Каждый год, на 9 мая замес во Львове, надо вывешивать красный флаг, но никому он не нужен. Каждый год, на Монументе Славы драка, движения, потасовки коммунисты против националистов, все правда проходит культурно. Милиция окружает большой квадрат, все митингующие стенка на стенку, все снимает пресса, а потом по российским новостям показывают страшные сюжеты про бендеровцев, нацов и прочих. Мне стыдно в таких моментах за Львов, но что поделать :-) никто не проводит разъяснительной работы почему так, а причина проста - красная армия не освободительница для Львова, не было от кого освобождать, никому не надо было равенство и прочий бред советов. Все жили хорошо, мирились даже верующие разных конфессий, армяне, евреи, католики и православные жили и уживались веками.
Представьте себе... У вас счастливая семья, свой магазинчик, хорошая квартира, уверенность в завтрашнем дне, планы на отдых. И в прекрасный день, видите на улице вооруженных людей в форме, через несколько дней пропадают ваши друзья, расстреляны сотрудники, что делать? Вот так и произошло все во Львове с приходом армии "освободительницы". Есть еще живые свидетели тех времен, но мало.
Начну с истории. После третьего раздела Польши, Львов достался Австро-Венгерской империи и стал буферной зоной между Российской империей. После наполеоновских битв Австрия вкладывает большие деньги в застройку Львова, центральная часть спроектирована для променада, аннулированы католические ордена, монастыри отданы под социальные проекты. Даже сизо до сих пор находится в здании бывшего монастыря, теперь почти в центре города.
Строится Оперный театр, театр Скарбека, Ратуша, проводится Краевая выставка, на которую приезжает император, электрический трамвай, главный проспект освещает фирма Сименс и тд и тп.
Славный и богатый город Львов в 19 столетии. После Первой мировой, в следствии которой развалилась Австро-Венгрия, впрочем как и Российская империя, Львов в следствии события вошедшего в историю как Листопадовий чин, перешел под власть Польши, а не украинцев. Поляками руководил в то время Юзеф Пилсудский, который воспользовался Львовом для прохода войск аж до Киева. Ленин делает выговор Сталину и Троцкому, мол как они допустили, генерал Тухачевский отгоняет поляков до Варшавы, и есть возможность снова взять город. Но Ленин отдает приказ- Варшаву оставить. Кстати, офицеры и солдаты которые принимали участие в этих боевых действиях и были потом расстреляны под Смоленском.
Советские войска возвращаются назад, во Львове громят поляков, вывозят трофеи. С этого момента и начинается жизнь Львова как окупированого города. Красная армия вообще никак не освободительница для Львова, репрессии, грабежи, массовые расстрелы и это только первая волна. Потом пакт Молотова-Рибентропа, Львов в 1939 году в составе Украины входит в Советский союз. Кстати, была памятная стела в честь присоединения, ее взорвали сразу же после Независимости Украины. К чистке Львова подошли с толком, интеллигенцию расстреляли, кто хотел и мог, кто успел, уезжали в Польшу, оставляя дома, мебель, вещи. Но это только начало. Во время Второй мировой, уцелевшие жители Львова надеялись что немцы как-то освободят Львов, но и этого не случилось.
И снова Красная армия, опять репрессии, расстреливают население, поляков забирает гебня, отправляют в лагеря всех подряд. Город окончательно чистят, и начинают заселять социально настроенными людьми. Моя бабушка рассказывала, что когда приехали во Львов, сказали что можно выбирать любую квартиру или дом. Когда вошли в дом, на плите стоял теплый борщ, раскиданы вещи, недавно только забрали кого-то с дома.
События 30-40 ых годов очень хорошо описал Илько Лемко в своей книге "Львів повсякденний", вот несколько эпизодов с книги:
[Львов в 30-ых годах]В конце 30-х годов прошлого века Львов активно развивался: город озеленили, строились дома и школы. Однако 1939 все изменилось. После подписания пакта Молотова-Риббентропа в город надолго пришел террор. Судьбу Львова было решено 23 августа на советско-германских переговорах в Москве. Там был подписан пакт о разделе Европы, согласно которому Сталин получил территории к востоку от линии Нарев-Висла-Сан. Через месяц красноармейцы вступили на мостовую древней галицкой столицы. В некоторых местах их встречали с цветами и красными флагами (отрывали от польских белую полосу), в некоторых - огнем из окон и крыш. Львов без согласия его жителей становился советским
Вступление Красной армии, затем установления советской власти, львовяне встретили неоднозначно. Вот что об этом рассказывает очевидец событий, профессор Ярослав Дашкевич: "Было очень заметно разделение по национальностям. Поляки сразу угнетали.. И то, что мы наблюдали - это самоубийства среди офицеров. Реакция украинского населения - настороженная, были села, которые радостно встречали Красную армию. А вот евреи - приветствовали очень хорошо, потому что понимали, что с приходом немцев было бы очень не легко, и это могло означать конец ". Осквернение Львова. Людей поразил прежде внешний вид советских воинов. Это были в основном «монголы» или «калмыки», обозначены бедностью и неуклюжестью. "Освободителей", как они себя называли, жители описывали как «несчастные, малые, раскосые, одетые в бурые шинели, напоминали скорее куски к полу, чем военные мундиры. Худые клячи, которым из-под кожи торчали ребра, тянули орудия, подвязанные там и здесь шнурами вместо ремней », вспоминает Дашкевич.
Типичным для красноармейцев, стала "охота" за золотыми или серебряными часами на цепочках. Их отбирали у владельцев не только на улицах, но даже порой врываясь в дома жителей. Поскольку эти действия приобрели массовый характер, то во Львове даже было введено военное положение на два месяца. А за грабежи гражданского населения осудили 73 бойцов и командиров Красной армии, 10 из которых - к расстрелу. "Очень быстро оказалось, что речь идет не об освобождении, основной целью было подавить национальное движение на Западной Украине. Буквально через несколько дней начались аресты политических заключенных и деятелей ", - рассказывает Ярослав Дашкевич.
Жертвы террора НКВД.
Около ста тысяч депортированных
В период с 1939 до 1941 года депортации проводили в несколько этапов. Во Львове первыми под выселение попали поляки: военнопленные из лагерей, бывшие капиталисты - землевладельцы, фабриканты и чиновники. Эту категорию вывезли в Казахстан со стандартными сроками - на 10 лет. Потом взялись за беженцев из оккупированной Польши. На рассвете 20 июня 1940 их около 22 тысяч повезли за Урал. Почти 80 процентов из них составляли евреи.
К началу войны с Германией, в мае 1941 года, советская власть успела провести еще одну депортацию. Тогда из Львова вывезли несколько участников украинских и польских подпольных организаций и их семьи. Депортированным дали по 20 лет поселения в Западной Сибири и Казахстане.
После подписания советско-польского соглашения, 30 июля 1941 депортированных поляков амнистировали и освободили из ссылки. Многие из них после войны уехали в Польшу. Но украинцы отбывали свои сроки до середины 50-х, а затем на многие годы были лишены права вернуться домой. Всего в 1940-1941 годах, по польским данным, депортировали около ста тысяч львовян. Это около трети населения тогдашнего города.
За два дня было расстреляно более 2,5 тысячи человек. Началась массовая национализация предприятий, ликвидация безработицы, показательная украинизация, и никаких проблем с продуктами в магазинах, правда ненадолго:
"Начали завозить много продуктов, можно было достать все. Затем люди узнали, что на востоке голод. Офицеры выкупали, что только можно было в магазинах, которые еще не национализировали. Это был своеобразный подкуп населения. Университет начал работать только на украинском, при Польше этого не было ", - вспоминает профессор Дашкевич.
Но одновременно люди рассказывали друг другу, что в Сибирь вывезли одного, второго, третьего ... Борьба против "украинских буржуазных националистов" стала ключевой в политике советских оккупантов. Итак, чувства горожан были противоречивы. С одной стороны - украинизация, с другой стороны - зверства.
«Освободители» сразу проявили себя как грабители, прибегая к очень простому и надежному способу обогащения. Узнав, что кто-то имеет хорошую мебель и почтенное имение, арестовывали его, грабили, а затем выпускали на волю, объяснив, что это была ошибка.
Во второй половине января 1940 во Львове начался голод. В витринах красовались портреты Сталина, Ленина и Молотова, украшенные лентами. В первую оккупационную зиму в меню многих семей преобладала "жареный" на воде лук и картофельные деруны, печеные на жести. На жести также пекли лепешки из муки, замешанные на воде и соли. "Голод - лучший повар", - говорили львовяне.
В июне 1940 года советская власть во всей стране ввели тюремные порядки на предприятиях, объясняя это, в частности львовянам, сложной международной обстановкой и необходимостью работать на оборону СССР. Тогда ввели 7-дневную рабочую неделю. Под страхом тюремного наказания было запрещено самовольно оставлять работу. Таким образом, советская власть ликвидировала безработицы - "настоящее бедствие, порожденное капитализмом".
Уже через год власть изменилась, немецкое войско перешло советскую границу. И в первый день войны немецкие пилоты, целясь в Главную почту, ошиблись и полностью разбомбили шедевр сецесийного стиля во Львове - торговый пассаж Миколяша. По мнению старых львовян, это самая архитектурная потеря города за время военных событий. Городские и областные партийные и государственные учреждения, органы НКВД, военные части и штабы поспешно бежали из галицкой столицы. Паническое отступление сопровождалось вооруженными столкновениями с боевиками ОУН.
Едва ли не самым бременем для органов НКВД стали 5000 заключенных в нескольких тюрьмах, которых эвакуировать не удалось. Прибывшие из Киева функционеры НКВД приказали освободить уголовников, а остальных уничтожить. Следовательно, энкаведисты 24-25 июня срочно расстреляли около 2500 человек.
Люди, пережившие ад советской оккупации, аресты и депортации, считали, что хотя бы приход немцев - не может быть хуже. Поэтому и определенная часть населения с надеждой вслушивалась в обращение оккупационной власти к львовянам, в котором говорилось: "Воины Гитлера освободили вас из-под системы пыток, террора и культурного позора ... Эти времена кошмар никогда уже не вернутся".
=
Можно много философствовать, думы думать, обсуждать приход советской власти во Львов. Многим львовянам или приезжим из сел советы дали образование, работу, квартиры. Построили заводы, известные на весь СССР, "Прогресс", "ЛАЗ", "Автопогрузчик", "Свиточ", "Лыжная фабрика", "Электрон".... Но это было потом. До сих пор есть много живых участников тех событий, которые помнят и знают что такое Красная армия, и как она "освободила" Львов. Поэтому и такое отношение, даже сейчас хотят навязать свое мнение жителям города, мол надо праздновать обязательно День Победы.... Но никто и не запрещает, хочешь - празднуй, всем пофиг, но культурно, без движений. И то что москалей не любят и бьют их - это тоже не правда. Львов - открытый миру, приезжает очень много туристов и нет никаких претензий или ущемлений :)