ЙАА-22 - авиаремонтный завод ВВС Израиля

Mar 29, 2018 12:25


На базе ВВС Тель-Ноф расположен военный авиаремонтный завод, ЙАА-22 («Йюд Алеф Алеф 22», «Йехидат hа-Ахзака hа-Авирит 22», дословно «Подразделение Авиационного Обслуживания»). Подразделение было официально создано 06.03.49 как «Канаф 22» (22-е авиакрыло), но уже в том же 1949 г. получила нынешнее название.




На ЙАА-22 выполняется модернизация, капитальный и восстановительный ремонт ЛА, т.н. «Дерег Далет». Здесь надо сделать небольшое отступление и подробнее объяснить что это такое.

В начале 50-х гг. в ВВС была сформирована 4-х ступенчатая система техобслуживания с чётким разделением задач между ступенями. Ступени получили названия по первым буквам ивритского алфавита, «Алеф», «Бет», «Гимель», «Далет», т.е. 1-й, 2-й, 3-й и 4-й уровень техобслуживания:
  • «Дерег Алеф» («Ахзака Монаат») - текущее обслуживание ЛА, т.е. обслуживание в целом исправной авиатехники в эскадрильях;
  • «Дерег Бет» («Ахзака Метакенет») - проведение среднего ремонта на базах, помощь эскадрильям в устранении сложных поломок;
  • «Дерег Гимель» («Шикум вэ-hанцаля») - эвакуация подбитой или совершившую вынужденную посадку авиатехники и её быстрое возвращение в строй в ходе боевых действий;
  • «Дерег Далет» («Шипуц вэ-hашбаха») - капитальный ремонт и модернизация авиатехники.

В конце 50-х гг. «Дерег Гимель» была объединена с «Дерег Далет», таким образом сейчас в ВВС есть только 3 уровня технического обслуживания: «Алеф», «Бет» и «Далет». Соответственно «Далет» отвечает и за эвакуацию, и за восстановительный ремонт после аварий, тяжёлых посадок или пожаров, если конечно техника признана ремонтопригодной (по израильским меркам, гораздо более жёстким в этом плане, чем например в США; т.е. ВВС Израиля нередко ремонтируют ЛА, которые в США бы однозначно списали).

ЙАА-22 работает с почти всеми типами пилотируемых ЛА ВВС, кроме тяжёлых военно-транспортных самолётов. Одновременно здесь ремонтируются около 30 ЛА: F-15 и F-16, транспортно-десантные и боевые вертолёты, лёгкие транспортные самолёты. Например, для F-15 капитальный ремонт выполняется каждые 7-10 лет, нередко к такому ремонту привязывают и очередную модернизацию. По плану, в дальнейшем будут выполняться работы и на некоторых типа БПЛА, а также на наиболее современной авиатехнике, как например F-35.

Командир завода в звании полковник. ЙАА-22 разделён на несколько областей деятельности («Тхум»), во главе каждого стоит офицер в звании подполковник. Например, Область планирования и контроля производства («Тхум Тихнун вэ-Пикуах hа-Йецур»). Далее есть отделы («Гаф») и мастерские (БИМ - «Бейт hа-Мелаха») во главе с майорами, например, Отдел координации работы («Гаф ТЕФЕН», ТЕФЕН - «Тифъуль вэ-Синхрун») и БИМ F-15.

Процесс работы на ЙАА-22 для ЛА примерно следующий:
  • Ещё до поступления ЛА в ЙАА-22 для него составляется индивидуальный план работ у учётом вида планируемой работы, опыта проведения подобных работ на ЛА того же типа и индивидуальной истории данного ЛА. Уже по ходу работ план может уточняться в свете выявленных дополнительных проблем (БАЛТАМ - «Билти Метухнан»).
  • ЛА полностью разбирается. Каркас, отдельные детали и агрегаты проверяются. Выполняются необходимые работы по укреплению, замене деталей, внесению изменений. Нередко детали изготавливаются внутри самого ЙАА-22. Далее ЛА заново собирается и красится.
  • Выполняется запуск двигателей на земле («hараца»). При необходимости выполняются исправления замеченных неисправностей и новый запуск.
  • ЛА отправляется в испытательный полёт («Тисат Мивхан»). Выполняют его лётчики-испытатели эскадрильи Центра испытательных полётов ВВС («Таесет МАНАТ»). И только если всё в порядке - ЛА возвращается в свою эскадрилью.

Приложение 1. «Дерег Далет» ВВС.

ЙАА-22 - не единственное предприятие «Дерег Далет» ВВС. На рубеже 2000 г. таковых было три, персонал составлял около 3,000 человек, в т.ч. значительное количество сверхсрочников и гражданских работников АОИ:
  • ЙАА-22 на базе Тель-Ноф;
  • БАМЦА-108 («Батей Мелаха ле-Циюд Электрони», дословно «Мастерские электронного оборудования») на базе Црифин;
  • МАТНАМ-5656 («Мерказ Тахзука Нешек вэ-Маарахот», т.е. «Центр обслуживания Оружия и Систем», по другой версии «Мерказ Тахзука Нешек Мунхе», т.е. «Центр обслуживания управляемого оружия») на базе Пальмахим.

И если ЙАА обслуживал собственно самолёты и вертолёты, то БАМЦА - различную авиационную электронику, а МАТНАМ - управляемые ракеты и элементы систем вооружения, связанных с применением ракет и УАБ. Кроме того, в составе в подчинении Управление технического обеспечения ВВС («Лаhак Циюд») находилось ещё несколько подразделений, дававших поддержку как «Дерег Далет», так и базам ВВС:
  • БАСА-18 («Басис Аспака Авирит», «Авиационная база снабжения») - подразделение снабжения ВВС запчастями, создано в 1950 г. в Црифин, после перевода туда склада запчастей из Тель-Авива;
  • «Йехида-180» (180-е подразделение) - создано в 1959 г. как филиал ВВС подразделения МАМРАМ («Мерказ hа-Михшув вэ-Маарахот Мейда») - Центрального подразделения ЭВМ и информационных систем АОИ;
  • МАМДАС («Маарахот Мивцаийот hандасийот», «Инженерные оперативные системы») - создано в 1975 г., программное обеспечение (ПО) авионики и других оперативных систем ВВС;
  • ЙАhАВ-230 («Йехидат hандаса вэ-Бхина», «Подразделение инженерии и анализа») - располагалось в Абу-Кабир, Яффо; создано в 1948 г. как «Подразделение исследований 230» («Йехидат Михкар 230») в составе Научной службы АОИ («Хейль Мада»); вскоре переведена в состав ВВС и переименована в ЙАЦМАХ-230 («Йехидат Йецур вэ-Михкар», «Подразделение производства и исследований»); позднее вновь переименовано в ЙАhАВ-230; подразделение занималось аналитической химией, материаловедением, контролем качества и разработкой технологии производства запчастей (само производство велось ЙАА-22 или гражданскими подрядчиками);
  • ЙАКТА-8832 («Йехидат Кишур ле-Таасийот Эзрахийот», «Подразделение по связью с гражданской промышленностью») - создано в 1977 г., отвечало за связь ВВС с различными гражданскими предприятиями в Израиле и за границей; примерно в 1997 г. в состав ЙАКТА был влит «Йуд-Куф» («Йехидат Кишур», «Подразделение связи»), ответственный за связь ВВС с «Израильской Авиационной Промышленностью».

В 2002 г. в ВВС началась серьёзная программа реформирования Системы техобслуживания («Маарах Техни») с точки зрения «Дерег Далет» и подразделений центрального подчинения. Уже к 2004 г. число сверхсрочников уменьшилось на 15% и целью было снизить общую численность кадров почти на 1,000 по сравнению с 2000-2002 гг., более 50% из них должны были составить солдаты срочной службы. В т.ч. было ликвидировано 20% должностей подполковников и немало должностей майоров. В рамках реорганизации, ЙАhАВ ещё в 1999 г. был передан под командование ЙАА, а в 2001 г. переехал в Тель-Ноф и прекратил существование как отдельное подразделение. МАТНАМ в 2005 г. был подчинён ЙАА, а в 2013 г. - влит в состав 108-го подразделения («Басис-108», т.е. «108-я база»), заменившего БАМЦА-108.

26.02.04 в Црифин было создано подразделение ЛАhАВ-18 («Логистика, hандаса вэ-Бакара», т.е. «Логистика, Инженерия, Контроль») как объединение БАСА-18, ЙАХКАЛь («Йехидат Кишур вэ-Логистика», Подразделение по связи и логистике) и отдел («Махлака») ТАХКАЛь. В свою очередь, ЙАХКАЛь включал в себя ЙАКТА. В декабре 2005 г. «Йехида-180» и МАМДАС были объединены в подразделение «Офек-324». В итоге, сейчас имеется 4 центральных подразделения:
  • ЙАА-22 -  «Дерег Далет» ЛА;
  • «Басис-108» -  «Дерег Далет» электроники и ракет;
  • «Офек-324» - компьютеры и ПО ( подробнее - в отдельной статье);
  • ЛАhАВ-18 - логистика и контроль.

Приложение 2. Организация ЙАА-22.

ЙАА-22 находится на базе Тель-Ноф, соответственно многие услуги получает от базы (столовая, поликлиника, спортивные сооружения, синагога и т.п.). В составе самого подразделения имеются:
  • Штаб, командиру ЙАА-22 напрямую подчинён Центр управления и контроля («Мерказ hа-Шлита вэ-hа-Бакара»), Советник по организации («Йоэцет Иргунит»), Отдел управления («Гаф Ниhуль») и средняя профессиональная школа («Тихон») «Орт Тель-Ноф». Отдел управления отвечает за кадры, инфраструктуру и дисциплину внутри ЙАА.
  • Область Самолётов («Тхум Матосим»). Отвечает за капитальный ремонт (PDM), модернизацию середины жизни (MLU), продление срока жизни (SLEP), модернизацию авионики (Avionic Upgrade), а также восстановительный ремонт после аварий и возвращение к полётам авиатехники, многие годы стоявшей на хранении. В составе Области следующие мастерские: Крыльев («БИМ Кнафаим»), Вооружения и систем («БИМ Химуш вэ-Маарахот»), F-15 («БИМ Баз/Раам»), F-16 (в прошлом «БИМ Нец/Барак», ныне «БИМ Барак/Суфа»), Боевых вертолётов (в прошлом «БИМ Петен/Цефа», ныне «Петен/Сараф»), транспортно-десантных вертолётов («БИМ Ясъур/Яншуф»). По-видимому есть также мастерская лёгких транспортных самолётов.
  • Область ремонта («Тхум Шипуцим»). Отвечает за капитальный ремонт и модернизацию авиационных систем и наземного оборудования. В составе Области следующие мастерские: Механических и электромеханических систем («БИМ Маарахот Механийот вэ-Электромеханийот»), Электрических систем, навигации, электроники и оптики («БИМ Маарахот Хашмаль, Нивут, Электроника вэ-Оптика»), Реактивных двигателей («БИМ Маноэй Силон»), Вооружения («БИМ Маарахот Нешек вэ-Химуш»), Наземного оборудования («БИМ Маарахот Каркаийот»).
  • Область производства («Тхум Йецур»). Отвечает за производство различных запчастей, инструментов и оборудования. Технологии, которыми владеет данная область, следующие: механическая обработка (токарная, фрезерная, шлифовка, включая станки с CNC); работы на корпусе ЛА; сварка и пайка на ЛА; работа с композиционными материалами; различные виды покрытий; снятие старой краски и новая покраска; термическая обработка металлов; 3D печать; проектирование и планирование.
  • Инженерная область («Тхум hандаса»). Здесь работают инженеры (аэродинамика, механика, электроника) и техники, отвечающие за решение различных инженерных проблем, связанных как с работой других областей ЙАА-22, так и ВВС в целом. Например, здесь проектируют технологию производства запчастей (Reverse Engineering), разрабатывают электронные схемы для систем авионики, разрабатывают и проверяют системы контроля, проводят анализ сломавшихся деталей, разрабатывают и проводят проверки целостности («Бдикот аль-hерес»), здесь же находится Центральная лаборатория данных проверок ВВС.
  • Область материалов («Тхум Хомарим»), то что в прошлом было подразделением ЙАhАВ-230. Занимается вопросами материаловедения и химии. Среди прочего: металлургия (металлы, сварка и пайка, термообработка, покрытие и обработка поверхности, антикоррозионные покрытия, прогнозы по необходимому обслуживанию), неметаллические материалы (полимеры, резина, композиты), аналитическая химия (анализы топлива, красок, масла, смазки), расследование аварий и разрушения деталей, механические испытания материалов (прочность, усталость материалов, вибрации, влияние окружающей среды и т.п.), проверки новых изделий, точные измерения.
  • Область планирования и контроля производства («Тхум ТАПИ», ТАПИ - «Тихнун Пикуах Йецур»). Здесь служат инженеры планирования производства и опытные инженеры различных областей. Здесь составляются рабочие планы, координируется работа с другими организациями и штабом ВВС, контролируется бюджет. Данной области подчиняется Отдел контроля качества и обучения («Гаф hавтахат Ихут вэ-hадраха»), Отдел авиационного снабжения («Гаф Логистика Авирит»), Отдел компьютеров и информационных систем («Гаф hа-Михшув вэ-Маарахот Мейда»).



















Ссылки:
  1. Превращают авиадело в искусство: познакомьтесь с ЙАА-22, сайт ВВС, 29.03.18.
  2. База Тель-Ноф, сайт ВВС.
  3. База Тель-Ноф, статья Википедии.
  4. ЙАА-22, статья Википедии.
  5. «Лаhак Циюд» - Управление технического обеспечения ВВС, статья Википедии.
  6. «Маарах Техни» - техническая система ВВС, статья Википедии.
  7. Потрясающе: подразделение, превращающее кусок металла в боевой самолёт, mako, 21.05.15.
  8. Сокращения в системе технического обеспечения ВВС, themarker, 21.07.04.
  9. Подразделение «Офек», статья Википедии.
  10. Подразделение ЙАhАВ-230, статья Википедии.
  11. ЙАКТА празднует 30 лет с момента создания, сайт ВВС, 15.08.07.
Дата последнего обновления: 28.09.19.

ВВС - техобслуживание, ВВС - подразделения

Previous post Next post
Up