Подразделение «Шахар» ГУ связи и киберзащиты АОИ

Sep 26, 2020 23:08


В составе ГУ связи и киберзащиты ГШ АОИ («Агаф hа-Тикшув вэ-hа-hагана бэ-СЭВЕР») имеется управление («Хатива») оперативного технологического усиления - ЛОТЕМ («hа-Хатива ле-hитацмут Технологит Мивцаит», или более кратко «hа-Хатива ле-hитацмут»). В состав управления входят различные подразделения, занятые как поддержанием работоспособности различных военных систем управления и контроля, систем связи, компьютерных инфраструктур (сети, сервера), так и киберзащитой информационных систем. А также - самостоятельный НИОКР, т.е. разработкой различных систем и программного обеспечения (ПО) для нужд АОИ. ЛОТЕМ подчиняются различные подразделения, в т.ч. «Маоф», МАМРАМ, «Мерказ Хошен», МАЦПЕН, «Атид», «Шахар». Ниже речь пойдёт о «Шахар» (слово «Шахар» переводится с иврита как «Заря» или «Рассвет»).




Подразделение «Шахар» («Йехидат Шахар») - относительно молодое, создано 03.04.19. Тогда оно было выделено в качестве самостоятельного подразделения из состава отдела МАЦПЕН. По-сути «Шахар» продолжает историю отдела «Лешем», созданного в 2005 г. объединением 1 подразделений: МАМКА («Мерказ Михун Коах Адам»), отвечавшее за автоматизацию вопросов работы с кадрами и МАМТАЛь («Мерказ Михшув Технологи Логисти»), отвечавшее за вопросы компьютерных систем в области техобслуживания и логистики и входившее в Службу снабжения («Хейль hа-Тахзука»).

Итак, «Шахар» - это подразделение создания систем ПО («Бейт Тохна») для различных задач управления кадрами, логистики, обслуживания. Или официально - организационных систем управления и боевой поддержки («Маарахот Иргуниёт ле-Ниhуль вэ-Тмихат hа-Лехима»). Из названия следует первая специализация подразделения - создание информационных систем («Маарахот Иргуниёт») для нужд штабов разного уровня, т.е. то, что напрямую связано с работой АОИ как армии, в указанных выше областях. Вторая специализация - цифровые решения («Питронот Дигиталиим»). Т.е. создание относительно небольших программ и веб-сайтов для облегчения жизни солдат: получение различной информации и услуг быстрым и простым способом, без необходимости записываться на приём в те или иные офисы, заполнять бумажные бланки и т.п. (см. видео, иллюстрирующем данную специализацию). Третья специализация - НИОКР в области информационных систем. Т.е. без прямых запросов или заказов сверху или снизу изучение, как можно улучшить существующие системы или создать новые, которые помогут в работе АОИ и отдельным военнослужащим.

Более официальное определение: «Шахар» отвечает за НИОКР, инициирование создания, разработку и производство систем ПО в указанных выше областях, с целью поднятия боеспособности и боеготовности АОИ, повышения эффективности, экономии средств, снижения бюрократии и облегчения службы военнослужащим. Важным в работе является взаимодействие с другими подразделениями внутри ЛОТЕМ и вне его - с подразделениями разработки ПО других видов ВС АОИ.

Подразделение довольно большое, во главе стоит офицер в звании полковник, с момента создания это Тали Каспи-Шабат. Кстати, судя по странице ГУ связи и киберзащиты в Фейсбук и в старом описании ЛОТЕМ на сайте АОИ, 03.04.19 Тали вступила в должность командира «Директората 2020» («Минhелет 2020»), сменив в должности полковника Арика Кляймана, т.е. лишь позднее этот директорат был превращён в «Шахар». Согласно сайту АОИ, к практической работе «Шахар» приступила в сентябре 2019 г.

«Шахар» расположен на нескольких базах, его штаб - на базе «Махане Маклеф» в Рамат-Гане. В будущем планируется перевести его в технологический кампус в Беэр-Шеве, в рамках программы перевода баз АОИ на юг, в Негев. О внутренней организации «Шахар» известно мало. Это подразделение уровня отдела («Махлака») в терминах организации штабов, соответственно делится на направления («Анаф»), а те - на сектора («Мадор»). Например, есть Направление цифровых решений («Анаф Диджитал»), Направление вопросов логистики («Анаф ЛОГМАР») и др.

Кадры подразделения - различные специалисты в области разработки ПО, включая солдат и офицеров срочной и сверхсрочной службы и гражданских работников АОИ. Много офицеров из академического резерва, закончившие университеты по специальностям «Инженер ПО» («Меhандес Тохна») и «Компьютерные науки» («Мажей Махшев»). Есть программисты, специалисты по проверке ПО (QA, «тестеры»), инженеры систем, аналитики систем, имплементаторы систем ERP (ERP Implementator) и др. Должности - НИОКР, дизайн систем и программ, архитекторы ПО, аналитики и инженеры систем, специалисты по управлению проектами и командиры различных уровней.

Сектор разработки цифровых решений

В Направлении цифровых решений есть Сектор разработки цифровых решений (СРЦР; «Мадор Питуах Диджитал») во главе с майором Омером Барухом. Именно тут разрабатывают цифровые решения, о которых говорилось выше. О СРЦР пишут больше, чем о всём прочем «Шахар» вместе взятом, по 2 причинам: почти все его разработки не секретны и их используют для текущих нужд все военнослужащие АОИ, от НГШ и до новобранцев, а не редко и призывников.

Дивиз СРЦР - «hа-Адам Якар - hа-Зман Якар» (т.е. «Человек дорог - время дорого»). По словам Омера, создание нового ПО может быть инициировано 3 методами: запрос начальства свыше, просьбы солдат, столкнувшиеся с теми или иными проблемами, НИОКР и инициатива самого СРЦР.

Несколько примеров:
  • Ещё до призыва и в процессе призыва АОИ пытается наиболее оптимально подобрать должность каждому военнослужащему. С учётом его пожеланий с одной стороны, нужд армии с другой, при этом учитываются различные факторы (состояние здоровья, уровень образования, положение в семье и т.п.). Солдат начинает службу, тем не менее, есть немало случаев, когда приходится переводить солдата на другую должность, в другое подразделение или даже освобождать от службы, т.н. «выпадание» («Нешира»). Командиров интересует вопрос, в каких подразделениях уровень выпадания выше или ниже и как усовершенствовать процесс подбора профессии и подразделения для максимального снижения выпадания.
  • Программа вопросов и просьб об условиях службы, направляемых Сержантам условий службы («МАШАКит ТАШ»). Могут направляться со смартфонов и гражданских компьютеров. О внедрении этой аппликации сайт АОИ сообщил 16.03.20.
  • Цифровой бланк присутствия («ДУАХ Нохехут Дигитали» или «ДУАХ Миспар 1»). Командиру батальона нужно знать, сколько человек из списочного состава части реально присутствуют на службе, а если кто отсутствует - где он и какова причина отсутствия. Раньше офицеру по кадрам батальона («Шалиш») нужно было получать информацию от командиров рот или их заместителей, часто те были заняты, кадровик напоминал им вновь и вновь. Теперь каждый солдат открывает соответствующую аппликацию в смартфоне и заполняет бланк несколькими нажатиями кнопок. Командиры получают всю информацию. Это - пример создания автоматического процесса («Таалих Отомати»), заменяющего работу людей. О внедрении этой аппликации сайт АОИ сообщил 31.03.20.
  • Программа поиска попутных машин для совместной поездки с базы домой и из дома на базу, т.н. «Бе-Драхим». О внедрении этой аппликации сайт АОИ сообщил 03.05.20.
  • Программа «Медиклик» по продлению рецептов, записи к врачу и др. медицинским вопросам. О внедрении этой аппликации сайт АОИ сообщил 10.08.20.
  • Решения в области инструктажей и обучения.
  • Вопросы экономии, например расходов на общественный транспорт.

АОИ имеет дело с различными категориями персонала: военнослужащие срочной службы; военнослужащие сверхсрочной службы; резервисты; демобилизующиеся; сверхсрочники, уходящие на пенсию по выслуге лет; призывники; гражданские работники АОИ. Для каждой такой категории есть те или иные вопросы, специфичные для неё. Например многое уже сделано для призывников: он заполняет различные бланки в сети, число визитов в военкомат («Лишкат hа-Гиюс») до призыва снижается, а время нахождения в военкомате минимизируется. Также автоматизирован процесс проверок бланков, заполненных призывниками. Вскоре будут созданы специальные сайты для офицеров резерва и для демобилизующихся.

Проект «Умная база» («Басис Хахам»). В проекте участвует несколько секторов, в т.ч. и СРЦР. Идея такова: военнослужащий прибывает на новую для себя базу. Какие услуги есть на данной базе и как их получить? Если есть технические поломки - куда сообщать? Другие элементы системы: электронные разрешения на вход, электронное меню столовой, электронные билеты на проезд, опросы по уровню удовлетворённости службой и т.п.  СРЦР сосредоточился на вопросах поломок. Среди прочего, на базы введён термин SLA (Service Level Agreement), т.е. обязательства ремонтников устранять те или иные поломки за определённое время. По словам Омера, время починки на базах, где был внедрён прототип системы, снизилось в среднем с 5 до 1 дня. Сейчас система внедрена на главной базе Службы кадров («Шлишут Рашит») в Рамат-Гане, компьютерной школе АОИ (БАСМАХ), базе ЛОТЕМ в Црифин, штабе «Хошен», базе штаба СВ в Кастина, на учебных базах «Эль-Фуран» и «Цановер», идёт её развёртывание и на ряде других баз, а до конца 2021 г. система должна быть на всех базах АОИ.

Как уже было сказано, для СРЦР характерно то, что практически все его проекты не секретны. Поэтому можно широко использовать различные гражданские технологии. Например, работают с о облачной платформой компании «Майкрософт» (Microsoft Azure). При этом все процессы сопровождаются юридическими советниками, для соблюдения авторских прав и права граждан на частную жизнь. Среди прочего, все данные хранятся в облаке анонимно.

Для контроля за входом в системы используется SSO (Single sign-on) на базе AD (Active Directory) Azure. На данном этапе технологии биометрического опознавания и опознавания номеров машин (LPR - License plate recognition) не используются.

Эпидемия коронавируса потребовала создание ряда специальных аппликаций:
  • «Маарехет Хагей» - управление раздачи продуктовых наборов нуждающимся на карантине.
  • Система управления больными и солдатами на карантине. Например, если солдат получает информацию от минздрава, что по данным электронного слежения ШАБАК он был вблизи больного коронавирусом, солдат звонит в телефонный центр «Коль hа-Лев» АОИ. Оператор, используя программу, созданную СРЦР, заполняет с солдатом электронные бланки. Система автоматически даёт рекомендацию, нужно ли пройти тест на коронавирус. Результаты теста поступают в систему. Если солдат болен, он получает прикреплённого врача и тот ежедневно проверяет статус больного. Внедрена и видеоконференция с врачом. Для военного центра медицинских услуг разработан бот коронавиурса, выполняющий опрос солдата. Кстати, эта система была создана за 1 неделю.

Технологии, которые использует СРЦР, кроме вышеперечисленного:
  • работа с сайтами WEB с использованием React и View;
  • нет специальных разработок под IOS/Android;
  • базы данных -  как реляционные (SQL), так и не реляционные (NOSQL); для НИОКР обычно NOSQL, прочие приложения - обычно SQL;
  • SQL Graph.

80% разработок проходят внутри СРЦР и лишь 20% выполняются вне его («Микур Хуц»). Командир «Шахар» Тали Каспи-Шабат приняла принципиальное решение прекратить внешние заказы и всё делать внутри подразделения. Программисты из академического резерва или закончившие курсы в компьютерной школе АОИ (БАСМАХ) изучают языки и технологии, используемые в СРЦР и далее работают в нём. UI/UX (User Interface / User Experience) изучаются внутри СРЦР, в БАСМАХ это пока не преподают. А вот вопросы управления продуктом, подготовка на должность офицера проекта (КАПАТ - «Кцин Проект»), руководителя группы продукта («Рош Цевет Муцар») и аналитика систем уже проходит в БАСМАХ. На должности архитектора СРЦР - офицер академического резерва, уже с многолетним опытом работы. CTO (Chief Technology Officer) - с уровня Направления дигитальных решений, он сопровождает каждую разработку.

Большое внимание уделяется вопросам поддержки кода в будущем. Ведь кадры демобилизуются, на резервную службу для починки каждой поломки не призовёшь, а системы часто должны работать долгие года после написания. Не говоря уже о развитии систем (изменения и дополнения). Так что любой код сопровождается комментариями и описанием, используется методология DevOps, записываются пользовательские истории (User Story) и другие методологии управления продуктом. Технологии постоянно модернизируются, ведь более современные технологии легче поддерживать.

Как измеряется продуктивность СРЦР? Число аппликаций, написанных за год. Число пользователей каждой аппликации и темпы роста числа пользователей с момента внедрения данной аппликации. Вскоре будет внедрён и TTM (Time to Market).

















Ссылки:
  1. Cybergirlz - будущее женщин в технологической сфере, сайт АОИ, 26.12.19.
  2. Просьбы по условиям службы - через смартфон, сайт АОИ, 16.03.20.
  3. Цифровой отчёт номер 1, который каждый солдат может заполнить о себе - как это работает? Сайт АОИ, 31.03.20.
  4. Аппликация для совместных поездок на период коронавируса, сайт АОИ, 03.05.20.
  5. Сетевые бойцы против коронавируса, сайт АОИ, 05.05.20.
  6. Международная конференция цифровых коммуникаций по выводам из коронавируса, сайт АОИ, 11.06.20.
  7. Подразделение разработки ПО ГШ, сайт АОИ, 17.05.20.
  8. Так это выглядит, когда ведущие люди в хайтек приходят помочь АОИ в её разработках, сайт АОИ, 01.07.20.
  9. Нужно направление? Рецепт на лекарства за полночь? Сегодня - и через смартфон. Сайт АОИ, 10.08.20.
  10. Взгляд на подразделение, «обновляющее версию» в АОИ, сайт АОИ, 06.09.20.
  11. Разработчики Диджитал АОИ, israeldefense, 25.09.20.
  12. Шахар Биби, директор цифрового продукта в подразделении «Шахар» ГУ Связи, сайт АОИ.
  13. Галь Коэн, офицер в подразделении «Шахар», ГУ Связи, сайт АОИ.

Системы управления, Компьютеры

Previous post Next post
Up