В мае 2019 г., в статье
«Изменения в танковом парке АОИ» среди прочего было сказано, что 188-я бригада станет первой, которая получит «Меркава-4 Барак», который должен поступить на вооружение в 2020 г. Однако в августе 2019 г.
появилась новая информация: производство «Меркава-4 Барак» начнётся лишь в 2022 г. В АОИ решили не ждать и начали процесс перевооружения 188-й бригады на танки «Меркава-4 Мем».
Учебная бригада бронетанковых войск, 460-я, имеет те же типы танков, что и регулярные бригады, соответственно и она перейдёт (или уже перешла) на «Меркава-4 Мем». По завершении этого процесса, весь регулярный парк бронетанковых войск будет оснащён танком одного типа и одной модели. Подобного никогда не было в истории АОИ:
даже в период 1952-1954 гг. (от снятия с вооружения разнородных танков времён Войны за Независимость и до прибытия первых АМХ-13), когда бронетанковые войска имели только танки М4 «Шерман», речь шла о разнородных моделях с 2 разными видами пушек: часть с 75-мм танковой пушкой М3, часть со 105-мм гаубицей М4. Соответственно, это серьёзно упростит и удешевит техническое обеспечение и подготовку кадров бронетанковых войск.
Процесс перевооружения 188-й бригады возглавляет заместитель комбрига, подполковник Бени Ахарон. Его предыдущей должностью была должность командира командного батальона Танковой школы (т.е. 196-го батальона «Шахак» 460-й бригады), в рамках которой он уже прошёл переподготовку на танк этого типа.
Ахарон учился в военном интернате («Пнимия Цваит») и по её окончанию мог с лёгкостью выбрать своё будущее место службы. И он предпочёл именно бронетанковые войска, что случается достаточно редко: обычно предпочтение отдаётся пехоте и спецназу. С тех пор все свои должности он выполнял в 188-й и 460-й бригадах.
В начале 2000-х гг., особенно после Второй Ливанской войны 2006 г. многие в командовании АОИ видели в танках устаревшую систему оружия. Однако, принятие на вооружение КАЗ и операции в Секторе Газа, особенно «Цук Эйтан» 2014 г., показали, что списывать танк со счетов рано. Сейчас на вооружении танков имеются современные 120-мм боеприпасы, такие как кассетный
«Каланит» (M329 APAM-MP-T) и осколочно-фугасный
«Хацав» (M339 HE-MP-T), позволяющие эффективно поражать различные не бронированные цели. По-сути в последние годы большинство террористов, уничтоженных АОИ на границе с Газой, были убиты именно огнём танковых пушек, а не авиаударами или огнём пехоты. Цели, с которыми приходится иметь дело, быстро уходят из зоны поражения, поэтому ВВС обычно просто не успевают их поразить. Танки же, обнаружив цели самостоятельно или получив целеуказание от БПЛА или наблюдателей войск Полевой разведки, закрывают огневой цикл в считанные секунды.
Переход регулярного парка бронетанковых войск на «Меркава-4 Мем» сыграл свою роль и в повышении мотивации к службе танкистов. Всего 2-3 года назад бронетанковые войска затруднялись укомплектовать свои штаты. Сейчас же желающих служить в этом роде войск хватает.
Итак, 188-я бригада начала перевооружение на «Меркава-4 Мем». Первые её проходят командиры бригады. По плану, вся бригада перейдёт на новый танк в конце 2020 - начале 2021 гг. По словам Ахарона, сейчас на Ближнем Востоке нет силы, способной остановить наступление бригады танков «Меркава-4 Мем» с батальоном тяжёлых БТР «Намера» (имеется в виду инженерный вариант «Намер»). Подбить отдельные машины - да, но не остановить всё наступление. КАЗ «Меиль Руах» не просто защищает танк от РПГ и ПТРК. Она выдаёт целеуказание на источники огня, резко упрощая их обнаружение и поражение. По сути защита - это лишь 30% отдачи системы. 70% - это её другие возможности.
Несмотря на все технологии, бронетанковые войска не собираются отказываться от старых проверенных тактических приёмов. Скрытое выдвижение к переднему краю, маскировка, обходные действия, прикрытие, военная хитрость и т.п.
Подполковник Бени Ахарон.
Подполковник Бени Ахарон.
Ссылки:
- «Нет силы на Ближнем Востоке, способной остановить батальон с этим танком», mako, 20.09.19.