Начало (Оглавление и Введение) тут Автор Степан Степанович Сулакшин - генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.
I. ЗАЧЕМ НУЖНА ИДЕОЛОГИЯ?
Учебники, справочники и энциклопедии разным, иногда удивительным образом раскрывают смысл понятия «идеология».
Кара-Мурза С.Г.«Идеология и мать ее наука», 2002 год: «Идеология - это комплекс идей и концепций, с помощью которых человек понимает общество, социальный порядок, самого себя в обществе и мире». Далее встречаются еще слова «представлений», «пониманий».
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Идеология - это метафизическая философия, принимаемая как учение об идеях».
Статья в журнале «Полис» 1992 года «Идеология как детерминанта политики»: «Идеология - это систематизированная теоретически оформленная совокупность идей».
Учебник философии П.В.Алексеева и А.В.Панина, 2005 год: «Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов. Назначение идеологии в выработке систем ценностей, в обосновании того, что должно быть и чего не должно быть в социальном мире».
Большая советская энциклопедия: «„Идеология“ от „идея“ и „логия“: система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу, к действительности, проблемы и конфликты, содержатся цели и программы социальной деятельности. Идеология всегда отражает классовые интересы».
«Основы идеологии Белорусского государства», Князев С.Н., Решетников С.В., 2004 год: «Идеология государства - это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели, особенности и пути общественного развития».
И ещё несколько определений идеологии:
- систематически искажаемая социально-манипулятивная информация;
- наука о происхождении идей;
- социальные иллюзии, действенно ориентированные применительно к социальной жизни.
Отчего возникла такая множественность определений и терминологический шум вместо договоренности о едином понимании смысла термина? Скорее всего, мы имеем дело с технологией манипуляции сознанием.
Исторически идеология была наукой или системой знаний об идеях. В этом контексте слово «идея» употреблялось как некое обозначение образа сознания относительно сущности мироздания. Дискурс и вызов заключался в вопросе: «Существует ли сущность сама по себе, вне нашего сознания, или она тождественна ему, идее, обозначающей в нашем сознании эти сущности? Развивается ли эта идея только в нашей голове или она существует и развивается в какой-то воображаемой „абсолютной голове“, которую религия и философия определяют по-разному?».
Современное политически актуальное, практически значимое и результативное содержание категории «идеология» раскрывается через понятия ценностей, целей и идеалов. Высший вопрос жизни для человека и для его сообщества заключается в том, насколько он отличается в своей мегаисторической эволюции от своего предтечи-прародителя. Можно обозначить такой параметр эволюции развития человека как его «очеловеченность», оразумленность, отличительность от «нулевого состояния», когда он был еще животным и начал эволюционировать в сторону некоего предела: «человека категориального», «человека настоящего». В религии этот предел определяется так: человек - «по образу и подобию», то есть вводится понятие некоторого целевого, идеального образа. Как чего? Как идеала, некой предельной нормы, сущностной и содержательной, которая отличает человека от животного. Если вдуматься во все обстоятельства жизни человека, становится ясно: нет цели более значимой, чем быть человеком в истинном, абсолютном смысле.
1
В реальной жизни этот тезис сопряжен с огромным множеством вопросов: как поступить в данный момент? Украсть или трудом заработать себе благо? Добить слабого или протянуть ему руку? Накапливать сверх меры или жить неким праведным нестяжательным образом? Любить женщину и рожать детей или получать удовольствие от соития с кем угодно или даже с чем угодно?
Эти вызовы пронизывают всю жизнь. Они проходят сквозь всю материю и пространство жизнеустройства обществ и государств. Ответы на эти вызовы как важные достижения развития социума фиксируются в традициях, устоях, законах государств и обществ. Поэтому неслучайно, что в российской конституции появилась столь ключевая категорическая закладка - запрет на общестрановую идеологию.
Если исходить из самого важного для человеческой жизни и деятельности, то ключевое определение приобретает следующий вид.
Идеология - это собрание высших ценностей-идеалов, формирующее представление о добре и зле, о смысле жизни и мотивирующее человека и общество на намерения и действия. Идеология как собрание ценностей-идеалов, порождает высшие цели человеческой деятельности и действия по их достижению. Без ценностей целей не бывает. Без целей не бывает деятельности.
Государственная общестрановая идеология - это цельное, единое собрание ценностей страны, закрепленное нормативно и сакрально, реализуемое и защищаемое государством, выработанное в общественной практике в идентичной цивилизационной версии.
О НАЗНАЧЕНИИ ИДЕОЛОГИИ
«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация». (Достоевский Ф.М.)
Основной закон предписывает запрет в нашей стране на единое, общее представление о том, что такое идеал, ценности. Но без ценностного, без идеального ни общества, ни государства не бывает. Значит по умолчанию предписано, предложено и внедрено что-то иное. И это явно не высокие человеческие ценности, идеалы и точки стремления, точки, которые формируют целеположенное развитие. Скорее, это то, что пользуется самым большим коммерческим спросом и удовлетворяет по большей части физиологические потребности человека.
Внедрена антиценностная повестка: будьте нелюдьми, не стремитесь к идеалу, не ставьте себе высоких целей, будьте потребителями. Приносите прибыль тому, кто все это придумал - клубу бенефициаров, хозяевам мира, их подносчикам - местным олигархам.
Если в конституции сформулирован запрет на существование единого идеала, выработанного и одобренного обществом, выношенного столетиями предыдущей практики и закрепленного собрания ценностей, то тогда невозможно установить цели развития. Идеал есть ценностное содержание точки, к которой должны развиваясь приближаться не только личность, человек, но и государство. Государственные цели развития должны быть во всех сферах жизни: в экономике, экологии, культуре, здравоохранении, образовании, внешней политике и т. д.
Ценности могут быть только абсолютными. Если, ценности начинают трактоваться релятивично, например, так: «нравственностей» есть много, своя «нравственность» может быть даже у преступника (Кара-Мурза С.Г.), то это будет означать, что уничтожается само понятие целеполагания, абсолютного эволюционного движения человека разумного, одухотворенного от животного к «образу и подобию». Все это релятивизмом уничтожается.
Если абсолютные ценности не заявлены, то нет и качественного содержания точки устремленности, невозможно поставить цели. Сегодня они в России и не ставятся. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно познакомиться с современными российскими политическими документами: основами политик, стратегиями, доктринами, национальными проектами. В них невозможно обнаружить ценностные цели. Получается, что страна живет бесцельно, она не управляется. А поэтому и не развивается, а деградирует.
Подход, говорящий, что идеология - это не собрание ценностей, а собрание представлений о чем-нибудь для чего-нибудь и по какому-нибудь поводу, внедренный в учебники и справочники за 20 лет, адвокатирует закладку в нынешней конституции, девальвируя понятие идеала. Такой подход делает государственное управление, общество в России беспомощным, бессмысленным, а страну - не имеющей своего будущего. Идеология, как понятие, более адекватна, когда его производят не от релятивистского понятия «идея», а от абсолютного понятия - «идеал». Не очень страшно, что тогда хотелось бы написать «идеалогия» или «идеалология». А пишется - «идеология». Понятия с ходом жизни уточняются и как бы вызревают в связи с исторической практикой. Так происходит и в данном случае. Множественность трактовок тяготеет к самой главной, несмотря на то, что слово пишется по-прежнему. Вполне возможно, что написание слова тоже уточнится.
С чем сталкивается человек, человечество на пути к идеалу, высшей ценности и высшему целеполаганию? Кроме движения к образу и подобию, к «очеловеченности» человека и сообщества, возможен и обратный процесс, движение в противоположную сторону. Откаты, падения, расчеловечивание хорошо эксплуатируются обществом потребления и его бенефициарами, и ведут человечество к гибели.
Российский народ уважает и ценит усилия многих поколений предков, создавших страну и тысячу лет сохранявших её и от внешней агрессии, и от внутреннего нестроения. За это время сформировался свой уникальный способ общежития, особый путь к идеалу. Сегодня страна «заболела» и сбилась с пути, потеряв свой ориентир. Именно это событие и состояние закрепила Конституции 1993 года. С этим согласиться невозможно, поэтому и должна вернуться общестрановая идеология, как перечень высших ценностей и идеалов, обеспечивающих установление ценностных целей развития страны. Именно на этом теоретическом базовом понимании родился проект
«Новой конституции России», в который введены категории: «высшие ценности России», «государственная идеология». Их закрепление в обязательных документах - точка борьбы с поражающими общество искушениями и соблазнами. Возможно ли единое представление о наборе высших ценностей для разных народов и в разные исторические времена? Определенно, да.
Дадим категориальные определения трём понятиям - нравственность, мораль, этика - которые очень важны для нашей темы. Их часто смешивают, а делать это нельзя, потому, что между ними существует принципиальная разница.
Нравственность - это характеристика устремлений и деяний человека в направлении того самого идеального предела, к которому можно только стремиться, как говорят физики-математики, асимптотически, все время приближаясь, но не достигая его. В этом глубокий смысл бесконечной эволюции, бесконечного развития и совершенствования в движении к образу и подобию.
Мораль - это исторически конкретные, доступные, воплощенные, достигнутые приближения к идеалу. Мораль вырабатывается общественным либо нормативно-правовым образом и закрепляется. Она закрепляется в традициях, в поведенческих стереотипах, культурных образцах, литературе, искусстве, кинематографе. Эти нормы различны и по исторической и по страновой развертке. То есть мораль - это относительная, доступная и достигнутая на данный конкретный момент времени норма воплощения нравственности.
Этика - это свод правил поведения, реализующих моральные установления.
Человек - единое и целостное явление мироздания. Поэтому набор нравственных идеалов как характеристик человеческой сущности, категориальных признаков для всех абсолютно одинаков! Это ключевой и важнейший принцип. Праведность является абсолютной константой мироздания, такой же как все физические константы.
В работе
«Фундаментальный контекст концепта нравственного государства» вычислено двенадцать ключевых характеристик, ценностей-мотиваторов, которые в совокупности описывают нравственный облик человека и его сообщества. Мы их условно называем «реостатами», на одном полюсе которых идеальная стопроцентная выраженность этих качеств (условно плюс 100 единиц), а на противоположном - абсолютная выраженность антикачества (условно минус 100 единиц). О единицах разговор пошел постольку, поскольку эти характеристики можно измерять, мониторировать в истории и в политической практике государства.
Например, такая сущностная, категориальная характеристика человека как труд - свое благо добывает трудом только человек - одинаково важна для каждого человека любой национальности, любого места проживании на земном шаре. Но есть ведь и отсутствие труда, лень, тунеядство, захребетничество, паразитизм. Или еще хуже, предел в движении «расчеловечивания» на этой реостатной шкале - разбой.
Труд - это способ обеспечить свое право на получение блага для того чтобы жить. Потребность жизни тройственная - для того, чтобы ваша сущность, ваша бытийность продолжалась необходим обмен информацией, энергией, веществом с окружающим миром. Потребность в таком обмене есть всегда, иначе вы исчезаете.
Эту потребность можно обеспечить праведным образом - трудом, а можно тунеядством, рассчитывая на милость, альтруизм, любовь к ближнему. А кто-то обеспечивает эту потребность, убивая, захватывая, отнимая, воруя или высасывая, как Федеральная резервная система со всего мира торговлей необеспеченными бумажками долларами.
Позиция «плюс 100» для каждого человека в каждой точке земного шара одинакова, и это и есть единый набор высших ценностей, но его воплощенность, реализованность в разных странах, в разных цивилизациях в разные времена разная (рис. 1). Поэтому и мораль в разных обществах различна, хотя сама номинация абсолютно одинакова. Предназначение любого человеческого общества - двигаться к нравственному пределу, приближаться к идеалу. Движение в сторону от идеала, соответственно, есть безнравственное.
Рис. 1. Мотивационно-ценностные «реостаты» человека категориального (и их воплощенность в России и США)
Часть 1.2 тут