Вечером 07.08.17 вертолёт AH-64A Apache («Петен») 190-й эскадрильи («Мага hа-Кесем») разбился на авиабазе Рамон. Командир вертолёта погиб, второй пилот получил тяжёлые ранения.
Подробности этой катастрофы я уже публиковал.
С тех пор парк «Апачи» ВВС не летал, шло расследование и технические проверки вертолётов. В этот период пилоты среди прочего прошли переподготовку на симуляторе «Апачи» в США, отрабатывая действия в экстренных ситуациях, среди прочего при поломке, аналогичной случившейся. 22.08.17 был готов промежуточный отчёт номер 1 о причинах катастрофы, тогда командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин принял решение о более глубоком расследовании с привлечением специалистов «Боинг» и Армии США, а также о продолжении прекращения полётов «Апачи».
И вот сегодня, 25.09.17, было опубликовано, что промежуточный отчёт номер 2 завершён и командующий ВВС принял решение вернуть «Апачи» к полётам. Возврат «Апачи» к полётам будет постепенный, после планомерных инструктажей лётного и технического персонала и проведения необходимых проверок, рекомендованных следственной комиссией. По плану, первые полёты начнутся через неделю.
По словам полковника Йоава, командира управления безопасности и контроля качества ВВС (МАВКА - «Минhаль Бетихут вэ-Автахат Ихут»), причина случившегося - отсоединение вала рулевого управления («Мот hигуй»), ведущего к хвостовому винту вертолёта. Отсоединение произошло через 45 минут после вылета, после этого пилоты потеряли контроль над хвостовым винтом. Решение командира экипажа вернуть вертолёт на базу было верным и именно оно в конечном итоге спасло жизнь второму пилоту.
Указывается, что поломка была уникальной, т.е. никогда ранее не происходила на вертолётах ВВС Израиля, а насколько известно, и на «Апачи» других стран. 14.09.17 сайт walla писал, что похожая поломка имела место в Афганистане на одном из «Апачи» Армии США и Израиль не был оповещён об этом, но возможно речь шла о похожей поломки с точки зрения результатов, а не причин случившегося.
Почему же вал отсоединился? Первоначально считалось, что речь идёт о разрушении вала в следствии технических причин (трещина, усталость материала, некий удар по валу и т.п.). Однако теперь стало ясно, что причина - неправильная установка вала. Нет обвинений техников в халатности («Эйн Хашад ле-Рашланут»), речь идёт о не совсем понятных инструкциях по установке вала («Паарим бэ-hанхайот hатканат hа-Мотот hа-Элю»), что привело к ошибке при установке.
За некоторое время до катастрофы вал на разбившемся вертолёте был заменён. В результате ошибки при установке («hаткана Лакуя», «Такаля бэ-hаткана») возникла излишняя свобода этого вала. Это привело к его износу («Шхика») в ходе дальнейших полётов, в конце-концов вал отсоединился, что и привело к потере рулевого управления, а далее - к катастрофе.
Расследование будет продолжаться ещё несколько месяцев. В частности будет проверено, почему износ вала не был опознан в ходе текущих проверок вертолёта. Инструкции по установке будут уточнены по результатам расследования.
Ссылки:
- Катастрофа Апачи: пилот заметил проблему в рулевом управлении, ynet, 23.08.17.
- «ВВС скрывают информацию от общественности», inn, 24.08.17.
- Отсоединившийся вал, не сообщённая поломка: новые данные о расследовании катастрофы «Апачи», walla, 14.09.17.
- Опубликован промежуточный доклад о катастрофе «Апачи», сайт ВВС, 25.09.17.
- Поломка в установке рулевого вала в вертолёте привела к его износу, сайт АОИ, 25.09.17.
- Расследование крушения «Апачи»: парк вертолётов вернётся к полётам, israeldefense, 25.09.17.
- Расследование крушения «Апачи»: заменённый рулевой вал отсоединился из-за поломки при установке, ynet, 25.09.17.
- Расследование крушения вертолёта в Негеве: возможно человеческая ошибка привела к случившемся, maariv, 25.09.17.
- Расследование крушения «Апачи»: редчайшая поломка в рулевом вале, nrg, 25.09.17.
- Расследование крушения «Апачи»: АОИ разрешила возврат вертолётов к полётам, walla, 25.09.17.
- Расследование катастрофы вертолёта: решение старшего пилота спасло жить его подчинённому, newsru, 25.09.17.
- Обсуждение на Фреш.