Путь лётчика боевой авиации

May 01, 2019 00:58


Ежегодно в ВВС Израиля завершаются два лётных курса, в каждом примерно по 35 выпускников, в т.ч. в среднем 10 пилотов («Таясим») и 10 штурманов («Наватим») боевых самолётов. Обычно 2-3 выпускника курса ранее служили в других частях АОИ, нередко уже были офицерами и даже на сверхсрочной службе, остальные начали лётный курс сразу после призыва. В 2002 г. лётный курс был удлинён с 2 до 3 лет за счёт добавления академической (университетской) учёбы на 1-ю степень. Значит ли это, что после 3 лет новобранец становится полноценным боевым лётчиком? Нет, этот путь занимает 5 лет.




На этой неделе закончилась боевая подготовка («hакшара Мивцаит») 7 лётчиков (или, как их любят называть, «бойцы воздушных экипажей» - «Лохамей Цевет Авир») 201-й эскадрильи («hа-Ахат» - «Первая») истребителей-бомбардировщиков F-16I «Суфа» на базе ВВС «Рамон». Путь их подготовки аналогичен и для других лётчиков боевых самолётов, разве что на F-35I «Адир» пока ещё не берут лётчиков без предварительного опыта на других боевых самолётах, но и это через несколько лет видимо изменится.

Каждая эскадрилья боевых самолётов получает пополнение раз в полтора года, по 2-4 экипажа. Т.е. если это эскадрилья одноместных самолётов, речь идёт только о пилотах, если о двухместных, - то о паре пилот+штурман, впрочем как видно из приведенного выше примера, не обязательно что каждый экипаж полон. На момент прибытия в эскадрилью лётчики кроме 3 лет лётной школы закончили и курс оперативной тренировки (КААМ -  «Курс Имун Мивцаи») в составе 102-й эскадрильи на самолётах М-346 «Лави». Для лётчиков КААМ длится пол года, для штурманов - год.

Первый этап подготовки в эскадрилье - переучивание («hасава») на новую платформу, т.е. на F-16I в случае 201-й эскадрильи. Длительность этого периода - 4 месяца. Изучается самолёт в целом и каждая его система в отдельности. Его ТТХ, ограничения и возможности. Вначале наземная подготовка, потом практика, т.е. пилотирование для пилотов и работа с системами оружия для штурманов. Далее начинается этап боевой подготовки («hакшара»), также 4 месяца. Если на предыдущем этапе полёты базовые (с постепенным усложнением), то на этом учитывается, например, работа в условиях наличия ЗРК противника или попыток перехвата вражеской авиацией. Последние 4 месяца - это полноценные учебно-боевые вылеты для решения различных видов задач. Как выжать из самолёта всё, до предела его и своих возможностей.

В конце каждой недели лётчики составляют оперативные приказы («Пей-Мем» - «Пкуда Мивцаит») на учебные вылеты следующей недели. Например, это включает подготовку материалов к предполётным инструктажам и расчёты топлива. Кроме того, у каждого лётчика в эскадрилье есть какая-либо должность или зона ответственности (на земле, вне самолёта). В период боевой подготовки молодые лётчики осваивают эту должность, перенимая знания и совместно работая («Хафифа») с более опытными лётчиками, занимающими эту же должность на текущий момент.

Завершает период боевой подготовки итоговая неделя, по-сути экзамены. Лётчики поднимаются в воздух по тревоге для решения той или иной задачи, например защита базы от самолётов условного противника, вошедшего в воздушное пространство Израиля. Специальная комиссия проверяет знания лётчиков, задавая вопросы о системах, вооружении и оперативных приказах. Также проходят различные симуляции с вопросом «А чтобы ты делал в такой-то ситуации?». Не всегда есть чёткий ответ, но проверяется способность лётчика оценить ситуацию и предложить своё решение. Вообще способность думать, решать, оценивать, иногда импровизировать - изучается на протяжении всего периода боевой подготовки и является не менее важным, чем техника пилотирования и работы с системами.

К моменту прибытия в эскадрилью у молодых лётчиков опыт нескольких сотен вылетов в лётной школе и на КААМ. За год же боевой подготовки они набирают ещё около 200 вылетов на (в данном случае) «Суфа».







Ссылки:
  1. Боеготовы: лётчики «Суфа» завершили подготовку, сайт ВВС, 30.04.19.

Подготовка лётчиков

Previous post Next post
Up