Грозный

May 13, 2012 11:46




В Грозный мы приехали из гор довольно поздно и разместились на квартире в девятиэтажке. В 02.30 ночи нам пришла в голову идея прогуляться по ночному городу, что и было сделано.






Квартира находилась неподалеку от известной пл. Минутка, а центр -  там где у Дудаева был президентский дворец. Дудаевский дворец снесли и на этом месте построили мечеть им. Ахмата Кадырова.




Все было абсолютно спокойно. Экзотики добавлял один парень, который около подъезда развлекался с автоматом, но при этом не проявлял никакой агрессии. Причем хочу сказать, что какое-то время мы были без наших местных друзей, так как они запаздывали спуститься из квартиры.




Утром нас разбудили несколько автоматчиков, совершавших поквартирный обход для проверки документов. Сказав им спасибо за беспокойство, мы пошли в город.

Центральная улица в городе - Путина, бывшая улица Победы. Раньше на каждом доме был портрет Ахмата Кадырова, но затем Рамзан их убрал, поскольку подвергся критике со стороны общества. Я не очень понимаю, как это происходило, а выяснить просто не успел.




Когда утром я, Ваил и Настя Захарова спустились из квартиры, шедшая навстречу чеченка, приняв нас за приехавших жить в Грозный русских остановилась и сказала: "Ну, наконец-то Вы вернулись! Даже эти придурки поняли, что за глупость они сотворили". Может, не дословно так, но смысл именно такой.




Отношение к русским спокойное. Ни агрессии, ни повышенного интереса (как в Ленкорани), ни радушия, как в Баку или Армении. Очень спокойное отношение. Мы гуляли по городу, зашли на рынок, причем Мила и Оля Захарова отделились, чтобы вдвоем пройтись по рядам. На меня неприятное впечатление произвела только проповедь из магнитофона про кяфиров и мунафиков. По оценкам тех, с кем мы разговаривали, неприязнь к русским испытывают процентов десять, так что говорить об абсолютной доброжелательности, как в Закавказье, нельзя. Но если мы зададим вопрос об отношении к кввказцам в равнинной России, вряд ли цифра будет сильно разнится.




Отдельно надо сказать о полиции. Она подчеркнуто доброжелательна. На центральной улице - той самой, имени Путина, по которой проходят все кортежи местного начальства - мы остановили две машины, чтобы уточнить маршрут, и закрыв две полосы движения из трех, естественно. Удачно так остановили, прямо у  гаишного поста. С нашим 30-м регионом на номерах. Чем это обычно заканчивается, хорошо известно. В данном случае один из гаишников, несколько ошалев, просто неодобрительно покачал головой. Как мне рассказали, Рамзан категорически требует от своих подчиненных всячески помогать туристам и заботиться о них. Туристов, кстати, становится все больше, особенно из приграничных регионов.




Костоправ Ибрагим) Магазинов много, много разных книг, а вот сувениры пока что отсутствуют. Впрочем, в соседнем Нальчике нет и литературы по КБР и даже карт.




Повсеместно дацзыбао про Ахмата Кадырова.




А это та самая мечеть, к которой мы выбирались ночью. Стиль архитектуры - турецкий.




Мечеть называется "Сердце Чечни" и является крупнейшей в Европе.




Вход - через металлоискатель.




Рядом - комплекс Духовного управления, парк и фонтаны.



Чуть подальше - восстановленный православный собор.




А это вид мечети изнутри. До намаза был примерно час, так что здание было практически пустым, и можно было свободно фотографировать.




Обратите внимание, что люстра воспроизводит очертания Кааба. Слева - михраб, показывающий направление на Мекку. А проповедь ведется с лесенки рядом с михрабом.




Все здание росписано изнутри.




Грозный-сити. Естественно, возникает вопрос откуда деньги. Я посмотрел вчера спор специалистов на предмет того, перекрывают ли трансферты отчисления от чеченской нефти. Комментировать не буду, каждый может покопаться в интернете сам. Но хочу отметить, что на соседний Дагестан денег поступает из федерального бюджета не меньше, а более страшного и разбитого города, чем Махачкала, я не встречал в своей жизни. Соглашусь также с теми вчерашними комментаторами моего блога, кто написал, что никакие деньги не стоят войны. Понятно, что в 90-е годы, когда из тюрем выпустили всякую шпану, и дав им пару националистических лозунгов, безнаказанно позволили грабить и убивать русских, и вообще всех недовольных Дудаевым, Чечня стала ассоциироваться с территорией беспредела и произвола. Но не будем забывать, что первая, а во многом и вторая чеченская война были коммерческими, и вину за них и за геноцид несут не только Дудаев, Радуев и Басаев, но и Ельцин, Черномырдин, Грачев, Волошин и прочие руководители России, а также те генералы, что предавали своих солдат и офицеров. В Пскове отставные офицеры российской армии просто убеждены, что известную 6-ю роту, которая целиком легла в землю под Улус-Кертом, сдали Хаттабу за некую мзду.



Но 20 лет назад к русским проявлялась агрессия и в Прибалтике, и в Азербайджане. Я автостопом, на автобусах и "газелях" проехал год-два назад Азербайджан и Литву, и никакой агрессии нет там сегодня и в помине, а в Азербайджане вообще настроены очень дружественно. Так что времена меняются, меняются люди, хотя, конечно, в Чечне это происходит не так скоро, как в других пространствах прежнего СССР.

Сегодня Чечня относительно спокойный регион, чего нельзя сказать о соседних Дагестане, Ингушетии и КБР, где тревога незримо присутствует и в поведении людей, и в нервозности полиции.




Так что бояться поездок в Чечню не надо, хотя особенность местного положения, бесспорно, сказывается.




Представляю еще раз участников экспедиции. Все из них являются участниками голодовки. Это Хамзат Даудов, долгие годы занимающийся организацией хаджа, очень жизнерадостный, культурный и образованный человек.




Мила Захарова, именно она, медик по образованию, во время наших протестов, проверяла наше состояние здоровья.



Исключительно спокойный и уравновешенный Ваил Сапаев - чемпион России по рукопашному бою.



Слева от меня - Настя Захарова. Платок использовался только здесь, в парке у центральной мечети.




Оля Захарова, уже без платка.




Ну и я, естественно.

Олег Шеин, Чечня, Грозный

Previous post Next post
Up