Сходить в набег и подразжиться?

Jan 24, 2024 13:30

К теме, что воевать - это всегда не дёшево. Даже если просто передвигаешься, и в боях не участвуешь. В 1541 г. князь Семён Бельский, с 1537 г. живший в Крыму, ходил с ханом в поход на Оку. Позднее он составил роспись трат на подарки, сделанные в Крыму (Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 2. СПб., 148. С. 381-382.). Насчитал их на сумму ( Read more... )

набеги, война и экономика

Leave a comment

Comments 16

sovice_snezni January 24 2024, 12:11:09 UTC
Доброго времени.

- а бахматов десять здохло

Цена где-то 1-3 рабов "без особых свойств" за всех.

- здохло пять коней турецких, за них 320 золотых черленых

Эквивалент десятка рабов (+/-).

В литературе по Западной Европе подобное положение сравнивают с лотереей/рулеткой. Если есть надежда "сорвать банк", не в этом году, так в следующем или еще в следующем - система работала. Могли даже свои значительные средства вкладывать.

- ... if you will give me a part of the land and of the moveable goods in exchange for the footmen and horses I will bring ...

Нет надежды - все становится весьма кисло. Если даже не трогать компенсации за коней и оружие, которые наниматель тянул не всегда (и это все знали) - плата (которую тоже не всегда тянули платить аккуратно и в полном объеме) английскому ездящему лучнику в 14-м веке была примерно равна плате сельскому батраку в страду. При несравнимых риске и первоначальных вложениях.

Вот это манило.

- After the capture of Barfleur, in 1346, the town was “plundered of its gold, silver and precious ( ... )

Reply

oleggg888 January 24 2024, 15:42:08 UTC

Доброго времени.

---При этом итог для всего войска вообще (правителя, страны) за несколько лет мог едва выходить в ноль, а то даже и в минус.---

И это отличный политический результат, если получилось вести войны таким образом.

Приведённая цитата чисто иллюстративная - сразу записал, чтобы была. Как наглядный пример, что расходы на войну они очень разнообразные, а кони имеют стоимость и имеют свойство гибнуть не толь в бою.Для точности нужно понять сколько людей ещё у князя было и сколько у них всего коней было.

В данном случае (татарские набеги) можно примерно высчитывать экономический баланс по оценки число пленных (как основной доход), число потерь в конях (как один из основных расходов, но ещё плюсовать кое-что нужно). Я даже осмелюсь предположить, что пленники в Кафе столько стоили, сколько стоили (не мало), т. к. "невидимая рука рынка" - постоянные походы, в которых участвовали по несколько процентов населения, должны были окупаться.

Reply

sovice_snezni January 24 2024, 16:29:29 UTC
Турецкие коники, кстати, у князя были "ух". Там "черленый золотой", то есть реальная золотая монета. Правда не очень понимаю какая точно - дукат/цехин, флорин?

60 с лихом дукатов за коня это разика так в 4 больше, чем тогда стоила типовая верховая лошадь в Порте. Ну или на наши деньги - приблизительно 30 рублей за лошадку.

С уважением.

Reply

cyrus_alexios January 25 2024, 05:09:40 UTC

> Ну или на наши деньги - приблизительно 30 рублей за лошадку.
Судя по вкладам в монастыри "жеребец аргамачей" в Московии примерно так и стоил. Но были и подороже.

Reply


viet2 January 25 2024, 13:11:20 UTC
Тут следует учитывать, что пленники могли захватываться не только для продажи в рабство, но и с другими целями - для выкупа, для обмена на своих пленников.

А само участие в походе могло иметь не узко экономическую мотивацию, а скажем так, карьерную.

Reply

oleggg888 January 25 2024, 13:23:01 UTC

Да. Для собственно класса "аскеров" карьерная (включая "престиж") и должна была превалировать (а просто пограбить - это в казаки поближе к границам - и мелкие, но частые набеги). Для правящей элиты - политическая (в данном случае, поход 1541 г. в принципе основной задачи достиг - поход на Казань был сорван).

Reply


gma1983 February 3 2024, 09:57:56 UTC

В 1541 г. князь Семён Бельский, с 1537 г. живший в Крыму, ходил с ханом в поход на Оку.

...

И ещё добавил: А в войске, коли до Москвы ходили, здохло пять коней турецких, за них 320 золотых черленых, а бахматов десять здохло.

/ Пошел бы на судах, и дохнуть было бы некому.🤨

Reply

oleggg888 February 3 2024, 18:10:35 UTC

Да, в этом плане судовые набеги гораздо дешевле (струги тоже не с неба сваливаются, но в совокупности всё равно расходов существенно поменьше, чем в конных походах). Только так только на определённые направлениям можно...

Reply

gma1983 February 4 2024, 07:37:14 UTC

Как же тогда викинги ходили в походы - получается только вдоль рек?

Reply

oleggg888 February 4 2024, 07:40:35 UTC

если могли добыть коней, то могли дальше на них.

Reply


Leave a comment

Up