В 1977 г. в составе ВМС Израиля было создано оборонительное подразделение ЙАБАН («Йехида ле-Битахон Намалим», т.е. «Подразделение безопасности портов»). Задача ЙАБАН - наземная, надводная и подводная охрана портов Израиля (Хайфа и Ашдод на Средиземном море, Эйлат на Красном) и расположенных там же основных баз ВМС. Ранее этими задачами занимался спецназ ВМС (13-я флотилия, Ш-13), тем самым создание ЙАБАН снижало нагрузку на Ш-13 и позволяло тому сосредоточиться на наступательных задачах..
Первоначально ЙАБАН подчинялось ЙАЛТАМ («hа-Йехида ле-Месимот Тат-Меймийот», т.е. «Подразделению подводных работ») или дивизионам управления соответствующих баз ВМС («Пальгат АГАМ»). В рамках выполнения своих задач бойцы ЙАБАН патрулировали акватории портов и подходы к ним, погружались под воду с аквалангами для проверки на предмет минирования заходящих в порта торговых судов.
В 2006 г. ЙАБАН было переименовано в «Снапир» («Плавник» рыбы или «Ласта» тюленя или аквалангиста, часто говорят также «Саерет Снапир»), а отряды подразделения на разных базах были переподчинены дивизионам сторожевых катеров («Пальгот БАТАШ») на тех же базах: 914-му в Хайфе, 915-му в Эйлате, 916-му в Ашдоде. Данные изменения должны были подчеркнуть боевую (а не охранную) роль подразделения, к тому же были расширены и его задачи: катера «Снапир» начали привлекать к перехвату нарушителей на морских границах. Величина отрядов «Снапир» на разных базах не одинакова, зависит от размера базы и соответствующего гражданского порта, т.е. отряд в Хайфе самый большой, далее идёт Ашдод и Эйлат. Каждый отряд состоит из моторизованных команд патрулирования («Цевет Сиюр Мемуна»), включающих катера и оборонительных аквалангистов («Цолелим hаганатиим»).
Для своей работы на море «Снапир» использует
«Циръа» (мн.ч. «Цраот») - так в ВМС Израиля называют катера производства американской компании SAFE Boats International (Defender-class boat) - по-сути моторные лодки с полужёстким корпусом и водоизмещением 3 тонны. С 2016 г. такие же катера состоят на вооружении Морского отдела полиция Израиля (см. статью
«Полиция Израиля получила новые патрульные катера»). Катера имеют закрытую кабину, несут тепловизор и поисковую РЛС, вооружение состоит из установленного в носовой части 7.62-мм пулемёта MAG плюс личное оружие экипажа. Используется и не летальное оружие для разгона демонстраций, его обычно применяют против рыбацких лодок из Газы, нарушающих установленные границы зон рыбной ловли.
По данным Википедии, в процессе подготовки бойцы «Снапир» проходят курсы техников по подводным электронным системам связи, курс обнаружения, опознания и нейтрализации подводных мин, курс борьбы с террором (ЛОТАР). Курсанты-отличники после завершения базовой подготовки в учебной школе ВМС («БААД Хейль hа-Йам») могут подать просьбу о переводе в подразделение ЙАЛТАМ. После начала службы в отрядах «Снапир» на различных базах, бойцы отрабатывают работу с вооружением подразделения, проходят многочисленные стрельбы на море (в первую очередь по сценариям борьбы с террором), отрабатывают плавание под водой с аквалангами и работу с резиновыми лодками. Далее - специализация по работе с «Циръа». Через полтора года в подразделении бойцы могут вновь вернуться в школу ВМС на курс командиров «Циръа».
12.10.17 на сайте газеты «Маарив» была опубликована статья о филиале «Снапир» в Ашдоде. Согласно ей, «Снапир» в Ашдоде насчитывает 4 катера, около 40 человек личного состава (в т.ч. 9 девушек), командир в звании капитан. Указывается, что ВМС использует два варианта «Циръа», длиной 9.4 и 8.2 м (т.е. 31 и 27 футов соответственно). 9.4-м более устойчивые и предпочтительнее для высадки аквалангистов. 8.2-м более скоростные и манёвренные, предпочтительней для задач перехвата. Катера действуют днём и ночью, в дождь и туман, но при сильном шторме их оставляют на базе.
Экипаж «Циръа» состоит из 5-10 человек, в зависимости от задания. «Циръа» - единственный боевой катер ВМС, командир которого не офицер, а опытный сержант или старшина (из небоевых единиц сержанты командуют также буксирами). Экипажи катеров постоянные, но раз в 4 месяца происходит ротация персонала, так что постепенно всем приходится служить в одном экипаже со всеми.
Одна из задач подразделения - предотвращение проникновения аквалангистов террористической организации «Хамас» из сектора Газа на территорию Израиля. Эта задача добавилась после
операции «Цук Эйтан» («Могучий утёс») лета 2014 г. В первый день этой операции (08.07.14) группа из 4-5 боевиков смогла
проникнуть на пляж Зиким (к северу от сектора), использую акваланги. Они были замечены береговым постом наблюдения и уничтожены, с момента обнаружения и до прекращения огня прошло около 40 минут. Тем не менее, на будущее было решено усилить оборону в этом вопросе. Катера «Циръа», имея малое водоизмещение, способны приближаться к самому берегу для досмотра подозрительных объектов, именно поэтому «Снапир» был привлечён к этой задаче.
В статье также опубликовано интервью с одной из девушек-бойцов подразделения, старшим сержантом Мааян Софер. Мааян приняла решение служить на боевой должности и начала проверять альтернативы (в Израиле существует призыв женщин в армию, но служба на боевых должностях для женщин - исключительно добровольная). Кто-то из её класса рассказал ей о «Снапир». И Мааян загорелась желанием служить именно в нём. Выросла она в городе Модиин и особого отношения к морю не имела. Поэтому до экзаменов в «Снапир» она по своей инициативе прошла гражданский курсы дайвинга, т.е. плавания с аквалангом под водой.
По словам Мааян, после начального обучения и начала службы на «Циръа», боец проходит несколько должностей. Вначале - в основном работа на берегу, помощь в подготовке катера к выходу в море. Далее более ответственная должность на носу, там где сосредоточена огневая мощь катера. Затем - рулевой в кабине, он же заместитель командира катера. И наконец - командир. Сейчас Мааян на должности рулевого. До демобилизации ей остаётся служить 5 месяцев.
Старший сержант Мааян Софер.
Ссылки:
- В воздухе, на земле и на море: испытательный заезд на «Циръа» ВМС, сайт maariv, 12.10.17.
- «Снапир», статья Википедии.