали два небоскреба, а у нас война в Чечне. Это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы. В 16 лет я не мог предполагать, как сложится судьба. Я просто стремился к свету. И нашел его - в Москве.

© Газета "Аргументы и факты", № 16 (458) от 17.04.2002
Статья: На качелях судьбы, Автор: Владимир Кожемякин

__________

oleggureev ... то есть, если что-то и было, то всё-же, лишь на подсознательном уровне. Режиссер Арсенов и композитор Крылатов, возможно, что-то чувствовали.
И смогли это чувство передать нам.

P.S. _________
И продолжение.

Сверхмодерн, by oleggureev, cinema, библиотека, дети, russia, Арсенов, строительство, космос, Булычёв, СССР

Previous post Next post
Up