Неделю назад, в воскресенье 12.01.20, было опубликовано, что командующий ВВС, генерал-майор Амикам Норкин, принял решение о постепенном возвращении к полётам парка вертолётов Sikorsky CH-53 Sea Stallion («Ясъур»). Напомню, что полёты «Ясъур» были прекращены после аварии 26.11.19 вертолёта Б/Н 042,
о чём я подробно писал в отдельной статье.
Всего через 10 дней после аварии, в четверг 05.12.19, был опубликован промежуточный отчёт следственной комиссии во главе с полковником А. по данному вопросу. Согласно этому отчёту, причиной возгорания стало разрушение зубчатых колёс (шестерней) в редукторе («Мемсар Аф»), связанным с левым двигателем вертолёта. Высокая температура привела к возгоранию редуктора, далее огонь перекинулся на корпус вертолёта. Соответственно сам левый двигатель не был первопричиной возгорания. Действия экипажа в возникшей ситуации были признаны профессиональными и верными. В расследовании принимали участие не только представители ВВС Израиля, но и специалисты фирмы-производителя вертолёта, израильского военпрома и ВВС других стран, эксплуатирующих СН-53.
От себя добавлю, что согласно описанию
на сайте «Уголок неба», трансмиссия СН-53 состоит из редукторов двигателей, промежуточных редукторов, угловых редукторов, главного редуктора, вала и редуктора вспомогательной силовой установки, вала и углового редуктора рулевого колеса. По-видимому разрушился промежуточный или угловой редуктор левого двигателя.
После публикации промежуточного отчёта расследование продолжалось, а «Ясъур» оставались на земле. 08.12.19 была опубликована анонимная информация со ссылкой на «представителей ВВС», согласно которой за несколько дней до аварии, в ходе полёта того же вертолёта на севере Израиля, лётчик заметил огонь в том самом левом редукторе. Полёт прерван не был, а после посадки о случившимся был оповещён технический отдел эскадрильи. Проверки ничего подозрительного не нашли и каких-либо ограничений на вертолёт наложены не были.
И вот, 12.01.20 было объявлено о возвращении «Ясъур» к полётам. Хотя расследование ещё не закончено и однозначная причина произошедшего не названа, совместно с фирмой-производителем был составлен список возможных причин аварии и принят ряд мер по проверке вертолётов парка для предотвращения подобного возгорания. Соответственно, на протяжении прошедшего месяца на вертолётах проводились различные проверки и мероприятия технического обслуживания (согласованные с производителем и ВВС других стран, эксплуатирующих СН-53). И вот сейчас, по их завершении, вертолёты начали возвращаться к учебным полётам.
Параллельно командующий ВВС дал указание продолжать расследование.
Ссылки:
- Промежуточный отчёт показывает: находки из расследования аварии «Ясъур», israeldefense, 05.12.19.
- Происшествие с вертолётом «Ясъур»: пожар произошёл из-за технической поломки, maariv, 05.12.19.
- Расследование ВВС: пожар вертолёта «Ясъур» не был причинён огнём в двигателе, walla, 05.12.19.
- Поломка не была причинена пожаром двигателя, 7-й канал, 05.12.19.
- Причина аварии «Ясъур» - поломка в зубчатых колёсах, а не возгорание двигателя, mako, 05.12.19.
- Отчёт: происшествие с «Ясъур» - из-за технической поломки в зубчатых колёсах, ynet, 06.12.19.
- ЦАХАЛ установил причину возгорания вертолета, mignews, 06.12.19.
- Огонь был обнаружен до поломки, инструкции остались прежними: новые находки об аварии «Ясъур», walla, 08.12.19.
- Вновь о промежуточном отчёте с аварией «Ясъур», israeldefense, 09.12.19.
- Минута до катастрофы: вертолёты «Ясъур» АОИ всё ещё на земле, makorrishon, 30.12.19.
- Парк «Ясъур» постепенно возвращается к полётам, сайт АОИ, 12.01.20.
- Парк вертолётов «Ясъур» возвращается к полётам, сайт ВВС, 12.01.20.
- После происшествия: парк «Ясъур» возвращается к службе, israeldefense, 12.01.20.
- После того, как был на земле из-за поломки: парк вертолётов «Ясъур» постепенно возвращается к полётам, walla, 12.01.20.
- Парк вертолётов «Ясъур» возвращается к оперативной деятельности, 7-й канал, 12.01.20.
- После перерыва: вертолёты «Ясъур» ВВС возвращается к полётам, mako, 12.01.20.