Этот ледокол - самый крупный, мощный и современный из всех существующих. Вышедший из ворот Балтийского завода в 2007 году, «50 лет Победы» стал флагманом атомного ледокольного флота России. Мы застали его дома, в Мурманске, прямо перед его уходом в очередной рейс
Впрочем, история этого гиганта началась задолго до 2007 года. Атомоход был заложен 4 октября 1989 года, сразу после спуска на воду его предшественника - «Ямала» - на Балтийском заводе в Ленинграде. Атомоходу при рождении было дано имя «Урал». И несмотря на то, что обычно в СССР атомоходы полностью сдавали за два-три года, «Уралу» только для спуска на воду понадобилось четыре. 29 декабря 1993 года ледокол был спущен на воду, но из-за отсутствия финансирования его строительство было надолго приостановлено, и огромное судно так и слояло у причала, готовое лишь наполовину. В 1995 году в честь юбилея, ледокол был переименован в «50 лет Победы», хотя на тот момент его название не играло никакой роли.
За долгие годы бесполезного простоя судно несколько раз буквально чудом избежало утилизации. Строительство атомного ледокола было продолжено в 2003 году, после того, как было принято решение на самом высоком уровне, и на достройку атомохода были выделены средства из бюджета.
В феврале 2007 года предприятие завершило швартовые испытания «50 лет Победы», и был впервые запущен атомный реактор судна. Из акватории Невы ледокол вышел с помощью буксиров, загрузил в морском порту Санкт-Петербурга запасы топлива, воды и провизии, и отправился своим ходом в Балтийское море на ходовые испытания. В течение двух недель судно испытывали на скорость и маневренность, тестировали работу энергетических установок и других устройств и механизмов ледокола. 17 февраля государственные ходовые испытания успешно завершились. Ледокол показал высокую маневренность, надежность и максимальную скорость 21,4 узла.
2 апреля 2007 года атомоход покинул Балтийский завод и 11 апреля 2007 года пришёл в постоянный порт приписки Мурманск, где и началась его полная приключений самостоятельная арктическая жизнь.
Ледокол представляет собой глубоко модернизированный проект второй серии атомных ледоколов
типа «Арктика». «50 лет Победы» - проект во многом экспериментальный. Впервые применена ложкообразная форма носовой оконечности, доказавшая свою эффективность при эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки. Создан также экологический отсек, оснащенный новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности и отходов судна.
Ну что мы вокруг да около... Пора подняться на борт!
При входе нас встречает небольшой холл с «лобби». На стене карта-панно, показывающая основной ареал обитания судна.
Памятная табличка, привет от питерских судостроителей.
Не теряя времени, мы оставляем верхнюю одежду, и буквально через несколько минут оказываемся в главном месте любого парохода: на мостике!
Из этого светлого просторного зала производится управление огромным судном. Стул на подиуме в середине - пост рулевого. Если обратите внимание, из его пульта торчит небольшой такой железный руль. Вот это штурвал и есть. Им всё судно и рулится :)
Вообще, непосредственно управлением судном в плавании заняты всего трое: рулевой, старший вахты, и вахтенный помощник. Вахта длится 4 часа, потом меняются. Но на мостике работают и другие люди - штурман, свзясты и т.д. Радиорубка, кстати, сразу за мостиком, только окон там нет. Ночью на мостике свет выключен, чтобы было видно что снаружи. А если нужно посмотреть карты, сделать записи в журнал - отгораживаются специальной ширмой и там включают рабочее освещение (см. занавесочки чуть далее поста рулевого).
О работе на ледоколе «50 лет Победы» нам рассказывает капитан ледокола Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l Между прочим, капитан и сам - активный блогер, постоянно ведёт ЖЖ и Facebook. В его журнале не только записки из путешествий и ежедневные судовые заметки, но и масса информации о ледокольном флоте, работе в океане и арктических экспедициях. Всем рекомендую!
Это что-то наподобие РУДов на самолёте, тут это почему-то называют «телеграф». В общем, этими рычагами управляют вращением винтов, естественно, всеми тремя - раздельно. Управление электродистанционное (как и штурвал), у нас это называется «Fly by Wire». Но рычаги синхронизированы с другими постами. На мостике их три, все рычаги связаны и двигаются одновременно.
Перевод винтов из «Полный вперед» до «Полный назад» (реверсирование) занимает всего 11 секунд. Ледокол рубит лёд как ходом вперед, так и назад. Иногда льды рубят винтами, всё зависит от конкретной обстановки.
Капитан не только знает всё о судне, которым руководит, но и умеет увлекательно и красиво рассказывать.
Обычно капитан, находясь на мостике, сидит в правом «крыле».
Это чтобы всем было сразу понятно, чьё кресло :)
Место рулевого. Внизу как раз «руль» судна. Рулить можно сидя.
Окей, окей! Не будем!
Из показаний мы убеждаемся, что никуда не плывём. Но стоим гордо по курсу 179,5.
Пост старшего вахты (левое крыло мостика)
Капитан и вся команда очень уважают закон о курении, но в море слово капитана - закон. И если он курить разрешил, значит в данный момент тут курить можно :)
Но как я понял, Дмитрий Викторович предпочитает курить трубки.
Этот монитор показывает ледовую обстановку вокруг ледокола. Что-то вроде метеолокатора на самолёте.
Но, со слов капитана, не всегда его показаниям можно доверять на все 100. Важен опыт, да и за окно смотреть тоже надо.
Но тем не менее, точность прибора такова, что видно и мишек, и живность поменьше: всяких там котиков тоже отлично видно на мониторе.
Атомоход ни разу за все рейсы никого из живности не задавил. Но случаи были всякие: давали «полный назад», отгоняли живность, иногда отворачивали судно.
Пост связи. Официальный позывной ледокола «50 лет Победы»: Uniform Golf Yankee Uniform.
Судно оборудовано всеми мыслимыми средствами связи: телеграф, факс, телефон, спутниковый интернет, инмарсат, иридиум и т.д. и т.п.
Радиорубка занимает пару немаленьких комнат.
Под мостиком ниже этажом находится бар (у меня за спиной осталась барная стойка) со смотровой площадкой для туристов или свободных от вахты членов экипажа.
Во время рейсов для туристов предлагаются коктейли, напитки и всё, что бывает в обычном баре :)
Можно наслаждаться морскими пейзажами и смотеть, как ледокол крошит льды. А пока что можно насладиться зрелищем, от которого в открытом море, пожалуй, Кондратий обнимет: прямо напротив стоит тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Вот он, красавец.
На сегодня, это единственный большой авианосец в составе Военно-Морского флота Российской Федерации. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка. Сейчас проходит плановый ремонт в Мурманске.
Ну а мы идём дальше.
Обеденный зал.
Все столы на судне по очевидным причинам, оборудованы небольшими бортиками.
Есть своеобразный «конференц-зал», или место для официальных встреч и переговоров. Тут, между прочим, и Путин бывал.
Так выглядит рабочий кабинет старшего помощника. Вообще, интерьеры ледокола не блещют особой изысканностью отделки. Всё просто, функционально. Изысканный шик - на ледоколе «Ленин», что стоит в мурманском порту в качестве музея, вот там - интерьеры! Но там музей, а тут люди работают.
Спускаемся в машинное отделение
Как я ни старался, естественно, название и назначение всех агрегатов зафиксировать я не сумел. И тут меня подвела камера: японская техника, к сожалению, не так надёжна как русский ледокол, и почувствовав свою слабость, она просто стала отключаться и после каждого кадра сбрасываться в заводские "дефолты".
Из важного: судно обладает своим опреснительным оборудованием, благодаря чему совершенно не зависит от запасов пресной воды. Каждый день можно производить до 120 кубометров дистилированной чистой воды. Половина идёт на технические нужды, половина искуственно готовится до питьевой (путём подмешивания состава минеральных солей и т.д., чтобы воду было приятно пить и вообще). Таким образом, на судне никто не ограничивает пассажиров в потреблении воды.
Также, в судно встроен «экологический блок», полностью перерабатывающий все отходы судна. Поскольку ледокол проходит через особо охраняемые акватории, всё что выходит за пределы борта - чистая вода! За этим строго следят международные организации, и на судне тоже к этому серьезно относятся, поэтому «50 лет Победы» обеспечивает нулевой выброс.
Генераторы.
Когда атомные реакторы заглушены (в порту, или в случае неполадок), судно не остаётся без энергии. Оно оборудовано несколькими дизельными генераторами и несёт большой запас топлива. Помимо электричества для работы всех систем и освещения, в случае отказа реакторов, судно сможет даже двигаться за счёт дизелей.
Ну а вообще, атомный ледокол можно со всей справедливостью назвать пароходом! Потому что работает он на пару.
Атомный реактор нагревает «грязную» воду, та через теплообменник передаёт тепло «чистой» воде, она превращается в перегретый пар, который крутит турбины. Турбины крутят генераторы, которые вырабатывают электричество. И оно, помимо прочего, идёт на электродвигатели, которые крутят гребные винты. На судне стоят два атомных реактора, общая мощность силовой установки: 75 000 л.с.
Для нормальной работы судну достаточно энергии и от одного реактора, но во время рейса всегда работают оба реактора, примерно на 40% мощности каждый. Запаса топлива (а это Уран 235) хватает на 4-6 лет, после чего требуется перезарядка в Мурманске.
Это вал гребного винта. Его крутит огромный электродвигатель. Всё это находится внизу, ниже ватерлинии. В этих залах шумно и жарко, хотя во время рейса жары, говорят, нет - работает принудительное охлаждение.
Вообще, находиться внутри технических залов атомного ледокола - удивительно, и нужно сказать, тут очень уютно.
Огромные объемы начинены сложным оборудованием, повсюду - какая-то электромеханическая жизнь, тысячи указателей, индикаторов, вентилей и рубильников. Деловито снуют люди в униформе. Везде очень чисто, всё аккуратно подписано.
Кстати, на ледоколе имеется своя ремонтная мастерская с полным набором металлообрабатывающих станков, столяркой и т.д. Однажды сломался прилетевший вертолёт. Какая-то втулка "полетела", в общем нужно было ждать с "земли" следущий подвоз, и это ломало очень много планов. Ребята демонтировали деталь, сняли размеры, сделали чертежи, и выточили точно такую же прямо на корабле. Вертолёт улетел сам!
На судне есть оборудованный фитнес-зал, зал для волейбола, сауны и даже небольшой бассейн!
Во время плавания народ спорит: одним хочется после сауны прыгнуть в ледяной бассейн, другим - искупаться в тёплой воде. Приходится чередовать.
Вода в бассейн берётся прямо из океана, но её можно подогреть до заданной температуры.
Капитан шутит: «вы не смотрите, что бассейн маленький, в нём можно и 5, и 10, и 20 километров проплыть.... Как? Да просто - держитесь за бортик, и плывёте. На 20 узлах это не займёт много времени!»
А вот и "алтарь" атомного судна: зал уплавнения реакторами. В принципе, это обыкновенная АЭС, только небольшая.
Кстати, реакторный зал мы тоже видели. Через иллюминаторы с толстыми многослойными стёклами. Вот только попросили не фотографировать.
Но там были люди в белых комбинезонах и противогазах, как раз шёл запуск второго реактора.
Понятия не имею, что это за пульт. Мне более-менее знаком только чехол с надписью "Fluke" :)
Но в этом зале таких пультов много, некоторые из них тоже просили не снимать.
На пароходе во многих местах можно встретить подробную схему судна в разрезе. Тут она, к тому же, цветная.
Голубым обозначены балластные отсеки, куда можно закачать воду, и быстро перекачивать её кормы на нос и обратно. Это необходимо, если ледокол застрянет во льдах. Тогда перекачиванием балласта судно "раскачивают" как застрявший в бревне топор, и оно освобождается из ледяных оков. Но пока что таких случаев не было :)
Толщина стали в местах, где корпус ломает лёд - примерно 5 см, по бокам чуть меньше. Но у судна два корпуса: один вложен в другой, как две глубокие тарелки, и между ними имеется просвет. Это сделано на случай пробоя внешнего корпуса: даже если будет сильная пробоина, судну ничего не грозит. По расчётам, ледокол способен ломать лёд толщиной до 2,8 м (представьте себе толщу льда от пола до потолка, и еще немного!). Но по словам капитана, в арктике нет льда, через который они не могли бы пройти.
После внутренних помещений выбираемся на свежий морозный воздух Кольского залива. Верхняя палуба.
Иллюминаторы мостика снаружи
В отличие от самолётов, судовые «черные ящики» располагают снаружи, на виду.
А вот это - крышка отсека реактора. Вообще, отсек бронирован так, что выдерживает столкновение с другим судном, прямое попадание торпеды, и прочие воздействия. То бишь, защита расчитана на любое воздействие, которое только можно представить. Разумеется, радиационный фон постоянно замеряется, но он не выше обычного фона на улице.
Бывает, лопасти гребных винтов ломаются. На этот случай есть запасные. Лопасти остро заточены (я попробовал: реально острая кромка! Палец, конечно, не обрежешь, но кромка точно меньше 0,5 мм). Ну так вот, лебёдкой лопасть опускается за корму, а там её водолазы меняют. Невозможно представить как это делают в реальности, но иногда это делается.
Помимо шлюпок, сейчас есть такие средства спасения. Попадая в воду, этот цилиндр откывается. Там большая надувная лодка, и запас средств выживания на несколько дней.
В случае аварии главное - никуда не плыть! Вас будут искать именно в месте аварии. А поплывёте в поисках берега, скорее всего сгинете, и спасатели вас не найдут. Впрочем, в этом цилиндре есть и радиобуй, передающий сигналы.
Вертолётная площадка.
Судно способно принимать Ми-8 и все меньшие типы вертолётов. Также, на судне имеется свой внушительный запас авиационного топлива.
Посадка вертолёта на ледокол не является чем-то экстраординарным, обычное дело. Вертолёты используются для ледовой разведки и для подвоза необходимого оборудования, деталей и т.д.
Пока ледокол стоит в порту, члены экипажа пользуются обычным мобильным интернетом :) Не сочтите за рекламу, сам я предпочитаю другого оператора.
А вот зачем диск я не знаю ))) наверное, так ловит лучше.
Вот таков он, самый крупный в мире атомный ледокол «50 лет Победы».
Он открыл нам лишь малую часть своих тайн... Чтобы узнать больше, нужно идти на нём в рейс, и я настроен однажды это сделать!
Путешествие на северный полюс доступно всем желающим, но недёшево: на сегодня это стоит около 30 тысяч долларов. В цену входит проживание в каютах, питание, и всякие развлечения, но не входит бар :)
Посетить «50 лет Победы» в порту почти невозможно. Экскурсий не проводится. Но бывают «дни открытых дверей» в
Атомфлоте, нужно подать коллективную заявку и мониторить их сайт и соцсети.
А если хочется всё же попасть на настоящий атомный ледокол, в порту Мурманска открыто посещение ледокола «Ленин». Это первый в мире ледокол с атомной силовой установкой, сейчас он превращён в музей, но вся обстановка и оборудование сохранены в первозданном виде! Там очень красивые интерьеры и интересные детали. Но это уже предмет отдельного рассказа.
Наши партнеры:
Снято на
SONY a6000 Также смотрите и читайте об этом путешествии во всех соцсетях по тегам #нашмуртур и #карелиямурманск, а также у
aviator_ru,
fotografersha,
m_maluev и
disp_dme Не забудьте меня
зафрендить , если ещё этого не сделали :)