01.10.22 было опубликовано, что в ходе операции «Алот hа-Шахар» («Рассвет», 05-07.08.22) в Секторе Газы АОИ впервые использовала систему «Бидуд Мерхав» («Изоляция района» или «Изоляция пространства»). Система предупреждает силы, действующие на границе Сектора, о зонах, простреливаемых снайперским огнём и ПТРК из Сектора Газа.
Click to view
Видео атаки автобуса в ноябре 2018 г.
За последние годы на границе Сектора Газы был ряд поражений израильского транспорта ПТУР, выпущенными ПТРК боевиков ХАМАС и «Исламского джихада» (ИД) из Сектора Газа. Вот несколько примеров:
- 07.04.11 - ПТУР поразила школьный автобус на перекрёстке Саад вблизи границы с Газой. Подросток (16) получил тяжёлые ранения, водитель был ранен легко.
- Ноябрь 2018 г. - ПТУР «Корнет» поражён автобус вблизи монумента «Хец Шахор» на границе Газы. Автобус был пуст (только водитель), но стоявший рядом солдат получил тяжёлое ранение. Автобус полностью сгорел.
- Май 2019 г. - вблизи кибуца Эрез от попадания ПТУР в машину погиб гражданский.
- Май 2021 г. - во время операции «Страж стен» (10-21.05.21) ПТУР попала в грузовик для перевозки солдат («Тиюлит»). Грузовик был пуст, никто не пострадал.
- Май 2021 г. - 12.05.21, также во время операции «Страж стен», ПТУР попала в джип АОИ в посёлке Натив а-Асара на границе с Газой. Погиб старший сержант Омер Табиб, ещё один солдат и офицер были ранены.
Как следствие, в угрожаемые периоды АОИ перекрывает границы вблизи Газы для гражданского транспорта, а также для не обязательных военных поездок. Обязательные же поездки стараются проводить на защищённом транспорте. Например, дороги были перекрыты в течении нескольких дней перед началом операции «Алот hа-Шахар». Сейчас же опубликовано о системе «Бидуд Мерхав».
Система создана по инициативе командира 481-го батальона связи (батальон связи дивизии Газа) подполковника Идана Харири и командира роты полевой разведки старшего лейтенанта Илаи Битон. Разработка началась в 2020 г., оперативной система стала в начале 2022 г.
На первом этапе были проанализированы все случаи обстрелов ПТРК и снайперов на границе Газы. Далее начали продумывать, что можно сделать. Как база была взята система управления и контроля «Масуа» компании «Эльбит Маарахот», отображающая все силы АОИ в определённом районе. Собственно саму разработку выполняло подразделение
МАЦПЕН в составе
Управления «Лотем» ГУ связи и киберзащиты. МАЦПЕН - подразделение разработки ПО, специализирующееся на системах командования, управления и контроля.
Система включает электронную карту местности, где отмечены все поля, дороги, тропы, овраги, высоты и т.п. Каждый участок местности отмечен как открытый для обзора со стороны Газы или нет. Как следствие, любое подразделение АОИ, подключённое к «Масуа» с интегрированной в неё «Бидуд Мерхав», при смещении в угрожаемую зону, получает в реальном времени автоматическое предупреждение о угрозе. Параллельно предупреждения идут и в передовые КП. До операции «Алот hа-Шахар» был проведен ряд учений по работе с системой.
В ходе «Алот hа-Шахар» система выдавала десятки предупреждений. Если речь шла о танках или БТР с КАЗ «Меаль Руах» - КП разрешали им находиться в угрожаемой зоне. От прочих же сил требовали сместиться в закрытые районы.
В ходе операции 481-й батальон оповещал и компанию «Вейз» о закрытых дорогах и районах вблизи Сектора, через них предупреждения получали и гражданские водители. Следующий шаг - интеграция «Бидуд Мерхав» с системами Командования тылом для предупреждения граждан через эти системы. В эти дни идёт адаптация системы к границам Сирии и Ливана.
Атака автобуса в апреле 2011 г.
Атака автобуса в ноябре 2018 г.
Click to view
Click to view
Ссылки:
- Статья на walla, 01.10.22.
- Статья на mignews, 04.10.22.
- Статья на сайте АОИ, 23.10.22.