Завершился 38-й курс бортмехаников ВВС

Jul 13, 2017 23:58


Вечером 12.07.17 на базе ВВС Пальмахим прошла церемония окончания 38-го курса бортмехаников.

Число выпускников данного курса - наибольшее за последние годы. Конкретное число не называется, но по прошлым публикациям по аналогичным курсам известно, что обычно курс заканчивают 4-6 человек. Например, 36-й курс (июль 2016 г.) закончило 4 бортмеханика, 28-й (июль 2012 г.) - 5, а 35-й (март 2016 г.) - всего 3.




Бортмеханик («Мехонаи Мутас») - обязательный член экипажа любого транспортно-десантного вертолёта («Масок Саар», дословно «Штурмовой вертолёт») ВВС. В настоящее время это «Ясъур» (СН-53D, с 1969 г.), «Яншуф» (UH-60, с 1994 г.) и «Аталеф» (AS565 Panther, с 1996 г.). В прошлом - Sikorsky S-55 («Йона»; 1956-1963 гг.), Sikorsky S-58 (1958-1969 гг.), SA 321K Super Frelon («Циръа», 1966-1991 гг.), Bell-205 (1967-1975 гг.), Bell-212 («Анафа», 1975-2002 гг.), Eurocopter HH-65 Dolphin («Дольфин», 1985-1997 гг.). Обычно экипаж вертолёта включает одного бортмеханика, но тяжёлые вертолёты («Ясъур» и ранее «Циръа») на многие задания берут двух бортмехаников.

Должность бортмеханика появилась в ВВС в 1956 г., когда ВВС закупили первые транспортно-десантные вертолёты - Sikorsky S-55. В 1978 г. ВВС разделили весь лётный персонал на основной («Цевет авир», т.е. лётчики, штурманы, бортинженеры) и вспомогательный («Цевет Эзер Авир»). Бортмеханики попали во вспомогательный авиаперсонал и потеряли статус бойцов, т.е. как обычных авиатехников их рассматривали как персонал поддержки боевых действий («Томхей Лохама»). В 2005 г. около 150 бортмехаников ВВС направили в Высший суд справедливости Израиля (БАГАЦ) требование признать их должность боевой. В частности там указывалось, что при исполнении обязанностей погибло 28 бортмехаников.  В 2010 г. ВВС признали должность бортмехаников (и прочий вспомогательный авиаперсонал) боевой специальностью. В сентябре 2017 г., после разделение боевых специальностей на бойцов («Лохем») и передовых бойцов («Лохем Ход»), бортмеханики отнесены к передовым бойцам.

Бортмеханик командует транспортным отсеком вертолёта: рассаживает бойцов и других пассажиров и размещает груз, даёт команду на высадку, является оператором подъёмной лебёдки, страхует бойцов, спускающихся с вертолёта по кабелю, участвует в эвакуации раненных. При перевозке груза на наружной подвески следит за ним и ответственен за его отцепление. При зависании ведёт наблюдение за местностью под вертолётом, в мёртвой зоне для лётчиков. Помогает в определении места посадки (визуально осматривает местность, проверяя, что нет предметов, могущих повредить вертолёт, а размеры площадки соответствуют размерам вертолёта; после этого он даёт «добро» лётчикам условной фразой «Занав Наки» - «Хвост Чист»). Является стрелком бортового пулемёта. В случае возникновения поломки в его задачу входит быстрое определение её характера и рекомендация лётчикам вертолёта - командиру экипажа («Кабарнит») и второму пилоту («Таяс Мишне») - что предпринять в данном случае.

На вертолётах «Ясъур» бортмеханик сидит в кабине экипажа между лётчиками (позади их) и помогает пилотам: выставляет частоты радиосвязи, оперирует топливную систему (включая сброс ПТБ в экстренных ситуациях), запускает вспомогательный двигатель перед взлётом, выпускает шасси при посадке, ведёт наблюдение за приборами в кабине и т.п.

На земле бортмеханик один из техников эскадрильи, обычно на старших должностях, участвует в обслуживании вертолётов. Но может быть в любой момент поднят по тревоге и направлен в полёт. При посадке вертолёта вне аэродрома на бортмеханика ложится вся тяжесть подготовки машины к следующему вылету.

Все бортмеханики начинают службу обычными техниками. После как минимум 1.5-2 лет службы (а часто и позднее, иногда уже на сверхсрочной службе) и при наличии хороших рекомендаций он начинает курс бортмехаников (все бортмеханики - добровольцы, изъявившие желание служить в этой должности). С 2013 г. на курс могут быть направлены и техники боевых вертолётов, хотя на них и нет бортмехаников, и даже боевых самолётов. Перед началом курса кандидаты проходят экзамены и медпроверки. Длительность курса 8 месяцев (в недавнем прошлом - 8.5, 9 и 10 месяцев).

Почти 40 лет подготовка бортмехаников проводилась каждой эскадрильей отдельно, из «своих» техников для «своего» типа вертолёта. И лишь затем, в 1996 г., была создана Школа бортмехаников («Бейт hа-Сефер ле-Мехонаим Мутасим»), на базе Хацерим, при 123-й эскадрилье («Ципорей hа-Мидбар» - «Птицы пустыни»). В тот период эскадрилья использовала вертолёты «Анафа», в 2002 г. перешла на «Яншуф». В 123-й эскадрилье проводится и курс оперативной тренировки лётчиков транспортно-десантных вертолётов (КААМ - «Курс Имун Миткадем»). Длительность этого курса - пол года. Курс бортмехаников по датам привязан к этому КААМ, т.е. на одних и тех же вылетах учатся и молодые пилоты, и курсанты-бортмеханики. 15.07.15 эскадрилья была переведена в Пальмахим, соответственно переехала и школа. 35-й курс стал первым, завершившимся в Пальмахим. Командир школы - в звании майор.

Курс бортмехаников проводится 2 раза в год. Кроме теоретической учёбы (принципы полёта, аэродинамика, метеорология и т.п.), будущие бортмеханики прнимают участие в многочисленных вертолёто-вылетах, включая участие в учениях, совместно с пехотными и бронетанковыми частями. В настоящее время в школе проходит процесс изменения процесса отбора. По плану, кроме уже служащих техников, кандидаты в бортмеханики будут выявляться среди молодых солдат, проходящих начальное обучение в Технической школе ВВС в Хайфе («Техни»), соответственно выходить на курс бортмехаников они будут гораздо быстрее.

После завершения курса, бортмеханики также проходят КААМ. В 2014 г. сообщалось о введении в процесс отбора кандидатов 1-дневного «Сплочения» («Гибуш»), осуществляемый бойцами 669 (первый «Гибуш» прошли кандидаты 34-го курса). В программу подготовки был введён введён курс выживания на море («Саднат Милут Йамит»). Также сообщалось о планах удлинения курса бортмехаников до 49 недель (т.е. почти до года) и соответствующего сокращения КААМ. По плану, объём знаний и количество лётных часов курсанта должны были значительно увеличиться. За прошедшие 3 года курс удлинён не был.

Среди выпускников 38-го курса - одна женщина, старший сержант Адар. Она станет первой женщиной-бортмехаником «Ясъур» в 114-й эскадрилье («Мовилей hа-Лайла») с 2006 г., когда во время Второй Ливанской войны погибла прапорщик Керен Тендлер. Адар была призвана в наземные службы ВВС, стала техником «Ясъур» в 114-й эскадрилье, вышла на сверхсрочную и после 4 лет кадровой службы подала прошение на участие в курсе бортмехаников.



Другой выпускник курса - старший сержант Лиор, техником «Ясъур» в 118-й эскадрилье («Дорсей hа-Лайла»). Лиор стал первым бортмехаником ВВС - выходцем из эфиопской общины. Он рос в Реховоте, закончил школу «hольц» в Тель-Авиве, получил степень младшего инженера («hандасаи»). После призыва в ВВС попросился на курс техников «Ясъур», изначально планируя в будущем стать бортмехаником.



Из «интересных» выпускников прошлых лет:
  • в 2016 г. курс номер 36 впервые закончил техник боевого вертолёта, старший сержант Борис;
  • в 2013 г. курс номер 30 впервые закончило 2 друза;
  • в 2013 г. курс номер 30 впервые закончило два техника боевых самолётов;
  • в 2012 г. курс номер 28 закончил старшина Ш.; его брат, также бортмеханик, погиб при катастрофе «Ясур» в Румынии 26.07.10;
  • в 2012 г. курс номер 27 закончила старшина Алина; о ней было сказано, что она - 4-я женщина-бортмеханик ВВС за всю историю; также сказано, что курс начало 6 человек, 3 были отчислены, но затем к курсу присоединилась Алина, ранее отчисленная с 26-го курса, таким образом число выпускников было 4.

В августе 2016 г. была опубликована новость, что ВВС закупили небольшие видеокамеры для касок бортмехаников. Теперь бортмеханик ведёт съёмку всего, что происходит в грузовом отсеке вертолёта. По возвращении с полёта видео скачивается на компьютер и используется для разбора полёта. На данном этапе камеры получили эскадрильи вертолётов «Ясъур».

P.S. 18.01.18 опубликовано, что на «этой неделе» завершился очередной, т.е. 39-й, курс бортмехаников. Курс длился «около 9 месяцев», все курсанты были механиками транспортно-десантных вертолётов. При этом было указано, что сейчас изучается возможность набирать на курс новобранцев, т.е. сразу после призыва и прохождения специального отбора.

Курс включает пехотную подготовку, теоретическую подготовку (аэродинамика, метеорология, связь и т.п.), подготовку на симуляторах «Яншуфа» на базе Пальмахим (где и проходит курс), далее полёты на «Яншуф» вместе с курсантами-пилотами КААМ.

Также указывается, что в последнее время АОИ приняла решение выделить из категории бойцов («Лохамим») категорию «Передовых бойцов» («Лохамей Ход»), т.е. тех бойцов, которые в ходе боя непосредственно контактирует с противником (в отличии, скажем, от артиллеристов или бойцов ПВО). От ВВС в категорию передовых бойцов попал основной лётный персонал (т.е. лётчики, штурманы, бортинженеры), бойцы спецподразделений 669 и «Шальдаг», а также бортмеханики и операторы погрузки.

P.S.2. 17.07.18 опубликовано, что 40-й курс бортмехаников завершился 11.07.18. Число выпускников не указано, но на одной из фото видны 7, в т.ч. 1 женщина. Курс длился 8 месяцев, в отличии от прошлых курсов был усилен элемент подготовки к тяжёлым психологическим ситуациям, возникающим при эвакуации погибших и раненных. Один из выпускников, старший сержант Д., - бортмеханик «Аталеф» (AS565 Panther), первый за последние 8 лет. Он не имел достаточно высокого медицинского профиля и ему пришлось долго бороться за право выйти на курс.









Ссылки:
  1. Новые бортмеханики ВВС, 38-й курс, сайт ВВС, 12.07.17.
  2. Новые бортмеханики ВВС, 37-й курс, сайт ВВС, 18.01.17.
  3. Видеокамеры для разбора полётов для транспортно-десантных вертолётов, сайт ВВС, 14.08.16.
  4. Новое поколение бортмехаников ВВС, 36-й курс, сайт ВВС, 14.07.16.
  5. Новые бортмеханики ВВС, 35-й курс, сайт ВВС, 03.03.16.
  6. Новые бортмеханики ВВС, 34-й курс, сайт ВВС, 09.07.15.
  7. Изменения в подготовке бортмехаников, приурочено к началу 34-го курса, 07.12.14.
  8. Новые бортмеханики ВВС, 32-й курс, сайт ВВС, 04.09.14.
  9. Новое поколение бортмехаников ВВС, 31-й курс, сайт ВВС, 27.01.14.
  10. Новые бортмеханики ВВС, 30-й курс, сайт ВВС, 11.07.13.
  11. Ролевые игры: полевые учения для экипажей вертолётов, сайт ВВС, 02.05.13.
  12. Его брат погиб в Румынии, он продолжает его дело; 28-й курс, сайт ВВС, 16.07.12.
  13. 4 новых бортмеханика в воздухе, 27-й курс, сайт ВВС, 12.01.12.
  14. Обсуждение «Бортмеханики и другой вспомогательный авиаперсонал» на waronline.org.
  15. Новые бортмеханики ВВС, сайт ВВС, 18.01.18.
  16. Новые бортмеханики ВВС, сайт ВВС, 17.07.18.

Дата последнего обновления: 18.07.18.

Вспомогательный авиаперсонал, ВВС - эскадрильи

Previous post Next post
Up