193-я эскадрилья - эскадрилья морских вертолётов ВВС Израиля

Sep 23, 2018 02:01


193-я эскадрилья «Магеней hа-Маарав» («Защитники Запада») - эскадрилья морских вертолётов AS565 Panther («Аталеф»). Эскадрилья в составе ВВС, но на 100% работает на службе ВМС. Дивиз эскадрильи - «В небесах, в море и на земле» («Бэ-Авир, бэ-Ям у-бэ-Ябаша»).




История эскадрильи

Поиск морского вертолёта для нужд ВМС начался в начале 80-х гг. В 1983 г. был выбран HH-65A Dolphin (фирменное обозначение SA.366G.1, вариант SA.366 Dauphin; «Дольфин» в Израиле), используемый Береговой охраной США (выиграл тендер Береговой охраны на спасательный вертолёт ближнего действия в 1979 г.). Вертолёт закупался и эксплуатировался в рамках бюджета ВМС, средства были ограничены, поэтому купили только два вертолёта, используемые как прототипы в процессе разработки HH-65.

Группа по принятию «Дольфин» на вооружении была создана уже в том же 1983 г., вертолёты прибыли в Израиль 26.07.85, получили бортовые номера 901 и 905 и вошли в состав отдельного отдела («Гаф») в составе 124-й эскадрильи («hа-Херев hа-Митапахат» - «Вращающийся меч») на базе Пальмахим. 12.08.87 отдел был выделен в отдельную 193-ю эскадрилью. По финансовым причинам 20.12.89 было принято решение расформировать эскадрилью и вновь вернуться к эксплуатации «Дольфин» в рамках отдела в 124-й эскадрильи с июля 1990 г.

В 1994 г. на базе Рамат-Давид была закрыта 190-я эскадрилья («Мага hа-Кесем» -  «Волшебное касание»), эксплуатировавшая вертолёты MD500 Defender («Ляhатут»). После этого было решено воссоздать 193-ю эскадрилью, но уже в Рамат-Давид. С тех пор и до сих пор 193-я эскадрилья базируется в Рамат-Давид.

16.09.96 в ходе ночных учений вертолёт Б/Н 905 разбился в море, примерно в 19 км к западу от Хайфы. Погибли три члена экипажа, в т.ч. командир эскадрильи подполковник Бен-Цион (Бенци) Бахар. Оставшийся вертолёт Б/Н 901 был в сентябре 1997 г. продан Береговой охране США, где получил Б/Н 6958. Вертолёт был модернизирован до уровня HH-65B, а затем до HH-65C.

Поиски замены «Дольфин» начались ещё в начале 90-х, среди прочего в связи с большим количеством технических поломок у вертолёта. В 1994 г. была утверждена закупка 5 вертолётов AS565 Panther по примерной цене 9 млн долларов за штуку, общая стоимость контракта составила около 58 млн долларов. Первые вертолёты прибыли в Израиль 12.08.96, т.е. ещё до катастрофы Б/Н 905. 13.03.97 «Аталеф» были официально приняты на вооружение 193-й эскадрильи, а в сентябре того же года эскадрилья прошла проверки оперативной готовности с новым вертолётом. «Аталеф» получили бортовые номера 882, 885, 889, 891 и 895.

«Дольфин», а затем «Аталеф» эксплуатировались с борта ракетных катеров «Саар-4.5 Хухит» («Алия» и «Геула», с 1980 г.) до их снятия с вооружения в 2004 г. (проданы Мексике), а затем - с корветов «Саар-5» (с 1993 г.).

Боевое применение

Первое боевое применение «Дольфин» - операция «Иш hа-Гешем 2» в апреле 1989 г., её рамках вертолёты вели поиск террористов на море, во взаимодействии с ракетным катером «Геула» и самолётом «Шахаф» (IAI-1124N Sea Scan) из 120-й эскадрильи («hа-Бейнлеумит» - «Международная»). В ходе операции «Дольфин» налетали более 6 часов.

В дальнейшем было немало других операций, например участие в захвате судов с контрабандным оружием «Санторини» (06.05.01), «Абу-Хасан» (20.05.03).

Вертолёты участвовали во Второй Ливанской войне 2006 г. 14.07.06 корвет «Ханит» был поражён ПКР С-802 в 16 км к западу от Бейрута. Корабль получил повреждения кормовой части, погибли 4 члена экипажа, в т.ч. техник и бортмеханик из состава 193-й эскадрильи. В момент попадания один из вертолётов «Аталеф» (Б/Н 889) находился на борту корвета и получил тяжёлые повреждения. Он был отремонтирован и вернулся в строй только через два года, в августе 2008 г. (официальная церемония прошла в Рамат-Давид 11.08.08).

В дальнейшем «Аталеф» применялись в ходе наблюдения за морем в ходе всех крупных операций в Секторе Газа: «Литой свинец» (2008-2009 гг.), «Облачный столп» (2012 г.), «Могучий утёс» (2014 г.).

В 2010 г. 193-я эскадрилья помогала в предотвращении прорыва в Газу т.н. «Флотилии свободы», включавшем судно «Мави Мармара» (ночь 30/31.05.10). Один вертолёт участвовал в обнаружении судна, ещё 2 вертолёта были подняты в воздух на этапе штурма судна бойцами морского спецназа (13-я флотилия). Вертолёты использовались для мониторинга ситуации, наблюдения, транспорта и эвакуации раненных. Всего в рамках операции было выполнено 18 вылетов, в т.ч. 3 для эвакуации пострадавших.

Назначение и оперативная работа

Основное назначение морских вертолётов ВВС - обнаружение и опознание целей на море и загоризонтное указание для ракетных катеров и корветов. Второстепенные задачи - поиск и спасение на море, эвакуация больных и раненных с кораблей на берег (может перевозить 3 раненных), транспортные задачи на море (доставка небольших срочных грузов), противолодочные операции, антитеррористические операции на море. Закупка вертолётов была связана с поступлением на вооружение в конце 70-х гг. ПКР «Гарпун» большой дальности (120 км для модели RGM-84A по сравнению с 36 км у «Габриэль-2»).

Экипаж вертолёта включает первого пилота-командира экипажа («Кабарнит»), второго  пилота («Таяс Мишне») и бортмеханика («Мехонаи Мутас»). Кроме того, в экипаж входит представитель ВМС: офицером вертолётной поддержки (КАМАС - «Кцин Сиуа Мутас») он же офицер морского патрулирования (КАСАМ - «Кцин Сиюр Ями»).

«Аталеф» (а ранее «Дольфин») не вооружён. Для самозащиты несёт системы сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек, а также системы предупреждения и РЭБ. Системы вертолёта постоянно совершенствуются. Так, в конце 1999 г. «Аталеф» получил оптико-электронную систему наблюдения, включающую тепловизор (FLIR), что резко расширили возможности вертолёта при работе ночью (на «Дольфин» тепловизор отсутствовал). В 2009 г. вертолёт получил новую РЛС.

Как уже было сказано выше, бюджет на закупку и эксплуатацию вертолётов дают ВМС, они же определяют задания для вертолётов. Но эскадрилья является частью ВВС, соответственно весь её персонал (кроме КАМАС) является персоналом ВВС, на базе она получает всю необходимую поддержку от ВВС, как любая другая эскадрилья. В море, когда вертолёты находятся на борту ракетных корветов, техники эскадрильи и лётный персонал могут подолгу (недели) находиться на борту корабля и, соответственно, получать обеспечение от ВМС.

Офицеры 193-й эскадрильи регулярно участвуют в совещаниях и планировании в рамках ВМС. Для лучшей подготовки недавно старший лейтенант Х., пилот 193-й эскадрильи, был (впервые) направлен на курс ПИМ/факультет ГАНАК ВМС (что это я уже писал). Курс длится 6 месяцев, Х. участвует в 3 из них. В рамках курса есть неделя взаимодействия («Сидрат ШАТАП»), где моряки изучают работу с СВ и ВМС. На этой неделе Х. сам стал инструктором, объясняющим морякам, как тот или иной процесс выглядит с точки зрения ВВС. Как происходит работа экипажа вертолёта в кабине, методики работы и использование различных систем. В свою очередь для Х. курс является глубоким изучением процессов и методик работы ВМС. Кстати, для лётчиков других эскадрилий вертолётов является стандартной практикой участие в курсе командиров рот («Курс Мем-Пеим») пехоты.

КАСАМ, о которых говорилось выше, - выпускники курса морских офицеров («Курс Ховлим»). Они проходят специальную подготовку по обеспечению взаимодействия ВМС с вертолётами.  В полёте КАСАМ находится в грузовой кабине вертолёта, управляет системами управления и контроля («Маарахот ШОБ», ШОБ - «Шлита вэ-Бакара»), осуществляя связь вертолёта с силами ВМС. КАСАМ является оператором систем связи, РЛС и системы оптико-электронного наблюдения вертолёта.

Работа КАСАМ включает участие в предварительном планировании учебной или боевой задачи и далее участие в учении или оперативной работе. Корабли имеют различные системы обнаружения (РЛС, системы электронной разведки), параллельно принимаются данные с вертолёта. Происходит перекрёстное сравнение данных из различных источников для создания единой картины морской обстановки.

































Вертолёты «Дольфин», в красно-белых цветах, принятых в Береговой охране США.

Ссылки:
  1. 193-я эскадрилья, статья Википедии.
  2. 193-я эскадрилья, сайт ВВС.
  3. 193-я эскадрилья, сайт «Маркиа Шхаким».
  4. Судьба вертолёта «Дольфин» Б/Н 901, сайт «Маркиа Шхаким».
  5. «Аталеф» возвращается к полётам, журнал ВВС 181, 26.06.08.
  6. «Аталеф» вернулся, сайт ВВС, 11.08.08.
  7. Отремонтирован вертолёт, повреждённый на ракетном корабле во время войны, 7-й канал, 24.08.08.
  8. Глаза ВМС в воздухе: взгляд на вертолёт «Аталеф», walla, 18.09.12.
  9. Между небом и землёй: эскадрилья, действующая из открытого моря, сайт ВВС, 20.09.18.
  10. ВВС и ВМС на международных учениях, сайт ВВС, 09.04.18.
  11. «Защитники запада» на совместных учениях с ВМС, сайт ВВС, 01.03.18.
  12. Взаимодействие ВВС и ВМС, сайт ВВС, 26.10.15.
  13. Первые подобные учения для эскадрильи «Защитники запада», сайт ВВС, 22.12.14.
  14. Так ВВС участвуют в обороне морских просторов, сайт ВВС, 15.12.14.
  15. Как эвакуируют бойцов ВМС с моря? Сайт ВВС, 03.04.14.
  16. Экипажи «Аталеф» отрабатывали полёт с сюрпризами, сайт ВВС, 02.01.14.
  17. Внезапный экзамен: эскадрилья «Защитники запада» на особых учениях, сайт ВВС, 16.06.13.
  18. Бойцы воздуха и моря, совместно участвующие в боях, сайт ВВС, 06.09.12.

Морская авиация, Авиапроисшествия, ВВС - эскадрильи

Previous post Next post
Up