В ВВС Израиля 2 эскадрильи самолётов C-130 Hercules, обе базируются в Неватим: 103-я эскадрилья («Таесет hа-Пилим» - «Слоны») имеет на вооружении C-130J-30 Super Hercules («Шишмон»), а 131-я («Таесет Абирей hа-Ципор hа-Цеhуба» - «Эскадрилья рыцари жёлтой птицы») - C-130H Hercules («Карнаф»; включая C-130E, модернизированных до уровня C-130H). В настоящее время 131-я эскадрилья находится в разгаре модернизации «Карнаф» в новый вариант, т.н. «Карнаф Мушбах» («Модернизированный Карнаф») или «Карнаф hа-Авиони» («Карнаф Авионики», т.е. подчёркивается, что модернизация в первую очередь касается электронных систем самолёта). Модернизация призвана продлить жизнь самолёта как минимум на 10 лет.
Компания «Эльбит Маарахот» выиграла тендер на модернизацию в 2014 г. «Израильская Авиационная Промышленность» играла роль субподрядчика. Модернизация первого самолёта (прототипа) началась в сентябре 2015 г. и длилась полтора года. Объём изменений очень большой: заменяются практически все электронные системы самолёта, полностью перестраиваются кабины пилотов, кроме того, усиливается каркас, меняется средняя часть крыла. Самолёт получает новые возможности, его будет проще и безопаснее пилотировать на низких высотах, в условиях резкой смены погоды. Среди примеров изменений: замена всех аналоговых систем на цифровые («дигитализация»), например датчиков двигателя и соответствующих приборов в кабине пилотов; заменены или модернизированы системы самообороны, управления и контроля, управления данными, связи, навигации, автопилот. Кабины пилотов прошли полное обновление - аналоговые приборы убраны, установлено 6 многофункциональных дисплеев и 2 ИЛС израильского производства. Установлена РЛС компании «Нортроп-Грумман», аналогичная РЛС C-130J. Под носовой частью самолёта установлена система дневного/ночного видения с тепловизором, с выводом изображения на ИЛС.
Процесс принятия на вооружение модернизированного самолёта начался в середине 2016 г., а первый самолёт, Б/Н 427,
был передан эскадрилье 06.04.17. Лётный персонал эскадрильи был разделён на две части: Отдел создания обновлённой эскадрильи («Гаф hакама») и Оперативный отдел («Гаф Мивцаи»). Персонал Отдела создания занимался вопросами принятия на вооружение модернизированных самолётов, отработки тактики их применения и т.п., а Оперативный отдел продолжал обычные вылета на ещё не модернизированных «Карнаф». Главным было то, что Отдел создания был освобождён от текущих задач и мог полностью посвятить себя новому самолёту.
По-сути, эскадрилья была разделена на две отдельные эскадрильи, по утверждению сайта ВВС аналогов подобному ранее в ВВС небыло, впрочем насколько я помню, это не так. Были случаи, когда эскадрильи принимали на вооружение новую авиатехнику продолжая параллельно эксплуатировать старую, при этом лётный персонал также функционировал в рамках разных отделов.
Постепенно «Карнаф» отправлялись на модернизацию, а «Карнаф hа-Авиони» возвращались в эскадрилью. Соответственно Отдел создания рос, а Оперативный отдел сокращался. Сейчас 50% самолётов эскадрильи модернизированы, 25% в процессе модернизации, а 25% всё ещё старые. Как я уже писал в статье
«Транспортные самолёты C-130 в ВВС Израиля», предположительно используются 12 C-130E/H: 3-4 C-130E, 4-5 C-130H и 4 заправщика KC-130H. Соответственно проценты выше составляют 6, 3 и 3 самолёта.
В соответствии с определениями ВВС, «Карнаф hа-Авиони» - совершенно новый самолёт, к тому же оригинальный, не имеющий аналогов в мире. Соответственно необходимо самим готовить учебную литературу, инструкции по эксплуатации и тактике применения. Технический отдел эскадрильи («Гаф Техни») должен был изучить отличия в эксплуатации.
Из-за оригинальности, в мире нет симулятора, соответствующего конфигурации «Карнаф hа-Авиони». В одной из дружественных стран (скорее всего речь о Бельгии или Италии) был найден симулятор, наиболее соответствующий израильскому варианту, время от времени лётчики выезжают в эту страну для тренировок. Примерно через 3 года в Неватим будет установлен
симулятор «Карнаф hа-Авиони» производства «Эльбит Маарахот».
Отдел создания уже прошёл ряд проверок ВВС по вопросу боеготовности, окончательная проверка намечена на 2019 г. После неё «Карнаф hа-Авиони» станет полностью боеготовым.
На начало мая намечена церемония официального перехода эскадрильи с «Карнаф» на «Карнаф hа-Авиони». Эскадрилья как бы откроется заново. Оперативный отдел закроется, а Отдел создания превратится в обычный Лётный отдел («Гаф Тиса») эскадрильи. После этого летать будут только «Карнаф hа-Авиони», а оставшиеся «Карнаф» будут или в процессе модернизации, или дожидаться своей очереди на земле.
Ссылки:
- Эскадрилья «Карнаф» обновляется, сайт ВВС, 24.04.18.
- Расследование аварии «Геркулеса»: стояночный тормоз освободился; самолёт может быть списан, walla , 31.01.19.
Дата последнего обновления: 31.01.19.