Оригинал взят у
awas1952 в
Легенда о залоге КрымаНасколько я могу судить, изложенная (как обычно у
norg_norg, совершенно нецензурно, но вполне доходчиво) в «
Хазария-2.0 или Крымнаш» (со вставкой «
Генезис») версия кредита под залог Крыма очень популярна, но не подтверждена ни одним надёжным документом.
План создания еврейской автономии в Крыму действительно был. Я даже читал стихотворение Маяковского на эту тему. Мне оно запомнилось под названием «Крым - евреям», хотя, например, в статье «
Еврей-землепашец? Или почему евреи так и не переселились в Крым?» оно названо просто «Еврей». Но, как справедливо отмечено в этой статье, стремление евреев к земледелию возникло задолго до революции (и уж подавно - до планов кредитования советской власти). Более того, это стремление подкреплялось не только идеей создания своей страны, но и подробным библейским описанием сельскохозяйственной деятельности громадного большинства евреев. А размещение в Крыму было по послереволюционным понятиям вполне естественным: после Гражданской войны значительная часть населения полуострова эвакуировалась, и для земледелия освободились немалые территории.
Вдобавок именно классическое выращивание зерна там не так уж легко и просто. Например, в главе «
Проект создания Еврейской Советской Социалистической Республики в Крыму» книги «
Почему евреи не любят Сталина» (на мой взгляд, название слишком обобщённое: так относятся к товарищу Джугашвили далеко не все евреи) упомянуто стихотворение того же Маяковского «
Жид», где, в частности, сказано: «Еврея не видел? В Крым! К нему! Камни обшарпай ногами! Трудом упорным еврей в Крыму возделывает почву-камень»/ В этой же главе отмечено: «Ларин считал возможным переселение в Крым 280 тыс. евреев и создание там их республики. Однако еврейские коммуны в Крыму находились далеко от моря, им досталась окаменевшая земля при сухих изнуряющих ветрах и сложных проблемах с водой. Новосёлы жили в землянках или в наспех сколоченных бараках. В Крыму для еврейских поселений было выделено 241 872 гектара земли, рассчитанных на 9282 семьи, или 46 тыс. человек. Скудость выделенных для освоения этих земель средств свидетельствовала, что правительство более рассчитывало на энтузиастов-романтиков и иностранную помощь». Полагаю, если бы речь действительно шла о залоге, освоение Крыма евреями шло бы в ином режиме.
Тем более что евреи занялись земледелием не только в Крыму: «К этому времени, как уже отмечалось, на Украине, в Крыму и других регионах существовали сотни еврейских крестьянских колоний. На Украине в 1924 г. насчитывалось 43 657 евреев-крестьян. Большое количество еврейских бедняков из городов и местечек Украины прибыло на юг республики и в Крым. Тысячи обездоленных людей, получив материальную помощь, переселялись в степные районы между реками Ингульцем и Днепром, на север от Херсона, где начинали осваивать сельскохозяйственное производство и вести крестьянский образ жизни. Это был довольно сложный процесс для еврейского населения, которое на протяжении веков не было тесно связано с ведением сельского хозяйства. В 1927 г. в районе Кривого Рога был основан Сталиндорфский район с одиннадцатью еврейскими земледельческими колониями. На его территории разместились 1687 хозяйств с 10 245 едоками. Значительное количество переселенцев сконцентрировалось также в районе Мариуполя. Там поселились около восьмисот человек. В этих районах построили школы, дома культуры, библиотеки, медпункты. В короткие сроки все сёла были радиофицированы, оснащены киноаппаратурой. Издавались местные газеты «Дер ройтер арбайтер» («Красный рабочий») и др.». Правда, Крым тоже осваивали довольно активно: «Успешно развивалось хозяйство еврейских переселенцев в Крыму. Было создано два национальных района: Фрайдорфский в 1929 г. и Лариндорфский - в 1935 г. При обкоме ВКП(б) был создан еврейский сектор, который просуществовал недолго».
И уже последствием всего этого стало внимание зарубежных евреев: «Такое количество еврейского населения не могло не оставить заметного следа в развитии экономики, науки, культуры. Большую помощь еврейским поселенцам оказывали американские организации «Джойнт» и «Агро-Джойнт». В тесном содружестве с ними работала государственная организация КОМЗЕТ. В связи с массовым притоком переселенцев все эти организации увеличили денежную помощь не только для землеустройства евреев, но и для развития национальной культуры. По городам и районным центрам Крыма были открыты школы с преподаванием на еврейском языке. Если в 1927/28 учебном году было 25 начальных школ, то к 1933 г. их стало уже семьдесят. По улице Менделеева, 8, в Симферополе работала школа-интернат со своей столовой, спортивными сооружениями, в которой обучались не только симферопольские дети, но также и дети из близлежащих еврейских поселений».
Итак, насколько я могу судить по сохранившимся описаниям реального хода событий, евреи действительно интересовались Крымом - но не как залогом под зарубежные займы.
Их, кстати, СССР действительно набрал очень много в ходе подготовки и исполнения первого пятилетнего плана (1927-32-й годы), но успешно погасил уже к концу второй пятилетки (1933-7-й годы) и с тех пор до самой горбачёвщины брал лишь в количестве, допускающем оперативное погашение. Причём общий размер документированных кредитов вполне соответствует общему размеру советских промышленных новостроек. Сумма, соответствующая возможному кредиту под залог Крыма, никоим образом не отслеживается в реальных советских творениях (а уж утечка такой суммы через коррупционные каналы в то время вовсе неосуществима).
Итак, легенда о залоге Крыма (и об его передаче от РСФСР к УССР во избежание передачи кредиторам) остаётся легендой. Появление каких-то надёжных документальных её подтверждений кажется мне невозможным не вследствие сверхсекретности, а именно в силу невероятности самого рассказа.