Судостроительная компания «Израильские судоверфи» («Миспанот Исраэль») - по-сути единственная судостроительная верфь Израиля. Есть ещё завод РАМТА в Беер-Шеве (из состава «Израильской Авиационной Промышленности»), но его продукция ограничивается сторожевыми катерами - «Дабур», «Двора», «Супер Двора» максимальным водоизмещением 76 тонн.
«Израильские судоверфи» была создана в 1959 г. в Хайфе на средства репараций, полученных от ФРГ.
Соглашение о репарациях («hескем hа-Шилумим») было подписано 10.09.52, вступило в силу 27.03.53, в соответствии с ним ФРГ выплатила Израилю компенсацию за использование рабского труда во время Холокоста и компенсации за потерю собственности евреев; всего в 1953-1965 гг. от Германии было получено около 3 млрд марок, среди прочего эти средства использовались на развитие израильского промышленного потенциала и инфраструктуры. Долгие годы верфь была государственной компанией, в апреле 1995 г. приватизирована. На 2014 г. доходы компании составляли 599 млн долларов, в т.ч. 76 млн - чистая прибыль.
«Израильские судоверфи» занимается судостроением и судоремонтом как для военных, так и для гражданских нужд. При наличии заказов также выпускаются различные крупноразмерные металлоконструкции - баки, причалы, портовые краны, рукава для аэропортов и т.п. С 2009 г. проверяется, ремонтируется и изготавливается различное оборудование для нефте- и газодобывающих компаний. Кроме того, с 2003 г. «Израильские судоверфи» владеют единственным в Израиле
частным портом.
В 60-70 гг. компания строила небольшие гражданские суда (буксиры, баржи, моторные лодки, включая для нужд полиции), пик работ пришёлся на середину 70-х гг., тогда на верфи работало почти 1,000 человек (по сравнению с 378 сейчас). Далее был 30-летний перерыв, связанный с финансовыми трудностями компании и отсутствием заказов.
В августе 2008 г. на воду был спущен
балкер (сухогруз) длиной 90 м и водоизмещением 4,750 тонн - крупнейшее коммерческое судно, построенное в Израиле для иностранного заказчика. Всего в 2008-2010 гг. было построено 4 таких судна для одного клиента в Германии, а в августе 2012 г. на воду был спущен 5-й балкер. Согласно сайту компании, на верфи возможно строительство торговых судов водоизмещением до 10,000 тонн.
Ещё один вид продукции «Израильские судоверфи» - плавучие доки грузоподъёмностью 4,500, 7,500 и 20,000 тонн. Подобные доки строились как для внутриизраильских нужд, так и на экспорт - в Грецию, Италию, Турцию, Филиппины и Экваториальную Гвинею.
Также строятся буксиры и небольшие служебные суда (баржи, морские спасательные суда, пожарные суда, суда для внутрипортовых работ).
Военное производство на верфи началось в 60-е гг. со строительства
десантных кораблей. В 1962-1965 гг. были построены три «36-метровых десантных корабля» (длина 36 метров, водоизмещение 122 тонны). Далее, в 1967 г., были построены три «60-метровых десантных корабля» (60 метров, 730 тонн). В 80-е гг. планировалось построить довольно крупный десантный корабль (длина 113 метров, водоизмещение 5,000 тонн) по проекту «Палешет», но АОИ так и не выделила на него финансирование.
Проект «Палешет».
С 1973 г. строились (включая на экспорт) ракетные катера типа
«Саар-4», в 80-е - 2000-е гг. - типа
«Саар-4.5». С конца 80-х гг. были разработаны и серийно выпускались с середины 90-х
сторожевые катера (50-95 тонн) типа «Шальдаг», поставленные как ВМС Израиля, так и как на экспорт как минимум 7 клиентам. Также для ВМС Израиля строились портовые буксиры, например типа «Полином». В 1983 г. было начато строительство серии
ракетных катеров на подводных крыльях типа «Зиванит» (американские Flagstaff-2), но после первого катера (в дополнению к головному катеру, построенному в США компанией Northrop Grumman) ВМС Израиля отменили заказ.
Первые катера этого
семейства «Саар» были спроектированы на базе немецких
торпедных катеров «Ягуар» судоверфи Lurssen (в Bremen-Vegesack): длина и водоизмещение были увеличены с 42.6 м и 210 тонн до 45 м и 250 тонн соответственно. Первоначально катера были заказаны в Германии у Lurssen, но в 1965 г. факт строительства стал известен арабским странам. Под их давлением работы прекратились. Однако вскоре в Израиле стало известно, что французская верфь
CMN (Construction Mecanique de Normandie) в городе Шербур (с 2000 г. называется Шербур-Октевиль) имеет тесные связи с Lurssen, в частности строит тральщики проекта Lurssen для ВМС Германии. В результате работы удалось перенести на CMN, договор был подписан в мае 1965 г.
В 1963 г. ГШ АОИ утвердил закупку 12 катеров типа «Саар». Но договор с Lurssen, а затем и с CMN, говорил о покупке 6 катеров с опцией на ещё 6. Дело в том, что производство планировалось перенести на «Израильские судоверфи», но небыло уверенности в том, что та успеет провести все необходимые подготовительные работы. В мае 1966 г. (т.е. ровно через год поле подписания договора с CMN) необходимо было решить о реализации опции. Проверки показали, что «Израильские судоверфи» к работе над катерами всё ещё не готовы и опция с CMN была реализована. Все 12 «Саар» были построены во Франции. В зависимости от состава вооружения и оборудования катера на службе ВМС Израиля относились к 3 подтипам:
«Саар-1»,
«Саар-2» и
«Саар-3».
В ходе Шестидневной войны 1973 г. АОИ установила контроль над Синайским полуостровом. В результате Израиль получил обширный выход в Красное море и встал вопрос об укреплении сил ВМС в этом районе. Необходимы были более крупные катера, способные осуществлять переходы из Средиземного моря в Красное вокруг Африки и действовать в условиях океанских штормов. ВМС совместно с Lurssen спроектировали катер нового типа - «Саар-4», строили их уже в Израиле, на «Израильские судоверфи». Длина катера была увеличена до 58 м, водоизмещение до 450 тонн. Первый «Саар-4» вошёл в строй в феврале 1973 г., до 1980 г. было построено в общей сложности 10 таких катеров для ВМС Израиля, ещё 3 в 1977-1978 гг. для ЮАР (
тип Warrior, ранее Minister), кроме того 6 катеров были построены по лицензии в самой ЮАР в 1978-1986 гг.
В 80-е гг. началось строительство более крупных катеров - «Саар-4.5» (длина 61.7 м, водоизмещение 488-498 тонн). В общей сложности до 2003 г. было построено 10 «Саар-4.5», включая 2 катера-вертолётоносца («Алия» и «Геула»). На базе корпусов «Саар-4» и «Саар-4.5» компания «Израильские судоверфи» спроектировала сторожевые корабли OPV-58 и OPV-62 соответственно (Offshore Patrol Vessel). Три OPV-58 были построены для
Береговой охраны Греции (контракт 2002 г., поставки в 2003-2004 гг.), в т.ч. два на «Израильские судоверфи» и один по лицензии в самой Греции. Два OPV-62 поставлены Экваториальной Гвинеи (контракт 2008 г., поставки в 2011 г.). Шесть OPV-62 строятся для Азербайджана (контракт 2013 г., поставки с 2015 г., сборка ведётся в Азербайджане; на 24.08.17 в строй были введены 4 корабля, 1 строился и 1 был заложен). Четыре OPV-62 строятся для Кипра (контракт 2015 г., первый передан заказчику 12.09.17).
Таким образом, не считая лицензионного производства, с 1973 г. было построено или заказано 37 ракетных катера «Саар-4» и «Саар-4.5» и сторожевых катера на их базе: 20 для ВМС Израиля, 3 для ЮАР, 6 для Азербайджана, 4 для Кипра и по 2 для Экваториальной Гвинеи и Греции.
В 2013 г. «Израильские судоверфи» представили проект корвета длиной 72 м и водоизмещением 800 тонн. Корабль получил обозначение
«Саар-72» (по длине корпуса в метрах, аналогично OPV-58 и OPV-62). Подробнее об этом корабле -
в отдельной статье.
На сегодняшний день военный ассортимент, предлагаемый верфью, включает:
- Буксиры и вспомогательные суда;
- Сторожевые катера типа «Шальдаг» (моделей MkII, MkIII, MkIV и MkV);
- Ракетные катера «Саар-58» и «Саар-62», большие сторожевые катера OPV-58 и OPV-62;
- Корветы «Саар-72» и сторожевые корабли OPV-72.
OPV-58 Береговой охраны Греции.
«Шальдаг» MkIV.
«Шальдаг» MkV.
Ссылки:
- Сайт компании «Израильские судоверфи».
- «Израильские судоверфи», статья Википедии.
- «Судостроительные возможности Израиля» - обсуждение на waronline.org.
- «Экспорт израильских катеров» - обсуждение на waronline.org.
- Огромный контракт на 900 млн шекелей компании «Израильские судоверфи», calcalist, 04.01.15.
- Спущен четвертый азербайджанский пограничный сторожевой корабль израильского проекта OPV 62, bmpd, 25.08.17.
- Судостроительные группы Damen и Naval Group ведут борьбу за рынок патрульных кораблей Азербайджана, bmpd, 25.08.17.
- «Израильские судоверфи» поставляют первый сторожевой корабль Кипру, israeldefense, 12.09.17.
- Новые корабли для Кипра: быстроходные, новые системы для навигации и самообороны, israeldefense, 13.09.17.
- Израильская защита для кипрских газовых месторождений, mignews, 13.09.17.
- Кипр получил первый патрульный корабль израильской постройки, bmpd, 13.09.17.
Дата последнего обновления: 06.10.17.