Националистический сегмент российского политического спектра время от времени поднимает тему иностранных рабочих, отнимающих хлеб у граждан России. Время от времени это же мнение высказывают и официальные власти. Так, в разгар кризиса в 2009 году В.Путин под аплодисменты «Единой России» заявил, что вдвое уменьшит рабочие квоты для гастрарбайтеров.
Оценим реальный уровень проблемы.
Итак, в России работает примерно 8-9 млн. иностранных рабочих, из них легально, по миграционным картам - около 1,8 млн. чел. По оценкам Федеральной миграционной службы, ежегодно иммигранты перечисляют из России домой около 12 млрд. долларов, а всего зарабатывают 18 млрд. долларов США. Разница в 6 млрд. остается в России - это питание, жилье, транспорт и т.д.
Далее, по оценкам социологов, зарплата иммигрантов меньше, чем российских рабочих на 30%, а в Москве - на 50%. При этом в Москве трудится примерно 1,5 млн. гастрарбайтеров, поэтому за основу следует взять средние цифры именно по России. По оценкам тех же социологов, проводивших специальные исследования, разница в оплате труда объясняется сверхурочными, то есть сверхэксплуатацией иммигрантов. Разницу в производительности труда оценить невозможно, так как специальных исследований никто не проводил. Как бы то ни было, легко посчитать, что труд российских рабочих обошелся бы предпринимателям примерно на 30% дороже, то есть они потратили бы на зарплату не 18 млрд. долларов, а примерно 25 млрд. долларов. Каждый двадцатый иммигрант вообще оказывается обманут и не получает зарплату. С российскими рабочими такие штуки тоже проходят, но гораздо реже, так как им проще обращаться в суды и прокуратуру. Так что добавим на затраты на российских рабочих еще миллиард долларов.
Гораздо больше выгоды бизнес имеет за счет неуплаты налогов. Речь идет о подоходном налоге (13%), и, что еще более важно, Едином социальном налоге (34%). Ведь за гастрарбайтеров не платят в Пенсионный фонд, им не приобретают медицинские страховки. Если бы бизнес нанимал соотечественников, а не иностранцев, ему пришлось бы оплатить примерно 13 млрд. долларов налогов.
Итак: разница по зарплате 7 млрд. долларов, разница по налогам - еще 13 млрд. долларов. Вот из-за этих денег российский капитал и предпочитает нанимать рабочих из Киргизии, Таджикистана, Армении, Украины и других соседних государств. Понятно, что целиком эти деньги капиталу не достаются: ведь экономия на налогов вступает в противоречие с Уголовным Кодексом. Учитывая уровень откатов в современной России и партнерский характер отношений между чиновничеством и капиталом (особенно в строительстве и ЖКХ), корректно допустить, что на взятки идет ровно половина сверхприбыли: то есть 10 млрд. долл. достается чиновникам, а 10 млрд. долл. - предпринимателям.
Много это или мало?
Посмотрим другие цифры. Доля заработной платы в ВВП в развитых странах составляет примерно 50%. ВВП России в 2010 году достиг уровня в 40 трлн. руб. Казалось бы, зарплата должна составлять 20 трлн. руб. - но по оценке Правительства России, она вдвое ниже и равняется 10 трлн. руб. Разница в 10 трлн. руб. - это результат сверхэксплуатации работников в России, оседающий на банковских счетах российских олигархов.
Итак, если бы не было иностранных рабочих, российский работник получил бы на 26 млрд. долларов больше зарплаты - примерно 750 млрд. руб. А если бы российский бизнес умерил бы крокодильи аппетиты до размеров европейского бизнеса, то российский работник получил бы зарплаты больше на 10 трлн. руб. Почувствуйте разницу, что называется.
Понятно, почему российские власти и СМИ регулярно изображают главным виновником безработицы и низкой зарплаты иностранных рабочих - только через ксенофобию и национализм можно отвлечь внимание от главного виновника нищеты: российского чиновника и российского олигарха.