Минтрудсоцзащиты направил в Правительство проект новой пенсионной реформы.
Необходимость перемен объясняют дефицитом Пенсионного фонда. Он составляет сегодня примерно 30% (около 1,3 трлн. руб.) и погашается из нефтегазовых доходов. Однако, денег, как обычно, не хватает. При этом, как утверждает правительство, население страны стареет и это неизбежно делает ситуацию безвыходной.
Что предлагает министерство?
Отказаться от обязательной накопительной части пенсии. Это даст дополнительные доходы в 300 млрд. руб. в год, которые можно перераспределить между нынешними пенсионерами. С этим тезисом можно согласиться. Больше того, выяснилось, что накопительные пенсии, которые должны выплачиваться с 2015 года, окажутся ниже обычных. Это связано с тем, что обычные пенсии повышались перед разными выборами, а проценты по накоплениям оказывались ниже инфляции. С этим тезисом правительства можно согласиться. С 2004 года «отложенные накопления» т.н. «молчунов», то есть людей, довершившихся государственному ВЭБ, упали на 22,5%. Несколько лучше обстоит дело с негосударственными пенсионными фондами, но туда вкладывают деньги как раз те, у кого они есть. Кроме того, постоянная смена правил пенсионных накоплений погружает эти фонды в бесконечный хаос. В результате за два последних года они также свели баланс с минусом.
Поэтому, можно оставить накопительные пенсии только там, где работники с высокой зарплатой сами готовы на них откладывать. А чтобы у них был стимул, сохранить и развить систему государственного софинансирования (рубль от государства на рубль личных накоплений). В остальном же от этого механизма нужно давно было отказаться, так как он обескровливает пенсионеров нынешних, ничего не давая будущим.
Еще одна идея правительства - заставить работодателей платить пенсии тем, кто работает по вредным профессиям. Таких пенсионеров много - 30%. Сегодня им платят из общего фонда, и, по мнению правительственных чиновников, в результате пенсию этим людям платят те, кто работает до 55-60 лет в обычных условиях. Легко догадаться, как это будет происходить - в учреждениях просто будет проведена переаттестация рабочих мест, и вчерашнее вредное производство станет безвредным.
В остальном же речь идет о нескрываемой экономии и росте налогов:
- довести «период выплаты пенсий» (знаменитый «период дожития») с 19 лет до 21 года. Тем самым пенсионные расходы будут размазываться более тонким слоем, что безусловно приведет к реальному снижению пенсий;
- стимулировать людей выходить на пенсию в 65, 70 лет. Лучше, конечно, в сто лет. На практике это означает, что обычные пенсии будут искусственно снижены, чтобы вынудить людей побольше работать, вот только возникает вопрос, где в этом возрасте найти нормальную работу;
- увеличить стаж, дающий право на пенсии, с 5 лет до 10 лет или 15 лет;
- увеличить в 2,5-3 раза пенсионные отчисления с самозанятых людей типа нотариусов и т.д.
Нельзя рассматривать предложения правительства, искусственно отрывая тему пенсий от всего остального, происходящего в стране.
Начнем с темы старения населения. Доля пожилых людей в России не выше чем в Европе. У нас она составляет 18%, в то время как в Венгрии 19%,Франции 20%, Великобритании 21%, Швеции 22%, Италии 24%. В действительности, однако, надо смотреть не долю пенсионеров, а долю трудоспособных людей, то есть тех, кто старше 15 лет и не достиг 60-ти. Они кормят детей и подростков, и содержат стариков. Так вот, в среднем на планете доля этих людей 45%. В России - 65%. Это связано с низкой рождаемостью. Но это же означает, что нагрузка на одного работника достаточно низкая в сравнению с тем, как это выглядит за рубежом. Конечно, это означает неизбежное старение населения, но это означает, что причин для паники и поспешной необходимости отнять деньги у населения нет.
Кроме того, производительность труда не стоит на месте. Сто лет назад доля крестьян в России составляет 75%. Сегодня она не превышает 10%. Сказанное касается и человечества в целом. Тем не менее, голод как явление исчез, если мы не говорим о хроническом недоедании бедных и отдельных кризисах в Африке. Просто рост производительности труда позволил человечеству уменьшить долю работников, занятых сельхозтрудом. Почему это не касается возможности обеспечить нормальную жизнь пенсионерам?
В действительности, главная проблема Пенсионного фонда - это бесправие российских работников. Фонд оплаты труда в России - 10 трлн. руб., Внутренний валовый продукт - 40 трлн. руб. То есть, доля зарплаты к ВВП - всего 25%. Между тем в развитых странах доля зарплаты к ВВП - 50%. Это относительные параметры, не зависящие от производительности труда. Проще говоря, на единицу произведенной продукции наш работник получает вдвое меньше денег, чем его западный коллега. Зато по числу миллиардеров мы вырвались на второе место в мире после США. Вот и первая причина нищеты Пенсионного фонда, представляющего собой налог на зарплату.
Другая сторона этой же медали - лишенные Трудового Кодекса, боящиеся увольнений работники заняты полулегальным трудом. В Астраханской области число лиц, выплачивающих средства в Пенсионный фонд - всего 200 тысяч на 500 тысяч работоспособных.
Здесь же стоит вспомнить о регрессивной шкале налогообложения. Это когда на зарплату меньше 42.000 руб. в месяц начисляется полноценный взнос в Пенсионный фонд, а на более высокие заработки процент взноса вдвое меньше.
Да и практика разбазаривания средств Пенсионного фонда на разные «социальные» программы, которыми должно заниматься Министерство труда или Минздрав, тоже должна закончиться.
Так что вместо выжимания соков из работников и фактического ухода государства от пенсионных обязательств, демагогически объясняемого «старением» и «дефицитом», нужно просто дать людям право нормально зарабатывать, не боясь создания настоящих профсоюзов и проведения забастовок. И тогда вместо гниющей «стабилизации» мы действительно сможем войти в нормальную жизнь. Правда, для этого требуется еще одно условие - честные выборы.