К началу Шестидневной войны (05-10.06.67) арабская бомбардировочная авиация рассматривалась в Израиле как наиболее серьёзная угроза городам и стратегическим объектам. Поэтому места базирования египетских Ту-16 и Ил-28, а после вступления в войну - и сирийских Ил-28 - были приоритетными целями атак ВВС Израиля. Почти все эти бомбардировщики были уничтожены на земле. Однако, подобными самолётами располагал и Ирак.
05.06.67 разведка АОИ получила информацию о намерении Ирака присоединиться к войне. Поэтому в рамках 3-й волны операции «Мокед» израильские «Вотур» нанесли удар по авиабазе Н-3 на западе Ирака, среди прочих там были уничтожены 3 Ил-28 (из 10, имевшихся у Багдада). Но ВВС этой страны располагали и 6 Ту-16 (10-я эскадрилья), а место их базирования (Хаббания) было вне зоны досягаемости ВВС Израиля.
Уже 05.06.67 ВВС Ирака начали готовить ответ - налёт 4 Ту-16 на Израиль. На практике смогли подготовить только 2 самолёта, причём на каждый загрузили лишь по шесть 500-кг бомб ФАБ-500. Для сравнения,
боевая нагрузка Ту-16 превышает 9 тонн, а одна из конфигураций подразумевает несение 18 ФАБ-500 (около 9 тонн боевой нагрузки). Причём из-за ошибок наземного персонала взрыватели авиабомб были установлены не верно и при падении не взрывались. Самолётами командовали капитаны Фарук аль-Тай и Хуссейн Мохаммад Хуссейни. Из-за задержек на этапе вылета оба действовали самостоятельно, а не в рамках звена. Кстати, до 1998 г. в АОИ считали, что был лишь один самолёт и только после визита в Израиль в июле 1998 г. командующего ВВС Иордании (генерал-майор Mohammed Khair Ababneh) вопрос был прояснён.
Самолёт аль-Тая был обнаружен над Иорданией около 06:00. Поскольку он был один, авиаконтроль решил, что это израильский «Вотур», возвращающийся домой из-за технической поломки, как следствие команды на перехват не последовало. В 06:00 Ту-16 пересёк границу в районе Туль-Карема и направился в сторону побережья, намереваясь бомбить Тель-Авив. Из-за навигационной ошибки самолёт вышел к Натании и сбросил 3 бомбы в районе улиц Герцль и Разиэль в центре города. Бомбы не взорвались, но от их кинетического удара были повреждены несколько домов, разрушено здание нового филиала банка «Апоалим» на углу улиц Герцль и Ахад ха-Ам. Погибла женщина, 5 человек получили ранения. Далее были сброшены ещё 2 бомбы (также не взорвались) на мошав Цур Моше (к востоку от Нетании), пострадавших небыло.
Сразу после удара по Натании на перехват Ту-16 были направлены 2 «Мираж-3» 117-й эскадрильи, находившиеся на патрулировании в воздухе. Но перехватить его они не успели, самолёт ушёл в сторону Иордании и благополучно вернулся на свой аэродром в Ираке. Истории про то, что по нему была выпущена ракета «Шафрир-1», спутаны с вторым самолётом (см. ниже).
Целью самолёта Хуссейни была авиабаза Рамат-Давид на севере Израиля. Самолёт достиг Самарии и повернул на север, прошёл над Дженин. В район Рамат-Давид вышел около 06:30, но обнаружить базу не смог, зато заметил аэродром Мегидо, где были размещены макеты самолётов. Стрелок кормовой артустановки (две 23-мм пушки) открыл огонь по аэродрому. Далее Ту-16 снизился и начал круг над районом на относительно малой высоте. Только на этом этапе ВПП Рамат-Давид были замечены стрелком кормовой артустановки и он открыл огонь и по ним (потерь и повреждений небыло).
По Ту-16 был немедленно открыт огонь батареи 40-мм орудий Bofors L/70 из 881-го дивизиона, самолёт получил повреждения и начал падать. На этом этапе «Мираж-3» 117-й эскадрильи настигли бомбардировщик, ведущий выпустил ракету «Шафрир-1». УР попала в самолёт, но по-видимому не взорвалась и застряла в корпусе. Её обломки позднее нашли вместе с обломками Ту-16. Как следствие, в победы этой ракеты Ту-16 не внесён, на её счету - три МиГ-21, все после Шестидневной войны: 15.07.67 (египетский), 02.02.69 (сирийский), 29.05.69 (сирийский).
Самолёт продолжил падение, зацепил верхушки деревьев рощи вблизи Афулы, чуть приподнялся в воздух и рухнул на базу «Махане Амос». Можно встретить описания этого падения как «капитан Хуссейни направил горящий самолёт на израильскую базу» и якобы «это подтверждается и свидетельствами очевидцев с израильской стороны, отметившими, что самолет находился в управляемом падении, доворачивая на место скопления палаток и техники», тем не менее, эта версия достаточно сомнительная. Тем не менее, на базе погибли 14 солдат-резервистов, спавших в палатках, десятки солдат были ранены, было повреждено несколько зданий. В российских источникам можно прочесть что «были полностью разрушены 3 казармы, уничтожены 2 батареи миномётов M-65, 14 израильских солдат погибли и 8 были ранены». Израильские источники о миномётах и разрушенных казармах не говорят, а вот раненных было гораздо больше 8. На этом ущерб не закончился: на месте падения были не разорвавшиеся бомбы. При работах по их нейтрализации одна взорвалась, погибло 2 бойца инженерных войск. 06.06.11, т.е. в 44-ю годовщину налёта, на базе был открыт памятник 16 погибшим солдатам.
На первом этапе после перехвата Ту-16 командующий ВВС Израиля разделил победу 0.5-0.5 между ПВО и 117-й эскадрильей. Однако после дальнейших уточнений стало ясно, что «Шафрир-1» не сыграла никакой роли и победу полностью отнесли ПВО. В сети есть
таблица побед 117-й эскадрильи, Ту-16 там не значится.
Израильский писатель и поэт
Хаим Беер во время войны служил в военном раввинате. Он рассказал о работе с телами погибших солдат: «В Шестидневную войну на базе Амос упал иракский самолет Туполева, разбился и убил целую группу резервистов. Тела перепутались. Привезли все это в морг, в летнюю жару запах стоял ужасный и никто не смел подойти. Тогда рабби Горен (
Шломо Горен, 1918-1994, Главный военный раввин в 1948-1971 гг. - О.Г.) надел халат и перчатки, намазался спиртом, пришел с освежителем воздуха и закончил работу».
Итог
Налёт иракских Ту-16 стал одной из немногих бомбардировочных операций ВВС арабских стран в ходе Шестидневной войны и самой успешной для противника. Хотя один из двух самолётов был сбит и весь его экипаж погиб (6 человек: командир Хуссейн Мохаммад Хуссейни, второй пилот старший лейтенант Фаик Альван Имран аль-Обейди, штурман лейтенант Гази Яхья, штурман-оператор лейтенант Сабах Абд аль-Карима, командир огневой установки сержант Рашид Адам и стрелок-радист сержант Ганун Яхья), в Израиле погибли 16 военнослужащих и одна гражданская, десятки военнослужащих и 5 гражданских были ранены. Был причинён и немалый материальный ущерб. В 2017 г. я опубликовал статью
«Потери Израиля в Шестидневной войне 1967 г.». Там сказано, что АОИ потеряла 803 военнослужащих, т.е. 16 погибших - это почти 2% всех израильских потерь в этой войне.
Click to view
Иракский Ту-16 и лётчики 10-й эскадрильи.
Памятник на базе «Махане Амос».
Обломки одной из бомб в мошаве Цур Моше.
Ссылки:
- Атака иракских Ту-16, статья Википедии.
- Налёт иракских Ту-16 в 1967 г., форум Rotter.
- Ту-16 в арабо-израильских войнах, skywar.