НАР в ВВС Израиля

Dec 11, 2021 17:23


НАР - неуправляемые авиационные ракеты. Ещё в Первую Мировую войну данный класс оружия применялся французскими и британскими лётчиками для уничтожения немецких аэростатов наблюдения. Однако, развития данные ракеты тогда не получили. И лишь в конце 30-х гг. появляются НАР, положившие начало их массовому применению в авиации: в СССР в 1937 г. на вооружение принят РС-82, а в 1938 г. - РС-132, первое боевое применение произошло с истребителей И-16 на реке Халхин-Гол в период 20-31.08.39. В ходе Второй Мировой войны НАР применяли уже и Великобритания, США и Германия.



Ракета Zuni («Зуни-5») в музее ВВС в Хацерим.


В ВВС Израиля данный класс оружия появляется в 1950 г. 29.09.49 (т.е. через два месяца после официального завершения Войны за Независимость 20.07.49) Инженерный отдел («Махлекет hа-hандаса») штаба ВВС получил задание с высоким приоритетом срочности осуществить ряд проектов по вооружению истребителей «Спитфаер» и «Мустанг». Одним из этих проектов было проектирование направляющих для НАР для подкрыльевой установки на «Спитфаер», по 3 или по 5 под каждым крылом. Направляющие крепились на существующие бомбодержатели.

В марте 1950 г. вопрос всё ещё был в разработке Отдел авиационного вооружения («Махлекет Химуш Авири») повторно просил авиационный отдел завершить проект ПУ НАР для «Спитфаер». Работы завершились летом 1950 г., хотя ясно, что далее шли испытания, серийное изготовление и установка на самолёты. А уже в 1956 г. «Спитфаер» были сняты с вооружения, 30 из них были проданы в том же году в Бирму. Далее НАР используются уже на «Мустангах», «Москито» и всех типах реактивных истребителей, поступавших на вооружение начиная с 1953 г. (первые, 15 «Метеор», были куплены в Великобритании в начале 1953 г., первые два прибыли в Израиль 17.06.53; далее последовали французские самолёты: «Ураган» в 1955 г., «Мистер-4» в 1956 г. и т.д.).

В 50-60-е гг. на вооружении стояли следующие типы НАР:
  • 68-мм SNEB - французской разработки. С 1957 г. выпускались в Израиле по лицензии фирмой IMI под обозначением «Рейш-68» (по первой букве слова «Ракета» на иврите). Со временем в её конструкцию были внесены многочисленные усовершенствования по сравнению с французским оригиналом, в частности, заменён двигатель. IMI поставляла их ВВС в количестве многих тысяч штук, в т.ч. с бронебойными БЧ. Запускались из 19-ствольных ПУ, «Ураган», «Мираж-3» и «Вотур» несли по 2-4 такие ПУ, «Мистер-4» и «Супер-Мистер» - по 2.
  • 4" (101.6-мм) - запускались с одиночных направляющих. P-51D «Мустанг» нёс 4 такие НАР.
  • 105-мм Brandt T-10 (они же «80-мм ракеты») - французской разработки. Имела бронебойную БЧ, использовалась для атак бронетанковой техники и кораблей. Прибыли в Израиль в 1955 г., вместе с самолётами «Ураган» (по другим данным ещё в 1954 г.). Выпускались в Израиле по лицензии. Запускались с одиночных направляющих. P-51D «Мустанг» нёс 6 таких НАР (по ряду источников - до 12), «Ураган» - 16, «Мистер-4», «Супер-Мистер» и Фуга СМ-170 «Мажистер» - по 12, «Вотур» - 24.
  • 5" (127-мм) HVAR (High-Velocity Aircraft Rocket - скоростная авиационная ракета; именовалась также Holy Moses) - американской разработки. Запускались с одиночных направляющих. P-51D «Мустанг» и «Спитфайер» несли по 6 таких НАР, «Метеор» и «Москито» - по 8.

Замечу, что на «Мираж-3» и в последующем на «Нешер» НАР по-видимому вообще не использовались (хотя ниже я привожу пару утверждений использования НАР с «Мира-3» против кораблей). Есть фото на выставках, но не с оперативного применения. Да и сомнительно, что НАР использовали с «Кфир».

С конца 60-х гг. начался переход ВВС Израиля на авиатехнику американского и собственного производства. На вооружение были приняты новые НАР, постепенно вытеснившие вышеперечисленные образцы:
  • 2.75" (69.85-мм, обычно округлённо пишут 70-мм) FFAR (Folding-Fin Aerial Rocket - ракета с раскрывающимся хвостовым оперением для поражения площадных целей, или Folding-Fin Aircraft Rocket - авиационная ракета с раскрывающимся хвостовым оперением; именовалась также Mighty Mouse) - американской разработки. В Израиле называлась «Рейш-2.75», а её производство было налажено на IMI.
  • 2.75" Hydra-70 - усовершенствованная модель FFAR (новый двигатель). Вертолёты несут эти ракеты в 7-ствольных ПУ М260 или в 19-ствольных ПУ М200 и М261. Есть также фото «Кобра» с 7-ствольной ПУ XM158 (открытой расположение пакета направляющих, без цилиндрического кожуха; возможно, их называли в Израиле «Блок 40»). Боевые самолёты использовали эти НАР из 7-ствольных ПУ LAU-32/A или из 19-ствольных LAU-3/A и LAU-69/A, причём обычно используются именно 19-ствольные ПУ.
  • 82-мм «Рейш-82» - НАР фирмы IMI для поражения бронетанковой техники и полевых укреплений противника. Разработка завершилась в 1972 г., тогда же началось её серийное производство. Существовало 2 варианта - с постоянным и раскрывающимся хвостовым оперением. Однако, эти ракеты так и не были приняты на вооружение ВВС.
  • 5" (127-мм) Zuni («Зуни-5») - американской разработки, сменила на вооружении HVAR. Производилась в Израиле по лицензии на IMI примерно с 1970 г. НАР запускается из 4-ствольной ПУ LAU-10/A. Использовалась на боевых самолётах «Фантом», «Скайхок» и «Кфир», а возможно и на машинах других типов.

НАР широко использовались в войнах 1956 и 1967 гг., в Войне на Истощение 1967-1970 гг., а также различных столкновениях между войнами.

С конца 70-х гг. НАР постепенно уступают место более современным видам авиационного вооружения. Так, есть статистика применения оружия в ходе Войны Судного дня для 116-й эскадрильи (А-4Е «Скайхок»): 4 Мк.84, 9 Мк.83, 3,400 Мк.82, 612 CBU (CBU-52 или CBU-58), 217 Мк.20 «Роккай», 97 AGM-62 «Вали», 77 осветительных бомб, а также 339 127-мм (5” «Зуни») и 121 70-мм (2.75”) НАР. Указанные для НАР цифры - просто мизерные.

С конца 70-х гг. НАР (70-мм) использовались в основном на вертолётах «Кобра» и «Дефендер», причём только для подсветки целей при ночной стрельбе. Однако, в 90-е гг. «Кобра» получили тепловизионный прицел NTS (Night Targeting System), созданный заводом ТАМАМ компании IAI, а «Дефендер» в 1995 г. сняли с вооружения. Кстати, NTS использовалась и на американских «Кобрах». Меморандум о взаимопонимании в этом вопросе был подписан между Израилем и США 04.08.87, а уже в январе 1991 г. начались поставки данных систем в США.

Так, нет ни одной опубликованной фотографии израильских вертолётов «Апачи», несущих НАР в воздухе, только на выставках (как на фото, приведенном ниже). На сайте Фреш также написано, что НАР с израильских «Апачи» никогда не применялись.

Кстати, в последние годы существует новый тренд - оснащение НАР лазерными полуактивными ГСН, т.е. их превращение НАР в малогабаритные высокоточные ракеты. Есть такие разработки и у компании «Эльбит» - GATR (Guided Advanced Tactical Rocket) для 68/70-мм ракет и STAR (Smart Tactical Advanced Rocket) для 80-мм ракет (последнее соответствует советским/российским С-8). Пока нет подтверждений наличия ракет подобного класса на вооружении ВВС.

На вопрос 2002 г., почему израильские вертолёты не применяют НАР, был получен официальный ответ, что НАР не используются из-за их относительно низкой точности, а неточное попадание может привести к гибели мирных жителей (Журнал ВВС Израиля - «Бетаон Хейль hа-Авир», № 144(245), 4/02, стр. 27). Впрочем, возможно этот вопрос и ответ на него касался только применения НАР в Иудее, Самарии и Газе.

Таким образом, НАР как класс вооружения состоял на вооружении ВВС Израиля с 1950 г. и примерно до 1995 г.

ТТХ ракет

ТТХ большинства упомянутых выше типов НАР легко найти в сети. Я не нашёл данных о 4" (101.6-мм) ракетах (упомянуты в «Ми-Ацмаут ле-Кадеш», стр. 266; возможно ошибка источника и на самом деле речь о 5” ракетах). Нет и ТТХ израильских 82-мм ракет (но само их существование подтверждено).

Примеры источников с ТТХ ракет:
Отдельно рассмотрю ТТХ Brandt T-10. На одном из фото ниже мы видим пусковые направляющие ракет самолёта Фуга СМ-170 «Мажистер», а на нём указано, что это - ПУ для 80-мм ракет. Согласно форуму Фреш, это и есть T-10, т.е. по диаметру двигателя в Израиле их называли 80-мм ракетами.

ТТХ:
  • Масса - 28 кг (для варианта со 120-мм БЧ);
  • Масса 120-мм БЧ всех типов - 12.4 кг;
  • Дальность стрельбы - 1 км;
  • Скорость - 340 м/с;
  • Диаметр двигателя - 80.3 мм;
  • Толщина стенок двигателя - 3.7 мм;
  • Длина двигателя - 1,012 мм;
  • Масса двигателя - 4 кг (8.8 фунтов);
  • Тип двигателя - SERAM Type 106;
  • 120-мм ОФ БЧ: Type 140, содержит 2.53 кг (5 фунтов 9 унций) ТНТ;
  • 120-мм кумулятивная БЧ: Type 151, содержит 1.617 кг (3 фунта 9 унций) гексотола 60/40;
  • 120-мм зажигательная БЧ: Type 145, содержит 4.994 кг (11 фунтов) белого фосфора (WP).

По данным на форуме Фреш, масса ракеты - 28.5 кг. Масса без БЧ - 16.1 кг (т.е. двигатель, крепления, оперение), масса топлива в двигателе - 4 кг. Длина двигателя - 950 мм. Топливо сгорает за 0.97 секунд (при температуре топлива 15 градусов). Воспламенение - от порохового воспламенителя с 2 капсюлями М-53. БЧ могла иметь калибр 90-, 105- и 120 мм, в Израиле использовались 105-мм (ОФ) и 120-мм (ОФ, кумулятивные и практические). Т.е. зажигательные не использовались. БЧ использовали донный взрыватель Z-21 (взводился давлением пороховых газов и ускорением, подрыв - контактный) и носовые взрыватели модели 160 или 161 (взводились ускорением, подрыв - контактный).

Боевое применение

Против наземных целей

Есть подробная статистика применения НАР с Фуга СМ-170 «Мажистер» в ходе Шестидневной войны. Тогда 44 самолёта этого типа из состава Лётной школы вошли в специально созданную в Хацерим 147-ю эскадрилью и использовались как одноместные штурмовики. Вооружение состояло из 2 пулемётов калибра 7.62 мм («Браунинг-0.3», по 200 патронов на ствол) и до 140 кг боевой нагрузки под крыльями: две 50-кг бомбы или НАР. На практике бомбы не использовались, только пулемёты и НАР. Т-10 (по 12 на самолёт) были основным вооружением.

Эскадрилья воевала в первый-второй день войны на Египетском фронте, второй-третий - на Иорданском, на пятый - на Сирийском. Лётчики выполняли по 5 боевых вылетов в первый день войны, по 4 - на второй и третий дни. Всего было выполнено 432 боевых вылета, эскадрилья потеряла 6 самолётов и 6 лётчиков (в т.ч. комэска), многие самолёты были повреждены огнём стрелкового оружия. Как следствие, их боевое применение было остановлено и более никогда в роли штурмовиков «Мажистер» не использовались.

За первые 3 дня войны на Египетском и Иорданских фронтах эскадрилья выполнила 418 боевых вылетов, выпустив 29,00 пулемётных патронов и 4,384 НАР. Причём НАР называются 68-, 69- и 80-мм. 68-мм - это SNEB, 80-мм - Т-10. Что такое 69-мм - не ясно, теоретически так могли называть американские 2.75" (69.85 мм, округление вниз), но скорее всего речь просто идёт об ошибке. Утверждается, что ударами этих самолётов были уничтожены 128 танков, 47 артиллерийских орудий, 43 БТР, 292 грузовика, 4 РЛС, 2 поезда и 4 зенитных орудия. Встречается и утверждение, что на иорданском фронте было «уничтожено 50 танков Центурион». Однако, Израиль захватил на этом фронте 42 танка этого типа, все были введены в состав АОИ, т.е. их повреждения были небольшими. А 30 были брошены полностью исправными (лишь в топливные баки был засыпан песок).

Против воздушных целей

Известен единственный случай применения НАР в воздушном бою в ВВС Израиля, с самолёта А-4 «Скайхок» («Аит»). Этот же случай является также единственным воздушным боем, где А-4 ВВС сбил самолёты противника.

12.05.70 АОИ проводила операцию «Калахат 2» против баз террористов ООП в т.н. Фатх-ленде (территория Ливана, северо-западные предгорья Хермона). В один из моментов операции 109-я эскадрилья отправила 10 «Аит» для оказания непосредственной авиационной поддержки бомбами и НАР. Самолёты находились на высоте в несколько тысяч футов и вели поиск наземных целей. В это время в район прибыли 4 сирийских МиГ-17.

Майор Эзра Дотан (Бабен) пилотировал «Аит» с Б/Н03, самолёт нёс 5 ПУ LAU-69/A и 2 ПТБ. Дотан и его номер 2 развернулись в сторону сирийцев. Номер 2 первый открыл огонь из 20-мм пушек, но не попал. Дотан смог зайти в хвост одному из МиГ-17 и дал залп из 2 подкрыльевых ПУ НАР, с дистанции в 50 м. Но его прицел был в режиме «воздух-земля», ракеты промазали. Бабен перевёл прицел в режим «воздух-воздух» и дал второй залп, МиГ взорвался в воздухе.

В это время 3-й МиГ звена вышел в хвост Бабену. Но 2-й номер предупредил Эзру и тот смог уклониться вниз. МиГ прошёл над ним, а Бабен увидел, что пикирует в сторону Хермона. Он сбросил внешние нагрузки и вышел из пике на предельно малой высоте, далее стал набирать скорость и высоту, преследуя МиГ. Ему удалось поймать того в прицел, дать залп из 20-мм пушек. Левое крыло МиГа было оторвано и тот разбился.



Против морских целей

03.04.54 - операция «Шнунит». Судно ВМС «Бар-Гиора» было замаскировано под рыболовецкую шхуну «Альмогит» и 31.03.54 вышло в море для проверки побережья Эйлатского залива. На борту было 7 членов экипажа под командованием подполковника Яакова Ритова. 01.04.54 у судна сломался двигатель и его выбросило на мель на побережье Саудовской Аравии. 03.04.54 и была проведена операция «Шнунит»: 7 «Пайперов» ВВС эвакуировали экипаж, а далее 4 «Мустанга» под командованием майора Мордехая Хода в 10:30 подожгли судно огнём пулемётов и НАР.

В статье «Морские трофеи на службе ВМС Израиля» я рассказывал о захвате 31.10.56 египетского эскортного эсминца «Ибрагим эль-Аваль» класса Hunt. Корабль был поражён 5 снарядами 114-мм орудий израильских эсминцев «Яффо» и «Эйлат», а в 05:58 утра с авиабазы Хацор были подняты 2 истребителя «Ураган» 113-й эскадрильи. В 06:38 «Ураган» атаковали эсминец, выпустив по нему 32 НАР Т-10 с бронебойными БЧ и обстреляв его из 20-мм пушек. Самолёты пилотировали капитан Яаков Агаси (впоследствии полковник, командир базы Рамат-Давид) и старший лейтенант Давид Кишон. Из строя вышла электросистема корабля (что, среди прочего, обесточило лифты боеприпасов орудий), а команда была окончательно деморализована, что и привело к сдаче корабля в 07:10. Далее в район прибыли ещё два самолёта, пилотируемые Эзером Вейцманом и Моти Ход (оба впоследствии - командующие ВВС, а Вейцман ещё и президент Израиля), но работы им уже не осталось.

В ходе войны 1956 г. произошёл ещё один случай, в Красном море, у южной оконечности Синайского полуострова. 01.11.56 в районе Тиранского пролива был замечен корабль, как считалось - египетский. Позже выяснилось, что речь идёт о британском фрегате (точнее, шлюп) HMS Crane (U23) класса модернизированный Black Swan. На первом этапе корабль не трогали, но 03.11.56 в 14615 ГШ разрешил атаку. В 14:25 в воздух была поднята пара «Мистер-4», однако те затруднялись определить принадлежность корабля и передали данные другим звеньям «Мистер» (четвёрка и тройка), поднявшимся в воздух в 16:20. Ведущий четвёрки майор Менахем Бар заметил в районе грузовое судно, определил его как египетское, звено атаковало его ракетами. При выходе из атаки поблизости был замечен крупный военный корабль и Бар навёл на него следующее звено, тройку во главе с капитаном Дани Шапиро. Все самолёты его звена несли по 2 ПУ с 19 ракетами в каждой, причём ракеты были ОФ, а не бронебойными. Самолёты открыли огонь с дистанции 1,000-1,500 м. Рассеивание ракет было большим, но несколько попали в корабль: в корму (с первого самолёта), в главную антенну (со второго) и командного мостика (с третьего). На закате корабль атаковали и две четвёрки «Мустанг» из Экрон (Тель-Ноф), используя пулемётный огонь, ракеты и напалм, но по-видимому не попали. В целом же ущерб кораблю был небольшой, на борту было 3 легко раненных. Несмотря на зенитный огонь, ни один из израильских самолётов не пострадал.

Во время Шестидневной войны, 08.06.67, произошёл известный инцидент с американским разведывательным кораблём «Либерти», принятым Израилем за египетский корабль. Корабль был атакован авиацией и торпедными катерами, в т.ч. утверждается, что самолёты «Мираж-3» применяли против него НАР.

Есть ещё несколько эпизодов борьбы авиации с египетскими кораблями и катерами, все относятся к 1970 г., Война на Истощение. Однако, я пока не прояснил вопрос вооружения, т.е. что именно использовалось в каждом из этих случаев. Тем не менее, «НАР под подозрением».

Итак:
  • 22.01.70 АОИ провела операцию «Родус» - захват острова Шадван в Красном море, на входе в Суэцкий залив. В ходе операции к острову приблизились 2 египетских торпедных катера типа 260 (по-видимому речь о MTB 260 британской постройки). Катера были атакованы «Скайхоками» (по другим данным «Скайхоками» и «Супер Мистерами») и потоплены.
  • 06.02.70 - в Суэцком заливе авиацией потоплен тральщик Minya класса Bahaire.
  • 16.05.70 - на якорной стоянке в Беренис (Красноморское побережье) потоплен эсминец El Qaher (бывший британский R06 HMS Myngs) класса El Fateh (британский Z-class, т.е. корабль однотипный с израильским «Эйлат», потопленный Египтом 21.10.67). От огня самолётов на корабле возник сильный пожар и затем он затонул. По ряду источников, потопили корабль истребители «Мираж-3» (что маловероятно, скорее использовали бы «Скайхоки» или «Фантомы»).
  • 16.05.70 - ракетный катер No. 783, речь идёт о катере проекта 183-Р «Комар». Потоплен в том же налёте на Беренис.

P.S. В конце 80-х гг. в СССР опубликовали «Мемуары военного советника». И там есть эпизоды потопления эсминца (английский времён ВМВ), ракетного катера и тральщика. Согласно им, эсминец и катер потоплены в одном налёте 8 «Фантомами». Подтверждается использование НАР. Тральщик также был потоплен НАР (а также бомб), атакующие самолёты описаны как «Миражи» и «Скайхоки».

Фотогаллерея

ПУ ракет SNEB, найденные на Голанских высотах:

ПУ Матра модель 116А для 19 ракет SNEB модель 22 калибра 68 мм. Масса ПУ 116.65 кг, длина - 197 см.





«Спитфайер»:



«Мустанг»:



«Москито»:



«Метеор»:





«Ураган»:





«Мистер-4А»:











«Супер Мистер» В.2 («Симбад») и «Саар»:















«Вотур»:











«Мираж-3С»:



«Мажистер»:



















«Мажистер» в районе Рафиах, 05.06.67.



«Мажистер» в районе Рафиах, 05.06.67.

«Скайхок»:

























«Фантом»:









«Кфир»:











«Кобра»:











«Дефендер»:











«Апачи»:







Ракеты Т-10:





В музее ВВС Финляндии.

Ссылки:
  1. Авиационное оружие ВВС Израиля, моя статья 2002/2004 гг. в веб-архиве.
  2. АОИ на 1973 г., Часть 4. ВВС и ПВО, моя статья 2004/2005 гг. в веб-архиве.
  3. Две воздушные победы «Скайхок» 03, 12.05.70, сайт «Маркиа Шхаким».
  4. List of shipwrecks in 1970.
  5. НАР, обсуждение на waronline.
  6. Ицхак Штайгман «Тольдот Хейль hа-Авир. Ми-Ацмаут ле-Кадеш, 1949-1956» (История ВВС в 1949-1956 гг., иврит, 1990 г.). Есть в сети в электронном формате.
  7. Обсуждение на Фреш.

Война на истощение, Война 1967 г., ВВС - вооружения

Previous post Next post
Up