В списках - много, но плохие, в походе - мало, но хорошие.

May 19, 2023 19:25


Формально можно понять, что поместное/дворянское/феодальное войско - это землевладельцы, которые снаряжали себя и своих слуг на доходы со своих владений. В идеале это так и должно было быть, и некоторое время могло реально быть. Но на протяжении десятилетий и столетий происходило дробление и разростаний владений, потенциальная доходность их ( Read more... )

воинская организация и страты, численность войск и ресурсы

Leave a comment

Comments 26

antov_d May 19 2023, 16:59:24 UTC

Так это на примере Ряжской десятни 1579 видно. Из почти 500 "списочного состава" для "дальнего похода" - 100, плюс холопы, сам же про это писал.

Reply

oleggg888 May 19 2023, 17:19:54 UTC

Да, забыл добавить, как хороший пример, когда "осадная", "ближняя" и "дальняя" служба четко расписаны.Только в отличии от Подляшья/Мазовии и прочий Жмуди, когда граница отодвинулась, государство придумало как использовать этих "нобилей" - рейтарская служба (а перед ней прервавшийся Ссмутой опыт с "самопальниками").

Reply

cyrus_alexios May 20 2023, 03:34:31 UTC

В рейтары записывались не только (и не столько) худородные дети боярские малых статей, но и крепкие середняки из городовых, и даже дворовые, получавшие жалование из чети. Тут проблема была не в границе, а в серьезном кризисе системы поместной службы в целом. Если даже значительная часть дворян-жильцов не могла подняться на службу "с земли" без царского жалованья, то у провинциальных городовых детей малых статей ситуация вообще была очень печальной.

Reply

oleggg888 May 20 2023, 08:07:15 UTC

Да, разумеется. Введение и (главное) развитие системы рейтарской службы позволяло много проблем решать. "Пристройка" всех "неимущих" - это уже завершающие этапы.
В Литве свой "поместный кризис" по другому решали (набор в наёмные роты государственного, магнатского и поветового уровня). Система так себе (разрозненная и непостоянная, да ещё посполитое рушение в старом виде сохраняется), но, тем не менее тоже пример, давший определённый положительный результат.

Reply


bachta_girey May 19 2023, 17:19:43 UTC
Хм, "износ пашни и угодий" ... полагаю было бы лучше использовать слово "истощение".

Reply

oleggg888 May 19 2023, 17:20:32 UTC

спасибо, поправил

Reply


konnovmaksim May 19 2023, 19:23:54 UTC

Спасибо!

Reply


viet2 May 22 2023, 00:59:16 UTC
А как вообще "Акты Спасо-Ефимьева монастыря" в качестве источника на предметы материальной культуры?
Меня интересует не то, как там деревеньки и сельца отписывают на монастырь, а вот шубы, терлики, тегиляи, пансыри, ферезеи и т. п.

Reply

oleggg888 May 22 2023, 06:34:24 UTC
Там есть несколько духовных. Самое раннее упоминание юшмана там (1534 г.), и в той же грамоте непонятное мне "седло збащуром»". В другой грамоте 1586 "сабля нагайское дело с наводы".И много чего интересного.

Reply

viet2 May 22 2023, 16:12:03 UTC
"Сабля нагайское дело" - это любопытно. То есть весьма полезный сборник актов?

Reply

oleggg888 May 22 2023, 18:03:06 UTC

да. Когда статью писал про вооружение в 2016 под рукой не было. А так он в распознанном виде - очень удобно по словам искать. https://disk.yandex.ru/i/unFjyoIDI-kX6w

Reply


farnabazsatrap September 25 2023, 20:26:08 UTC

Вот ещё о чём бы хотел Вас спросить .--
существовали ли какие-то запреты продажи порабощённых соплеменников чужакам или иноверцам в домонгольской и московской Руси ?
У меня смутное впечатление, что в московскую эпоху такой запрет был, но указов или церковных прещений не знаю.
Что скажете ?

Reply

oleggg888 September 26 2023, 09:12:06 UTC

В изначальном русском праве такого ограничения видимо не было. Литовский статут 1529 г. фиксировал купленных татарами и евреями челядников-христиан, и указал их освобождать (а полученных по наследству или полученных от государя - оставляли). Также литовские татары в 16 в. имели челядь из православного полона.
В России точных указов не приводят, но по в целом по контексту различных документов татарам в 16 в. запрещали покупать православных холопов и похолоплять православных пленников (с 1622 г. последовательно вводили указы, постепенно запрещавшие мусульманам владеть православными холопами). Продавать за рубеж православных пленных к середине 16 в. точно уже нельзя было - даже пленных западных христиан позволяли продавать в единичных случаях

Reply

farnabazsatrap September 26 2023, 19:49:03 UTC

Спасибо ! Нельзя ли назвать эти документы ? "по контексту различных документов татарам в 16 в. запрещали покупать православных холопов и похолоплять православных пленников"

Reply

oleggg888 September 26 2023, 20:05:49 UTC
В работах по служилым татарам эти вопросы затрагиваются, но я с ходу не могу вспомнить в каких. По возможности поищу.

Reply


Leave a comment

Up