Оригинал взят у
dfs_76 в
"Лена Голдфилдс": Юкос эпохи СталинаДва года назад российская общественность была потрясена беспрецедентным решением Постоянной палаты третейского суда в Гааге о взыскании с РФ 50 миллиардов долларов компенсации бенефициарам компании "Юкос", процесс банкротство которого арбитраж расценил, как род национализации. Россия обжаловала это решение в окружной суд Гааги, который 20 апреля этого года его отменил, признав, что арбитраж не обладал должной юрисдикцией для его вынесения, бывшие акционеры обжаловали уже это решение в апелляционный суд... в общем процесс идёт.
В связи с этим вспоминается не менее громкая в свое время и чрезвычайно подолжительная (почти четыре десятилетия) судебная тяжба нашего правительства с западными бизнесменами - с британской компанией "Lena Goldfilds Ltd.".
Компания "Лена Голдфилдс" была создана в Лондоне в 1910 году группой бизнесенов российского происхождения во главе с банкиром Горацием Гинцбургом и бывшим министром торговли и промышленности Василием Тимирязевым (племянником знаменитого биолога). Среди акционеров компании называли высокопоставленных российских сановников и даже членов императорской семьи. Неудивительно, что дела компании и ее российской дочки "Лензолото" пошли в гору, и ими быстро была монополизирована золотодобыча в Ленском золотопромышленном районе. Компания быстро заслужила дурную славу самым бесцеремонным отношением к своим рабочим (зарплаты платили мизерные, и те задерживали, в продуктовых лавках предприятия - а никаких других торговых объектов в приисковых поселках не было - торговали субпродуктами и т.д.) и жестоким подавлением актов недовольства (печально знаменитый Ленский расстрел 1912 года).
Акция компании "Лена Голдфилдс"
В гражданскую войну у ленских золотопромышленников сложились довольно дружеские взаимоотношения с колчаковским правительством, но Колчака как известно красные разбили и прииски национализировали - "Лензолото" стало государственным трестом. Однако наладить работу приисков у товарищей не получалось - не хватало знаний, опыта, а главное средств, с которыми у разоренной гражданской войной страны была беда. Помаявшись немного, отчаянно нуждавшееся в деньгах советское правительство решило обратиться к старым хозяевам: в ноябре 1925 года "железный Феликс" Дзержинский, возглавлявший тогда Высший совет народного хозяйства, и замнаркома иностранных дел Максим Литвинов подписали с руководством "Лена Голдфилдс" соглашение, по которому ленские прииски снова отдавались этой конторе в концессию сроком на 30 лет. Условия контракта были не самые выгодные для СССР - более 90% добытого драгметалла компания оставляла себе. Но он содержал весьма примечательный пункт: если добыча падала ниже определенного уровня, советское правительство было вправе прииски конфисковать - мол, знаем мы вас, капиталистов, сливки снимете и разбежитесь, а нам смотри на вашу бездействующую собственность!". "Ну да, справедливо", согласились те, и подписались под это.
Ну а в 1929 году на ленских приисках вспыхнула забастовка рабочих. Добыча уплала, и советское правительство в полном соответствии с условиями соглашения промышленную собственность компании конфисковало. Обстоятельства этой истории подробно, хоть и тенденциозно,
описывал в своих знаменитых мемуарах бежавший на запад сталинский секретарь Борис Бажанов.
Однако золотопромышленники не собирались просто так сдаваться. По условиям концессионного соглашения противоречия сторон должны были разбираться специальной арбитражной комиссией из лиц, выбранных каждой из сторон. Такую комссию предложили собрать акционеры "Лены Голдфилдс", назвали имена своих представителей в ней - немецкого профессора и английского юриста - и предложили советской стороне назвать своих. На это советское правительство заявило, что концессионное соглашение аннулировано во всём его объёме, включая условие об арбитраже, поэтому никакого арбитража быть не может.
"- Ну и прекрасно!" - ответили коварные капиталисты, назначенные ими представители рассмотрели дело без представителей советских и в сентябре 1930 года вынесли решение взыскать с СССР в пользу бенефициаров "Лены Голдфилдс" 13 миллионов фунтов стерлингов или 65 миллионов долларов (при том, что прямые убытки акционеров были оценены примерно в 20 млн. долларов, остальное - упущенная выгода). В тогдашнем масштабе цен сумма была сопоставима с нынешней юкосовской - во всяком случае в британской прессе решение называли "ужасным".
Естественно советское правительство заявило, что знать не знает никакого арбитража и его решения не признаёт. Но призает его советское правительство или нет - оно есть, а в Британии и Европах исстари чтут принцип обязательности судебных решений (особенно тех, которые их самих не обременяют). А бизнес в странах запада у СССР уже тогда был немаленький: в Англии действовала учрежденная в 1922 году компания "АРКОС" ("Всероссийское кооперативное общество"), ведшая там по поручению советских хозяйственных органов экспортно-импортные операции, аналогичные внешнеторговые бизнес-структуры создавались в других странах - теперь над их имуществом нависла угроза взысканий. В общем в советском руководстве понимали, что какую-то сумму заплатить надо. Сумма эта конечно не непомерные 65 миллионов долларов, но, как говорил герой Островского, "однако же не полугривенник". В "Лене Голдфилдс" тоже понимали, что взыскать эти 65 миллионов будет проблематично (да они видимо и нарезали ее по принципу "Должны миллион? Требуй десять, и наверняка получишь два!"), в общем почва для переговоров была.
После долгих препирательств 4 ноября 1934 года стороны заключили мировое соглашение, по которому договор 1925 года окончательно аннулировался, имущество "Лена Голдфилдс" на территории СССР оставалось в советской собственности, а советская сторона выплачивала акционерам компании отсутпное в размере 3 миллионов фунтов - с рассрочкой на 20 лет и без начисления процентов.
Но на этом точка в деле поставлена не была. В 1940 году в состав СССР, как известно, вошли государства Прибалтики. Великобритания их присоеднинение не призала и задержала принадлежавшее этим странам золото и другие активы, размещенные в британских банках. Тогда же советское руководство аннулировало соглашение 1934 года и прекратило выплаты по нему. Были ли эти решения британского и советского правительства взаимосвязанными, я не знаю, но дальнейшая судьба прибалтийского золота и ленского долга оказалась увязанной: поскольку британское правительство не собиралось возвращать это золото СССР, а акционеры "Лены Голдфилдс" и их наследники - от причитавшихся им денег, то на каком-то этапе родилась идея первым заплатить за второе. И 5 января 1968 года лейбористское правительство Гарольда Уилсона заключило с СССР следующий договор:
СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЕДИНЕННОГО
КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ
ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ ВЗАИМНЫХ ФИНАНСОВЫХ
И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРЕТЕНЗИЙ
(Лондон, 5 января 1968 года)
Статья 1
Правительство Соединенного Королевства ни от своего имени, ни от имени своих физических и юридических лиц не будет предъявлять Правительству Союза Советских Социалистических Республик и поддерживать возникшие после 1 января 1939 года претензии, которые были предметом переговоров между двумя Сторонами в течение 1959 - 1967 гг.:
а) в отношении принадлежавших Правительству или гражданам Соединенного Королевства имущества, прав и банковских, коммерческих и финансовых требований, включая затронутые мерами по национализации или другими мерами, в Латвийской, Литовской и Эстонской Советских Социалистических Республиках и в западных областях Украинской, Молдавской и Белорусской Советских Социалистических Республик и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а также в отношении облигаций, принадлежавших гражданам Соединенного Королевства;
б) в отношении расчетов, связанных с морскими перевозками грузов, в соответствии с Соглашением об оплате расходов по судоходству и фрахту между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства от 22 июня 1942 года.
Статья 2
Правительство Союза Советских Социалистических Республик ни от своего имени, ни от имени своих физических и юридических лиц не будет предъявлять Правительству Соединенного Королевства и поддерживать возникшие после 1 января 1939 года претензии, которые были предметом переговоров между двумя Сторонами в течение 1959 - 1967 гг.:
а) в отношении находящихся на территории Соединенного Королевства имущества и других активов (включая счета в банках, задержанные английскими властями суда, банковские, коммерческие и финансовые требования), принадлежавших физическим и юридическим лицам Латвии, Литвы и Эстонии, а также западных областей Украинской, Молдавской и Белорусской Советских Социалистических Республик и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
б) в отношении хранящегося в Банке Англии золота бывших центральных банков Латвии, Литвы и Эстонии, передача которого Государственному банку Союза Советских Социалистических Республик была задержана Правительством Соединенного Королевства.
Статья 3
Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Соединенного Королевства несут исключительную ответственность за урегулирование претензий и распределение среди физических и юридических лиц - граждан своих государств остающихся в каждом государстве активов, вопрос о которых урегулирован настоящим Соглашением.
Статья 4
Правительство Соединенного Королевства берет далее на себя обязательство, что за счет активов, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, оно осуществит урегулирование, наряду с другими претензиями, претензий держателей невыкупленных обязательств, выданных Правительством Союза Советских Социалистических Республик английским акционерным обществам "Тетюхе майнинг корпорейшн" и "Лена голдфилдс лимитед" в Лондоне, независимо от гражданства таких держателей.
Статья 5
1. Правительство Соединенного Королевства за счет активов, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, произведет согласованный платеж 500 000 ф. ст. Правительству Союза Советских Социалистических Республик путем зачисления 12 января 1968 года суммы 500 000 ф. ст. на специальный счет в Банке Англии на имя Государственного банка Союза Советских Социалистических Республик. Эта сумма будет использована на оплату потребительских товаров английского производства, которые будут закуплены Советским Союзом в Соединенном Королевстве. Эти закупки будут дополнять, а не заменять закупки, производимые в соответствии со статьей 4 действующего Пятилетнего Соглашения о товарообороте между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенным Королевством.
2. Советские внешнеторговые организации заключат по своему выбору и на нормальных коммерческих условиях с соответствующими компаниями или лицами, находящимися и ведущими дела в Соединенном Королевстве, контракты на поставку в Советский Союз обуви, трикотажных изделий, шерстяных тканей и других потребительских товаров.
3. Торговое представительство Советского Союза в Соединенном Королевстве будет извещать Министерство торговли Соединенного Королевства о каждом контракте, оплата по которому будет осуществляться с упомянутого в пункте 1 настоящей статьи специального счета. Банк Англии будет производить соответствующий платеж по получении сообщения Министерства торговли Соединенного Королевства о том, что контракт соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи. Министерство торговли направляет такое сообщение Банку Англии в течение 10 дней со дня получения извещения Торгового представительства Советского Союза о контракте. Платежи, которые будут производиться со специального счета, не будут включать стоимость фрахта и страхования.
4. Технические условия открытия и функционирования специального счета будут согласованы между Государственным банком Союза Советских Социалистических Республик и Банком Англии.
Соглашение это было названо противниками Уилсона «одной из наиболее грязных мелких афер, которые когда-либо устроенных британским правительством». Действительно ситуация для британского правительства была весьма двусмысленной. Оно обязалось выплатить компенсацию одному отдельно взятому хозяйствующему субъекту, пострадавшему от национализации, поставив его тем самым в предпочтительное положение перед другими подобными - и при этом делало это чужими деньгами (ведь по официальной тогдашней британской позиции прибалтийские государства оставались самостоятельными субъектами международных отношений, суверенными государствами)!
Гарольд Уилсон, премьер-министр Великобритании в 60-е гг.
Тем не менее соглашение вступило в силу, и почти сорокалетняя тяжба советского государства с английскими золотопромышленниками закончилась.
P.S. В качестве дополнения:
соглашения, которыми были урегулированы вопросы царских долгов Франции.