Сегодня, 26.12.16,
F-16A/B («Нец») официально сняты с вооружения ВВС Израиля. Последний вылет самолёта этого типа состоялся на авиабазе Увда в рамках эскадрильи
«Летающий Дракон» («hа-Дракон hа-Меофеф», 115-я), она же «Красная эскадрилья» («hа-Таесет hа-Адума») - эскадрильи имитации сил противника. Затем на базе состоялась церемония прощания с самолётом.
Первые 4 «Нец» сели в Израиле, на авиабазе Рамат-Давид, 02.07.80. Всего Израиль купил 75 новых F-16A/B (сделка «Peace Marble 1», прибыли в 1980-1981 гг., подробнее - в приложении 1), ещё 50 подержанных были получены в рамках американской военной помощи в 1994-1995 гг. (сделка «Peace Marble 4»). За 36 лет службы самолёты выполнили 474,000 вылетов, включая 13,000 боевых, налетали 335,000 часов. Боевых потерь небыло, не менее 17 самолётов были потеряны в авариях и катастрофах.
С момента прибытия самолёты участвовали во всех крупных операциях ВВС, включая Первую (1982 г.) и Вторую (2006 г.) Ливанские войны. Боевые вылеты «Нец» выполнял до 2015 г. включительно, когда была закрыта последняя оперативная (т.е. не учебная) эскадрилья этих самолётов, -
«Защитники Юга» («Магиней hа-Даром», 116-я) на авиабазе Неватим.
Уже 28.04.81, менее чем через год после прибытия в Израиль, «Нец» сбил первую цель - сирийский вертолёт Ми-8. А 14.07.81 был сбит первый самолёт - сирийский МиГ-21. Обе победы были первыми в мире для самолётов этого типа (подробнее о победах F-16 в воздушных боях
можно прочесть здесь; всего на счету «Нец» - 47 побед, все одержаны в 1981-1985 гг. над Ливаном). 07.06.81 восемь «Нец» (под прикрытием шести F-15 - «Баз») участвовали в налёте на иракский ядерный реактор Озирак под Багдадом. Строящийся реактор был полностью разрушен.
Примерно с 1994 г. «Нец» параллельно с «Аит» (A-4 Skyhawk) выполнял и учебные функции - оперативная тренировка лётчиков и штурманов боевых самолётов после окончания лётной школы - курсы КААМ («Курс hа-Имун hа-Мивцаи») и КААМАМ («Курс hа-Имун hа-Мивцаи hа-Миткадем»). В этой роли его (как и «Аит») сменил М-346 («Лави»).
На сегодняшний день F-16 в вариантах «Барак» (F-16C/D) и «Суфа» (F-16I) находятся на вооружении 9 эскадрилий ВВС (3 имеют F-16C/D Блок-30, 2 - F-16C/D Блок-40 и 4 - F-16I). Можно предположить, что одна из эскадрилий F-16C/D Блок-30 будет вскоре закрыта, часть её самолётов перейдут в «Красную эскадрилью», часть - для усиления двух других эскадрилий «Барак» Блок-30.
P.S. 27.12.16 газета «Хаарец» опубликовала, что Управление военного экспорта в Министерстве обороны (СИБАТ) внесло 40 «Нец» в список выставленного на продажу вооружения, вместе с 40 A-4, 7 С-130, 7 ЗРК «Хок» и 8 вертолётами АН-1 «Кобра».
P.S. 2. 31.01.17 сайт ВВС подтвердил, что лётчики «Красной эскадрильи» переучиваются на «Барак». В январе лётчики прошли обучение на симуляторе «Барак», после чего в марте должны будут последовать полёты на реальных самолётах. Параллельно идёт переучивание техников эскадрильи.
Приложение 1: закупки F-16A/B.
Продажа 75 F-16A/B (8 F-16B и 67 F-16A) Израилю была утверждена в США в августе 1978 г. (сделка «Peace Marble 1»). По плану поставки должны были начаться в 1981 г. Однако, в 1979 г. в Иране произошла исламская революция. США прекратили поставки оружия Ирану, среди прочего сорвалась продажа последнему 160 F-16. Как следствие, поставки в Израиль ускорились, первые 4 самолёта (2 F-16A и 2 F-16B) сели в Израиле 02.07.80. Все 75 прибыли до ноября 1981 г. F-16 относились к Блок-5 и Блок-10, при этом все Блок-5 были доработаны до стандарта Блок-10.
В 1994 г. Израиль получил 50 подержанных F-16A/B (36 F-16A и 14 F-16B) в рамках американской военной помощи (сделка «Peace Marble 4»). Ранее эти самолёты летали в рамках ВВС США (USAF), резерва ВВС США (US AFR) и ВВС Национальной Гвардии США (US ANG). Первые самолёты этой партии ( «Нец-2») сели в Израиле 01.08.94, поставки продолжались до марта 1995 г. (по другим данным - до конца 1994 г.). Самолёты относились к Блок-1, Блок-5 и Блок-10, но все Блок-1/5 были доработаны до уровня Блок-10.
Итоги поставок «Peace Marble 1» (PM-1) и «Peace Marble 4» (PM-4) с указанием формата бортовых номеров в ВВС Израиля:
- PM-1, 18 F-16A Блок 5 - номера 1ХХ
- PM-1, 8 F-16B Блок 5 - номера 0ХХ
- PM-1, 49 F-16A Блок 10 - номера 2ХХ
- PM-4, 3 F-16A Блок 1 - номера 7ХХ
- PM-4, 2 F-16B Блок 1 - номера 9ХХ
- PM-4, 1 F-16A Блок 5 - номера 7ХХ
- PM-4, 7 F-16B Блок 5 - номера 9ХХ
- PM-4, 32 F-16A Блок 10 - номера 7ХХ
- PM-4, 5 F-16B Блок 10 - номера 9ХХ
Приложение 2: эскадрильи F-16A/B ВВС.
Первые 75 F-16A/B были поставлены на вооружение 3 эскадрилий: с июня 1980 г. их получили 110-я и 117-я эскадрильи в Рамат-Давид, а в 1981 г. - 253-я на базе Рамон.
После покупки F-16C/D Блок-30 было решено разместить их на базах Рамат-Давид и Хацор. Вначале 117-я (1986 г.), затем 110-я (1987 г.) передали свои F-16A/B: большая часть в 1986 г. поступила на вооружение 140-й эскадрильи на базе Рамон (до 1985 г. летала на A-4 Skyhawk), меньшая - для усиления 253-й на той же базе. С этого момента все израильские F-16A/B были сконцентрированы в Рамон.
01.08.94, с прибытием первых F-16A/B из партии «Peace Marble 4», эти самолёты получила 144-я эскадрилья в Хацор (до этого летала на «Кфир» C.7 - последняя эскадрилья «Кфир» ВВС). С этого момента 144-я стала самой большой эскадрильей ВВС. Небольшая часть из F-16A/B той же партии пошли на усиление 140-й и 253-й эскадрилий в Рамон.
В 2003 г. в рамках подготовки к абсорбции F-16I («Суфа») F-16A/B были переведены из Рамон в Неватим. При этом 140-я эскадрилья перебазировалась в Неватим, а 253-я передала свои самолёты 116-й (до 2002 г. летавшей на A-4 Skyhawk). Далее 253-я стала первой эскадрильей F-16I ВВС.
В 2005 г. в ВВС принимается решение создать в Увде эскадрилью имитации сил противника - 115-ю. Среди прочего она получила часть F-16A от 144-й эскадрильи, а последняя была закрыта.
В августе 2013 г. 140-я эскадрилья была закрыта в рамках бюджетных сокращений, часть её самолётов переданы для усиления 116-й эскадрильи. В июле 2015 г. 140-я вновь открывается как будущая эскадрилья F-35I («Адир», первые 2 прибыли 12.12.16).
В 2015 г. закрыта 116-я эскадрилья.
26.12.16 F-16A/B сняты с вооружения и выведены из состава 115-й эскадрильи.
Список эскадрилий:
- 110-я - 1980-1987 гг., Рамат-Давид.
- 115-я - с 2005 г. и до 26.12.16, Увда.
- 116-я - с 2003 по 2015, Неватим.
- 117-я - 1980-1986 гг., Рамат-Давид.
- 140-я - с 1986 по август 2013 г., вначале в Рамон, с 2003 г. - в Неватим.
- 144-я - с 01.08.94 и до конца 2005 г., Хацор.
- 253-я - с 1981 г. и до марта 2003 г., Рамон.
Приложение 3: аварии и катастрофы F-16A/B ВВС.
Приведенный ниже список включает 14 безвозвратных потерь. Список упорядочен по бортовым номерам (Б/Н) самолётов. Список не полон - так, ещё до войны 1982 г. было потеряно
три самолёта этого типа: один разбился 20.01.81 (лётчик, Эhуд (Уди) Бен Амитай, погиб), а ровно через год, 20.01.82, при отработке воздушного боя против «Фантомов», два F-16 (Б/Н 266 и Б/Н 276) столкнулись друг с другом (лётчики благополучно катапультировались, среди них был
Илан Рамон - будущий первый израильский астронавт).
- Б/Н 003 «Ифтах» - F-16B Блок-5. 08.10.86 во время учений лётчик, капитан Галь Вайсберг (пилотировал F-16B один), потерял сознание при выполнении резкого манёвра. Самолёт врезался в землю.
- Б/Н 008 «Хец» - F-16B Блок-5. Один из первых 4 самолётов (два F-16A и два F-16B), прибывших в Израиль 02.07.80. Во время учений 29.06.84 самолёт потерял управление. Лётчик, Саша Левин (пилотировал F-16B один), после попыток спасти самолёт был вынужден катапультироваться над морем, напротив Хадера.
- Б/Н 015 - F-16B Блок-5. Как и 008, один из первой четвёрки, прибывших в Израиль 02.07.80. Во время учебного полёта на малой высоте 18.12.88 самолёт столкнулся с птицей, что привело к разрушению двигателя. Лётчик, Рами Бен-Эфраим (пилотировал F-16B один), смог катапультироваться, был ранен.
- Б/Н 140 - F-16A Блок-10A. Самолёт прибыл в 1981 г., первоначально имел номер 236, на 140 его изменили в 2003 г., после перевода 140-й эскадрильи в Неватим (т.е. самолёт стал «флагманским самолётом» эскадрильи). 13.09.09, во время тренировок курса КААМ («Курс Имун Мивцаи») по отработке воздушного боя, самолёт врезался в землю. Лётчик старший лейтенант Асаф Рамон (сын Илана Рамона) погиб. Расследование показало, что Асаф потерял сознание при маневрировании при высоких перегрузках.
- Б/Н 121 «Барак» - F-16A Блок-5. 05.10.87 самолёт врезался в гору во время учений. Лётчик капитан Гиль Иври погиб.
- Б/Н 225 - F-16A Блок-10С. Прибыл в Израиль в августе 1981 г. Во время учебного вылета 07.12.86 у самолёта произошла поломка двигателя. Лётчик, майор Боаз Наhораи, пытался посадить самолёт на авиабазе Рамон. Во время посадки на высокой скорости у самолёта сломалась передняя стойка шасси. Самолёт выехал за пределы ВПП, перевернулся и загорелся. Лётчик погиб.
- Б/Н 227 - F-16A Блок-10. Прибыл в Израиль 11.12.80. Во время учений по атаке наземных целей 28.08.83 самолёт врезался в землю. Лётчик капитан Дан Фридман погиб.
- Б/Н 237 - F-16A Блок-10A. 02.02.00, во время учебного полёта в рамках КААМ, у самолёта произошла поломка двигателя. После нескольких попыток перезапустить двигатель лётчик катапультировался.
- Б/Н 240 - F-16A Блок-10A. 10.04.86, во время испытательного полёта, у самолёта произошла поломка двигателя. После нескольких попыток перезапустить двигатель и попытки посадить самолёт в Рамат-Давид, лётчик катапультировался на высоте всего 76 м.
- Б/Н 277 - F-16A Блок-10. Прибыл в Израиль в августе 1981 г. 03.07.87 подполковник Йоси Элиэль, комэск 253-й эскадрильи, выполнял аэробатические упражнения над авиабазой Рамон, в рамках подготовки к выступлениям в День ВВС. Во время одного из упражнений самолёт врезался в ВПП авиабазы. Лётчик погиб.
- Б/Н 269 - F-16A Блок-10С и Б/Н 290 - F-16A Блок-10D. 17.01.95 во время отработки воздушного боя над морем напротив Пальмахим, хвост Б/Н 269 задел остекление кабины Б/Н 290. Лётчики катапультировались. Однако парашют лётчика Б/Н 290, капитана Дани Абреста, оборвался, лётчик погиб от удара о воду.
- Б/Н 750 - F-16A Блок-10. 27.11.96, во время взлёта с авиабазы Хацор в рамках учебного вылета по атаке наземных целей, у самолёта произошла поломка двигателя. Лётчик прекратил взлёт и остановился. Самолёт загорелся. Лётчику удалось благополучно покинуть самолёт, пожарники авиабазы потушили пожар. Однако самолёт был серьёзно повреждён и был списан. Передняя часть использовалась для изготовления симулятора.
- Б/Н 991 - F-16B Блок-5. 07.09.97 во время учебного вылета по атаке наземных целей самолёт столкнулся с птицей на высоте 121 м. Инструктор, сидевший в задней кабине, катапультировал себя и пилота-стажёра из передней кабины. Оба получили вывихи при катапультировании. Авария произошла в районе кратера Рамон, при снижении оба получили дополнительные травмы от ударов о стенки кратера. В дальнейшем в больнице врачи были вынуждены ампутировать пилоту-стажёру ногу выше колена.
Ссылки:
- ВВС прощаются с самолётами «Нец», сайт ВВС, 26.12.16.
- На продажу: 40 боевых самолётов, отзывающихся на имя «Нец», haaretz, 27.12.16.
- Израиль продает 40 истребителей F-16, mignews, 27.12.16.
- ЦАХАЛ выставил на продажу самолеты, бомбившие Осирак, newsru, 28.12.16.
- Пилотируемая авиация ВВС Израиля, статья 2002 г.
- Потери ВВС Израиля в Ливане.
- Самый результативный F-16 стал экспонатом музея, bmpd, 16.02.15.
- F-16A Б/Н 107.
- Статья F-16 на сайте ВВС.
- F-16 users - IAF.
- General Dynamics F-16 Fighting Falcon operators - Israel.
- Эскадрильи ВВС Израиля.
- Списки аварий и катастроф на сайте «Маркиа Шхаким».
- Командующий ВВС: если будет нужно - будем действовать, сайт ВВС, 27.12.16.
- Лётчики «Нец» переучиваются на «Барак», сайт ВВС, 31.01.17.
Дата последнего обновления: 04.03.17.