Сегодня, в среду 03.11.21, сайт МО Израиля сообщил, что на севере страны началась установка системы дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) «Таль Шамаим» («Небесная роса»). Разработка и производство системы длились несколько лет. Задача «Таль Шамаим» - усиления возможностей системы раннего обнаружения ВВС («Маарах Бакара») против низколетящих целей, в частности крылатых ракет.
Click to view
Создание системы вёл директорат систем ПРО («Минhелет Хома») в составе Управления НИОКР МО (МАФАТ), в рамках её сотрудничества с Агентством ПРО США (MDA). В работах участвуют ВВС и «Израильская Авиационная Промышленность» (IAI), в частности завод ЭЛьТА в составе IAI создал РЛС для системы. Площадку для размещения системы подготовило Инженерно-строительное управление («Агаф hа-hандаса вэ-hа-Бинуй») МО.
РЛС размещена под днищем привязного аэростата (на фото и видео она всё ещё не установлена). Я уже писал о подобном
аэростате SkyGuard-1 компании Aero-T, но там речь об относительно небольшом образце длиной 24 м, способном поднять полезную нагрузку в 90 или 150 кг и с рабочей высотой в 1 км. В данном случае аэростат
американской компании TCOM. На сайте компании представлены образцы
12М, 17М, 22М, 28М, 71М и 74М, где цифры означают длину аэростата в метрах. Но на видео (32-я секунда и далее) чётко видна надпись 117М.001, т.е. это первый аэростат нового типа 117М, длиной 117 метров, ещё не описанный на сайте компании.
Аэростат ДРЛО - не новость для ВВС Израиля. Подразделение для эксплуатации таких аэростатов было создано ещё в сентябре 1990 г. (как вывод из вторжения Ирака в Кувейт в ночь 01/02.08.90). А в марте 1991 г. первый аэростат был размещён на юге Израиля, вблизи Димоны. Подробнее о данном подразделении и аэростате - в приложении ниже. Отмечу только, что подразделение имеет статус «Йуд-Гимель» («Йехидат Гилуй» - подразделение обнаружения), приписанное
Южному подразделению авиаконтроля («ЙАБА Дромит», ЙАБА-509). Соответственно по-видимому новое подразделение будет иметь такой же статус и будет приписано к
Северному подразделению авиаконтроля («ЙАБА Цфонит», ЙАБА-506).
Приложение: подразделение аэростата на юге Израиля
Другое название данного подразделения - «Гаф Камус» (отдел «Камус», «Камус» означает «Секрет, тайный, скрытый, сокровенный»). Используется аэростат TCOM 71M ( длина 71.02 м, диаметр 22 м, наполнен гелием). Журнал ВВС (август 1994 г., стр. 12) сообщал, что в то время аэростат нёс американскую РЛС фирмы «Вестингхауз» (Westinghouse Electric Corporation, существовала с 1886 по 1997 г.).
JCSS называл использующиеся ВВС Израиля аэростаты с РЛС Status. Janes сообщал, что на начало 2000-х гг. Израиль получил не менее 6 аэростатов TCOM, причём речь шла не только о 71M, но и о 15М и 32М. На 2004 г. Janes указывал, что Израиль имеет сочетание аэростатов TCOM System 365 (67М) и 71M, в т.ч. с РЛС-системой LASS (Low-Altitude Surveillance System), а также 15М и 32М для других нужд. Какие именно РЛС использовались в LASS - не указывалось.
На начало 2000-х гг. ЭЛьТА разработала собственную РЛС для аэростатов APR (Aerostat Programmable Radar), на базе РЛС
EL/M-2080 Green Pine («Орен Ярок») системы ПРО «Хец-2». Причём уже в 2002 г. сообщалось о заказе 2 таких РЛС Индией. Впоследствии данная РЛС получила обозначение
EL/M-2083 Aerostat Early Warning Radar. Является ли и «Таль Шамаим» его модернизацией или речь идёт о полностью новой разработке - не известно. Антенна EL/M-2083 вращается со скоростью 12 оборотов в минуту, т.е. обновляет полную картину воздушной обстановки каждые 5 секунд. РЛС способна обнаружить цель типа «истребитель» на дальности 250 км (более крупные цели - 500-600 км) и одновременно отслеживать до 500 целей.
Возвращаюсь к «Гаф Камус». Согласно журналу ВВС за февраль 2005 г., командир подразделения - майор. В составе подразделения несколько отделов («Махлака»), в т.ч. РЛС (всё что связано с электроникой), метеорологии, систем (наземное оборудование, система удержания - «Агина» - аэростата). Аэростат требует постоянного технического обслуживания. Так, кабель, удерживающий аэростат, меняют раз в 3 года. Кабель заземлён, вдоль него идут провода, подающие на аэростат питание и оптиковолоконный кабель для получения данных от РЛС. Используется аэростат и для несения неких систем военной разведки. Примерно в 2000 г. ВВС пришли к выводу, что система устарела. Было решено купить новую систему с РЛС на базе «Орен Ярок» фирмы ЭЛьТА (т.е. описанную выше EL/M-2083). Примерно в начале 2004 г. новый, более крупный аэростат с новой РЛС, был введён в эксплуатацию. На фото в статье видны надписи TCOM и 71М.6022, т.е. на 2005 г. это был TCOM 71М, т.е. возможно ранее использовался 67М (System 365, как описано выше).
В мае 2016 г. журнал ВВС сообщал, что раз в несколько лет (по-видимому 7-10 лет) проводится замена корпуса аэростата. Последняя такая замена на тот момент прошла в 2015 г.
Аэростат системы «Таль Шамаим»:
Существующий аэростат ВВС, 2005 г.:
Существующий аэростат ВВС, 2016 г.:
Существующий аэростат ВВС, примерно 2021 г.:
Фото с Фреш:
Ссылки:
- Твиттер МО, 03.11.21.
- Статья на сайте АОИ, 03.11.21.
- Статья на israeldefense, 03.11.21.
- Статья на ynet, 03.11.21.
- Статья на maariv, 03.11.21.
- Статья на makorrishon, 03.11.21.
- Статья на 7-м канале, 03.11.21.
- Статья на kan, 03.11.21.
- Статья на newsru, 03.11.21.
- Статья на mignews, 03.11.21.
- Статья на janes, 04.11.21.
- Обсуждение на Фреш.
- Система раннего предупреждения ВВС, статья Википедии.
- Статья о аэростате ВВС, журнал ВВС 161 (262), 22.02.05.
- «Камус» в операции «Литой свинец», сайт ВВС, 04.01.09.
- Аэростат ВВС, сайт ВВС, 01.05.16 (из журнала ВВС номер 228).
- Статья на сайте ВВС, 08.11.21.
- РЛС EL/M-2080 «Орен Ярок», статья Википедии.
- Elta buoyed by new aerostat-radar contract, flightglobal, 22.06.10.
- EL/M-2083 на defense-update.com, 05.02.13.
- Сообщение: ЭЛьТА поставит РЛС для аэростата клиенту в Азии, israeldefense, 14.01.15.
- «Дирижабли и аэростаты», обсуждение на «Воронлайн».