22.05.2013 г. судья Ленинского райсуда г. Луганска А. С. Либстер вынес постановление: «Признать незаконными действия прокуратуры Ленинского района г. Луганска, которые состоят в отсутствии надлежащей проверки заявления Перетяки О.П. о совершении преступления главным врачом 7-й городской больницы г. Луганска, Мищенко М.В., предусмотренного ст. 383 УК Украины, начиная с 21.01.2011 года по 07.12.2012 года». Постановление вступило в силу. Не часто можно увидеть решения местных судов, которые обвиняют в бездеятельности органы милиции или прокуратуры. Прокомментировать такое судебное решение наш корреспондент обратился к известному луганскому журналисту Олегу Перетяке, который инициировал рассмотрение этого вопроса.
- Олег Павлович, в чем была суть Вашего обращения в районный суд?
- В 2010 году я проводил
журналистское расследование о коррупционных действиях должностных лиц Луганского горсовета, которые, использовали служебное положение в интересах конкретных частных медицинских фирм. Эти предприятия арендовали в 7 городской больнице более 1000 кв.м и напрямую были связаны с врачом-предпринимателем Михаилом Мищенко. В ноябре 2010 г. последнего городской голова С. И. Кравченко назначил главным врачом 7-й больницы. После своего назначения М. В. Мищенко обратился в милицию с заявлением принять ко мне меры, т.к., по его мнению, клеветническими статьями «дестабилизирую» работу бюджетных и частных лечебных учреждений. В качестве аргумента он заявил, что за полгода до своего обращения в правоохранительные органы журналист вымогал деньги у него на бизнес-поездку в США и угрожал предметом, «похожим на пистолет». Чтобы защитить свою репутацию, как журналист и гражданин обратился в милицию с требованием привлечь М. В. Мищенко к уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение (ст.383 УК Украины).
А причем тогда «незаконные действия» районной прокуратуры?
- На протяжении почти 2 лет несколько работников прокуратуры «рассматривали» мое заявление о преступлении, на мой взгляд, главного врача 7-й горбольницы. При этом многократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении М. В. Мищенко, которые
отменялись судьями Ленинского районного суда г. Луганска. По мнению суда, прокуроры Ленинской районной прокуратуры г. Луганска проводили следственные действия формально, без полной и всесторонней проверки обстоятельств дела. В мае 2012 года судья Ленинского райсуда г. Луганска В. И. Луганский
признал действия районной прокуратуры незаконными при рассмотрении моего заявления. После апелляционного обжалования в мае 2013 г. судья этого же суда А. С. Либстер повторно признал действия прокуратуры Ленинского района г. Луганска незаконными.
Получается так, что орган, который осуществляет надзор за соблюдением законов, сам нарушает законы?
- А что, Вас это удивляет? В нашей стране, лидере в Европе по коррупции, такая ситуация - обычное явление. Законодатели принимают законы для других, а не для себя; чиновники не служат гражданам, а унижают их; правоохранители не охраняют права, а пренебрегают ими. И этот перечень абсурда можно продолжать еще долго.
Тогда зачем было обращаться в суд с жалобой на прокуратуру?
- Для того, чтобы подтвердить очевидное и сделать этот факт публичным. Теперь, когда есть решение суда о незаконных действиях прокурорских работников, у меня появилось законное основание обратиться к вышестоящему руководству о привлечении их к ответственности. Если бы так поступали другие граждане, то прокуратура выполняла бы свои функции лучше, не «тянула резину», а рассматривала заявления граждан по существу и привлекала бы нарушителей закона к ответственности. Людям нужно знать свои права и не давать другим их нарушать. Следует менять нашу психологию: мы не должны безропотно за счет своих налогов лишь содержать армию государственных служащих, но и должны спрашивать с них за исполнение предписанных Законом обязанностей.
А какая перспектива у заявления о преступлении главного врача?
- Мое заявление 2,5-летней давности внесено в Единый реестр досудебных расследований, теперь им занимаются следственные органы. Будем надеяться, что они объективно разберутся в этом деле. Теперь после вынесенного судебного решения по работникам прокуратуры, надеюсь, новые следователи будут профессионально и объективно рассматривать заявление о преступлении медицинского чиновника.
Беседовал Константин Кисарин, «ОстроВ»