M-346 Master - современный итальянский учебно-тренировочный самолёт разработки компании Alenia Aermacchi, в настоящее время производится концерном Leonardo. Разрабатывался с 1992 г., первый полёт совершил 15.07.04.
В 2012 г. ВВС Израиля выбрали M-346 как новый учебный самолёт для продвинутой подготовки лётчиков и штурманов боевых самолётов для замены A-4 Skyhawk («Аит») на завершающем этапе обучения в Лётной академии ВВС и на курсе оперативной подготовки лётчиков КААМ, а также для замены F-16A/B Fighting Falcon («Нец») на продвинутом курсе оперативной подготовки лётчиков КААМАМ. В 2013 г. было объявлено, что в ВВС Израиля самолёт будет называться «Лави», т.е. также как
израильский истребитель-бомбардировщик, программа разработки которого была прекращена 30.08.87.
Всего было заказано 30 М-346, все прибыли в Израиль в 2014-2016 гг. Самолёты состоят на вооружении
102-й эскадрильи «hа-Намер hа-Меофеф» («Летающий Тигр») на авиабазе Хацерим. Самолёты имеют нумерацию вида 1ХХ, от 102 до 164. На сегодняшний день Израиль - крупнейший пользователь М-346, для сравнения ВВС Италии заказали 18 таких самолётов, Сингапур - 12, Польша - 8.
Таким образом, с прибытия последних «Лави» прошло менее года, но в ВВС Израиля уже работают над модернизацией самолёта с целью расширить его возможности при подготовке лётного персонала. Совместно с фирмой-производителем идут работы над оснащением самолёта инертными учебными авиабомбами и подвесными топливными баками. В дальнейшем производитель самолётов сможет предложить аналогичную модернизацию и другим клиентам.
Работы находятся на продвинутом этапе - испытания прототипа в Центре испытательных полётов ВВС Израиля. М-346 также получил обновлённое программное обеспечение (ПО), базирующееся на опыте, полученном ВВС Израиля в ходе почти 3 лет эксплуатации M-346.
Следует отметить, что М-346 уже на момент принятия на вооружение имел возможность симулировать работу с РЛС (хотя сам самолёт радара не имеет) и симулировать применение управляемого вооружения «воздух-земля». Кроме самих самолётов, ВВС Израиля получили сетевой симулятор (тренажёр) М-346, созданный «Эльбит Маарахот» при участии Alenia Aermacchi. Симулятор базируется на концепции SkyBreaker «Эльбит» и имеет 4 кабины: две для полной симуляции задания (Full Mission Simulators) и две для симуляции полёта (Operational Flight Simulators). По плану, курсанты выполняют 40% полётов на симуляторе и лишь 60% - на реальных М-346.
P.S.1. Через полтора месяца после публикации статьи на flightglobal, аналогичная статья появилась и на сайте ВВС. К сказанному выше можно добавить:
- испытания модернизированного ПО завершились и в настоящее время идёт его установка на самолёты;
- на внутреннем топливе М-346 способен летать 75 минут; желание увеличить время пребывания в воздухе (за счёт ПТБ) связана например с таким сценарием: курсант и инструктор в разных самолётах, по выполнению упражнений самолёт курсанта возвращается на базу, а самолёт инструктора остаётся в воздухе и работает со следующим самолётом курсанта;
- учебные авиабомбы, о которых идёт речь, - BDU-33 («Барак Ашан»);
- симулятор самолёта уже используется, но все его кабины работают отдельно; сейчас в ВВС работают над превращением симулятора в сетевой, т.е. будет возможна отработка совместных зданий звеном из 4 самолётов.
P.S.2. Ещё одна новость, связанная с М-346, была опубликована 12.07.17: «Израильская Авиационная Промышленность» (IAI) поставит для «Лави» системы ACMI (air combat maneuvering instrumentation) типа «Эhуд» (EHUD) производства МАЛАМ (MLM), дочернего предприятия IAI. «Эhуд» позволят М-346 отрабатывать воздушные бои против боевых самолётов 4-го поколения, а затем, на земле, проводить подробный разбор полётов на базе данных объективного контроля, записанных с помощью «Эhуд».
Приложение: хронология принятия М-346 на вооружение ВВС Израиля
- 16.02.12 - ВВС Израиля объявили о выборе M-346, в тендере он победил южнокорейский KAI T-50 Golden Eagle (на более ранних этапах тендера рассматривались T-45TS Goshawk и модернизированные IAI F-16B);
- 02.07.12 - закупка 30 M-346 утверждена в Кнессете;
- 19.07.12 - подписан контракт между МО Израиля и фирмой-производителем на сумму в 1 млрд долларов;
- 02.07.13 - объявлено, что в ВВС Израиля M-346 будет называться «Лави»;
- 20.03.14 - на заводе Alenia Aermacchi в Венегоно-Супериоре состоялась торжественная церемония выкатки первого израильского M-346;
- 09.07.14 - первые два M-346 сели в Израиле, на авиабазе Хацерим;
- 20.07.16 - прибыли последние три M-346 из 30 заказанных.
Ссылки:
- Israel to boost M-346 capabilities, flightglobal, 24.05.17.
- Обсуждение на Фреш.
- Trainer Jets for Israel: From the Skyhawk, to the M-346 Lavi, defenseindustrydaily, 27.07.16.
- IAI to Provide Israeli Air Force EHUD Systems for Air Battle Training between 'Lavi' and Combat Aircraft, сайт IAI, 12.06.17.
- IAI поставит ВВС систему тренировок воздушного боя М-346 против боевых самолётов, israeldefense, 12.06.17.
- Современный учебный самолёт подымает уровень, сайт ВВС, 16.07.17.
Дата последнего обновления: 22.07.17.