Снайперы в войне «Железных мечей»

Mar 02, 2024 21:19


В последние месяцы в публикуемых АОИ сводках боевых действий в Секторе Газа (СГ) регулярно упоминается снайперский огонь («Эш Цалафим») или снайперские засады («Мааравей Цалафим») сил АОИ. Почти каждый день среди публикуемых АОИ фото боевых действий попадается и как минимум одно фото снайперов. И я говорю о полноценных снайперах с винтовками калибра 7.62 мм (патрон 7.62х51) или .338 Lapua Magnum (патрон 8.6х70), а не о т.н. «точных стрелках» («Калаим», т.е. marksman или sharpshooter), имеющих обычные штурмовые винтовки с сошками и оптикой.




01.03.24 статью о снайперах опубликовал сайт «Мако». Статья базируется на интервью с двумя командирами команд снайперов. Это - сержант Йоав, командир команды снайперов 890-го батальона бригады парашютистов, и старший лейтенант Реувен, командир команды снайперов батальона «Духифат» бригады «Кфир».

На счету снайперов АОИ - сотни уничтоженных террористов в СГ. Снайпера действуют относительно самостоятельно (в рамках команд снайперов - «Цевет Цалафим», а внутри них - в рамках снайперских расчётов - «Хулият Цалафим»), их задачи не ограничиваются собственно снайперским огнём: они ведут наблюдение и, в случаях, когда их огонь не возможен или малоэффективен, дают целеуказание для танков и ВВС. С другой стороны, нередко и они сами получают целеуказание извне, например от наблюдателей полевой разведки.

Резня 07.10.23 застала 890-й батальон на учениях в Наби-Муса (Иорданская долина). Оттуда его переправили на 4 вертолетах «Ясур» (CH-53D) ВВС в окрестности СГ. Вначале команда Йоава участвовала в зачистке ОП «Нахаль Оз» вместе с ЙАМАМ. Далее вместе с остальными силами батальона они вели бой в кибуце Беэри, а затем - в кибуце Алумим. Причём нередко снайпера воевали и как обычные пехотинцы. После завершения боёв в окрестностях СГ и стабилизации границы 890-й батальон прошёл специальные учения перед наземным маневром, а затем участвовал в боях внутри СГ. По словам Йоава, его команда с начала войны уничтожила около 50 террористов, что очень много для одной команды снайперов и совершенно невиданная для АОИ цифра на протяжении многих лет до 07.10.23 (какой рекорд для АОИ - не сказано, вполне возможно на счету снайперов бригады коммандос и спецназа результаты выше).

Снайперы батальона «Духифат» воевала на севере Самарии в Дженине, Тулькарме и Нур а-Шамс. По словам Реувена, с начала войны в Самарии они точно уничтожили 15 террористов и, возможно, еще несколько. Во время одного из первых боёв в Дженине снайпера разместились в доме и по ним был открыт сильный огонь со стороны больницы. Один из снайперов команды опознал террориста и обезвредил его, огонь прекратился. К боям в СГ снайпера «Духифат» подошли морально и оперативно подготовленными.

Война «Железных мечей» стало первой, в которой «Кфир» участвовала в полном составе с момента создания. Но вошла она в СГ только в декабре, до этого продолжая действия в Иудее и Самарии. Однако, ряд команд бригады, в т.ч. снайпера, вошли в СГ раньше всей бригады, в составе других частей. Несколько раз команде Реувена давали команду на заход, но потом отменяли. Пока, наконец, не ввели их внутрь, когда шли бои за Саджаия (квартал на востоке города Газа). После Саджаия - Хан-Юнис, уже в составе своего батальона.

Одной из целей снайперов стали камеры наружного наблюдения. ХАМА создал широкую сеть таких камер, данные от них стекались в специальные КП наблюдения («ХАМАЛь Тацпийот») на уровне территориальных батальонов различных бригад, по данным камер координировались атаки террористов на силы АОИ. Снайперы выбивали камеры и тем самым лишали противника возможности наблюдения.

Но было и прямое поражение противника, по оценке Реувена они ликвидировали в СГ 20 террористов (т.е. всего с начала войны - 35). Нередко сразу после уничтожения боевика и понимая, что он действует не один, снайпера давали целеуказание танкам или БПЛА и те наносили удар по тому же месту. Как уже было сказано выше, стрельба была лишь малой частью работы снайперов. Основное - это наблюдение в интересах своих или соседних сил. Например, в одном из случаев снайпера заметили бойницу в стене дома в секторе другой бригады. По правилам сами они не могли вести огонь (для снижения вероятности дружественного огня). Но они обеспечили закрытие огневого цикла соседней бригады и та нанесла удар по объекту.

Реувен рассказывает: «У снайпера есть несколько ролей. Он может видеть на очень дальних дистанциях и передавать разведданные вышестоящему командованию, он может направлять силы на поле боя. Даже физически, куда идти или в какое отверстие войти и откуда идет противник. И, конечно, может вести точный и избирательный огонь. Снайпер выбирает качественные цели и поражает их».

Сержант Йоав приводит такой пример, времён боёв в квартале Зейтун (юг города Газа). В одну из ночей боец-пехотинец заметил подозрительное движение вблизи сил батальона. В район был выдвинут снайперский расчёт. Он опознал и ликвидировал противника. Позднее стало известно, что это были боевики «Нухба» (спецназ ХАМАС) с РПГ, готовившие ночную атаку на батальон. Атака была предотвращена.

По словам Йоава, рекордная дальность ликвидации террориста для его команды - 700 м. Он знает, что в командах других батальонов были случаи поражения целей на больших дистанциях. Но ещё дальше снайперы предпочитают не стрелять, а наводят на цели танки и БПЛА. Дело в том, что в случае промаха противник немедленно скроется и шансов повторно поразить его в том же месте уже не будет.

Реувен рассказывает, что снайперская команда требует качественного командования и бойцов высочайшего уровня, которые будут хорошо обучены. Команда снайперов обычно не работает как единое целое, а делится на весь батальон. Как следствие, командир команды не может быть со всеми одновременно, что требует от каждого снайпера независимости и умения быстро принимать правильные решения. Младшие командиры внутри команды (т.е. командиры снайперских пар) всё время стремились сделать больше, быть в хорошем оперативном состоянии и контакту с противником.

Большую часть времени снайпера будут занимать секретные позиции, отдельно от основных сил, чтобы прикрыть последних и уничтожать врага. Чтобы это работало хорошо, полевому командованию необходимо доверять снайперам и предоставлять им свободу действий. Сержант Йоав говорит, что именно это происходит сегодня в СГ. Командиры дают снайперам профессиональную свободу и лучшую платформу для достижения успеха, и это работает. Батальон очень хорошо использует способности снайперов.

Йоав добавляет: «Снайперская команда постоянно выявляет и уничтожает противника. Везде ищем правильные дороги и точки для устройства снайперских засад и глубинных засад. Отсюда снайпера ведут поиск, идентифицируют и уничтожают противника». Вспомнил Йоав и вопрос похищенных. «Комбат дал нам фотографии похищенных, и у каждого бойца есть фотография и имя похищенного. Мне посчастливилось получить фотографию моего друга по дому Алона Охеля (Alon Ohel), похищенного с фестиваля Нова».

Учения и снаряжение

Сфера военной снайперской стрельбы представляет собой значительную огневую мощь и способность сбора развединформации в бою, особенно в боях в населенных пунктах против партизанской тактики террористов. Иногда снайпер («Цалаф») и его наблюдатель («Тацпитан») могут в одиночку сорвать атаку и остановить крупные силы противника. В прошлом вопросу снайперской стрельбы не уделялось должного внимания, и полевые командиры не знали, как использовать смертоносный ресурс, который находился в их руках. Этот вопрос даже подвергся резкой критике после Второй Ливанской войны, которая, как часть ее уроков, стала значительным шагом вперед в этой области. В прошлом году, как рассказывают Йоав и Реувен, случился очередной скачок.

Реувен: «Я думаю, что АОИ совершила сумасшедший скачок в области снайперской стрельбы. В прошлом году было проведено много учений, на базе ‘Адам’ было открыто множество курсов, в т.ч. для командиров и резервистов. Мы получили новое оборудование и усовершенствовали теорию боя. В батальонах упор делают на снайперов, и я это чувствую не только по своему батальону, но по АОИ в целом. Мало того, что упор делается на самих снайперов, так еще и на командиров рот и батальонов, которые будут знать, как использовать нас должным образом».

Йоав добавляет: «Заниматься снаряжением мы начали еще до войны, и оно в нашей команде очень хорошее. Пытаемся получить лучшее, что есть, и, в конце концов, это соревнование по изучению и извлечению уроков. Что нам подходит, а что нет, и у нас самое лучшее снаряжение». В контексте работы снайперов с бронетехникой и другими силами Йоав говорит, что «батальон учится во время войны и совершенствуется, я думаю, мы делаем это отлично. Улучшается связь с другими силами, работа снайпера с танком улучшается, мы развиваем органичность (т.е. взаимодействие снайпера с танком доводится до уровня, как будто бы они изначально служили и тренировались вместе в одном подразделении - О.Г.).

Что касается оружия, то в линейных пехотных батальонах есть два основных типа винтовок: модернизированные М24 (калибра 7.62) и «Барак» (H-S Precision Pro Series 2000 HTR, калибра .338). Последний используется для дальней стрельбы и является важным «умножителем сил» снайперов. Обе винтовки не самозарядные, т.е. имеют продольно-скользящий затвор, М24 имеет не сьёмный магазин на 5 патронов, «Барак» - сьёмный на 3. Реувен и Йоав считают, что снайперам нужна полуавтоматическая винтовка. В спецподразделениях и разведбатах такое уже есть, сейчас процесс начинается и в линейных батальонах.

Речь о винтовке Barrett REC10 с эффективной дальностью стрельбы 800 м. В 2020 г. его начало использовать «многомерное» подразделение «Рефаим», а с 2021 г. - спецподразделения и разведбаты АОИ (где она сменила изношенные SR-25 Mk 11, также полуавтоматические). Но ещё раньше эта винтовка появилась в спецподразделениях полиции (в составе Пограничной полиции, МАГАВ) - ЙАМАМ и ЙАМАС. Известно, что 28.09.22 во время операции «Шовер Галим» снайпер ЙАМАС ликвидировал из этой винтовки террориста на дистанции 710 м.



Сержант Йоав.



Сержант Йоав.



Старший лейтенант Реувен.

Ссылки:
  1. Статья на «Мако», 01.03.24.

Снайпинг, Операция ЖМ - статьи, Стрелковое оружие

Previous post Next post
Up