Продолжение. Начало см. здесь:
Часть 1.
Часть 2.
В начале 1984 года у группы "Цитадель" обновился состав - нужно было занять вакантные места ушедших на преддипломную практику. Место "фронтмена" группы занял Сергей Логачев, за барабаны сел Михаил Коваленко, а за пульт звукооператора - Владимир Максимов.
Новые участники "Цитадели": Михаил Коваленко - ударные, Сергей Логачев - вокал
Изменило ли это наш стиль ? Изменило, но не сразу. Для начала нам пришлось в авральном порядке за три репетиции делать программу для выступления на избирательном участке в корпусе Р - кое-что из старого репертуара и несколько песен "Круиза", "Альфы" и "Динамика". Сразу проявились слабые и сильные стороны новых музыкантов. Барабанщик был в общем-то не очень: "Студенческую весну" и небольшие выступления в сборных программах - потянет, а большой и разнообразный концерт - вряд ли. Зато Сергей Логачев как вокалист оказался на высоте. Он мог спеть все что угодно - от незатейливой бардовской песенки до репертуара Фредди Меркури. Все было при нем - и диапазон, и харизма, и юмор. Один только был минус - Сергей не запоминал тексты песен. Он мог спеть "по-английски", "по-итальянски", не зная настоящих слов - звукоподражанием. C русским текстом, естественно, такая штука не проходила. Поэтому Сергей не мог выходить на сцену без шпаргалки. Мы нашли довольно изящный выход - пюпитр с лампочкой на микрофонную стойку. А еще Сергей внес свежую струю в само настроение и стилистику "Цитадели" - уйти от пафосного "политического рока",
легче относиться к своему творчеству, быть веселее, непосредственнее, а значит - ближе к народу. У него был совсем иной сценический драйв, нежели у Семенцова и Ранталы.
Заболотский и Волк его поняли и поддержали, а я в силу своей идеологической замороченности и чересчур серьезного отношения к музыке - нет. Я пропустил и не понял "новую волну" - я не слышал "U-2", "Police" и "Eurythmics", испытывал отвращение к панк-року (ни разу его толком не послушав), считал пошлятиной "Примус", а Майка Науменко -эпатажным панком... Не понравилась мне и песня Сергея Логачева и Дмитрия Воронцова "Разве свиньи могут летать". Hо остальным музыкантам понравилась - и я "подчинился большинству"... А ведь именно эта песня стала визитной карточкой "Цитадели", а не "политический рок" !...
[
Разве свиньи могут летать. Запись 1984 г ]
Впрочем, на "Студенческую весну-84" все равно нужно было делать программу в прежней концепции - "Штрихи эпохи -III". И все это понимали. А программа была такая:
[
Я услышал вчера по радио... Запись 1984 г ]
[ Мистер Сумасшедший ] - песенка о Рейгане, я не буду ее выкладывать
[
Детская песенка. Запись 1984 г ] - эта песня на стихи Гюнтера Грасса актуальна и по сей день - я бы посвятил ее "нашистам"...
Тексты первых двух песен я написал сам. Ведь Сергей Кушнарев ушел в армию (хотя я сомневаюсь, что он написал бы такие же "идейно-политические" стихи, как пару лет назад!..).
Выступление "Цитадели" на "Студенческой весне-84" прошло хорошо. Нам вручили грамоту Горкома ВЛКСМ "За пропаганду политической песни". Хотя наш факультет (РТФ) и не занял призового места...
В апреле приехали после практики Е.Столярчук, Л.Самсонов и А.Семенцов. Решено было провести еще один большой авторский концерт старым составом в актовом зале института. При этом основным вокалистом был Семенцов, дополнителным (на несколько песен) - Сергей Логачев.
Концерт состоялся 21 апреля 1984 года.
Стильно одели меня "коллеги": джинсы и кепка - не мои
Был аншлаг - так же как и в первый раз. Запомнился эпизод с запуском воздушных шаров со сцены: "Так летите же, свиньи, летите..." На некоторых шарах фламастером был нарисован пятачок, глаза и уши:
Фотографии, отражающие обстановку на том концерте, есть вот на этом сайте (фотограф - Олег Щелоков) :
http://citadel84.narod.ru
Надо сказать, что помимо авторской программы у "Цитадели" была программа танцевальная, весьма расширенная благодаря упомянутым выше способностям Сергея Логачева. Мы играли песни и популярных итальянцев, и классические рок-н-роллы, и всякую "актуальную" попсу типа "Абракадабры" (Steve Miller Band). Имея такой багаж, мы вполне могли давать коммерческие концерты, и первый такой концерт состоялся в июне 1984 года на выпускном вечере в школе N17. Дело несколько осложняло то, что барабанщиком был Миша Коваленко, не готовый играть большую программу и не репетировавший все песни. Пару рок-н-роллов сыграл с нами местный учитель - Вова Люльчук. Но на основную часть программы все-же пришел Лев Самсонов - не совсем трезвый после институтского выпускного вечера, но тем не менее сыгравший так как надо...
Участники старого состава "Цитадели" оставались в городе до конца июля, и группа воспользовалась этим по полной программе. Мы продолжали репетировать - сделали даже несколько новых песен, чтобы записать еще один альбом. При этом место Семенцова занял Логачев (с соответствующим уклоном в репертуаре). Правда из каморки за актовым залом нас выселили в подвал Общежития N8 - администрация института решила провести ремонт зала... Hо больших неудобств мы не испытали - скорее наоборот, репетировать в прохладном подвале, когда на улице +32 - это кайф. Альбом мы так и назвали - "Музыкальный подвал". Все записи, датированные 1984 годом - с него. Вот примерно так он и записывался:
А вот пара песен с него:
[
Маленькое деревце. Запись 1984 г ]
[
Солнечный свет. Запись 1984 г ] - автор и исполнитель Эдуард Рантала
И вообще все, что у нас датировано 1984 годом - записано там, в "Музыкальном подвале", в том числе и версии старых песен.
А последним живым выступлением старого состава "Цитадели" был концерт 7 июля 1984г. в селе Сергеиха Камешковского района - мы поехали туда по приглашению комиссаров работавших там стройотрядов. Кстати, басовый монстр "ББК" был располовинен - огромная колонка не влезала в двери большинства моделей автобусов. В результате получилась колонка вдвое меньшего объема, но со встречно-параллельными динамиками и фазоинвертором...
Вот так и закончил свою деятельность старый состав "Цитадели"... А новому составу оставался впереди еще целый год, и неслабые передряги в отношениях с властями...
В августе Алексей Семенцов позвал меня в группу "Аттракцион" - на танцплощадку в парк Пушкина. Он там подрабатывал звукооператором. "Аттракцион" - остатки знаменитой в городе "Аристоны" - лишился клавишника (Александр Снежин уехал учиться в Москву), и на вакантное место пригласили меня.
Группа "Аттракцион" 1984 г. (г. Владимир, парк Пушкина): Олег Дунаев - клавиши, Алексей Бартенев - гитара, Михаил Анисимов - вокал, Александр Витеев - бас. Федор Мишнев - ударные.
Многие музыканты говорят: "Кабак - хорошая школа". Я не могу сказать, что прошел эту школу, за пару месяцев работы с "Аттракционом" я только начал понимать, что это такое. Может быть и зря я не устроился после окончания летне-танцевального сезона с этой группой в ресторан. Перевесил другой стереотип: "Кабак - это конец творчеству". А свои
творческие планы я связывал с "Цитаделью".
(Окончание следует)