Решил я тут освоить технику создания электронной музыки на виртуальных синтезаторах и VST-плагинах. Hу и для примера взял одну песенку, написанную 23 года назад группой "1108 год", в которой я тогда играл - просто ритм и темп в ней очень подходят для превращения в нечто клубно-танцевальное... А вчера, возвращаясь домой c репетиции, в очередной раз "завис" у Рябинки в ожидании автобуса/троллейбуса - точно так же как бывало в 1990 году - и накрыла волна воспоминаний.
С группой "1108 год" меня познакомил в конце 1985 года один хороший приятель - поклонник распавшейся уже "Цитадели", моей первой рок-группы... Hадо сказать, что название "1108 год" (кто не в курсе - тогда считалось, что это год основания города Владимира) я слышал раньше - у нас в институте в профкоме висела их фотография и было написано, что они стали лауреатами какого-то всероссийского фестиваля аж в 1978 году...
Правда на момент знакомства от старого состава осталось два человека - Владимир Люльчук (вокал, ударные) и Евгений Гарев (бас). Hа гитаре играл более молодой Игорь Мещанкин. А я занял вакантное место клавишника. Репетировали мы в Добром Восточном районе города, почти на самом выезде в сторону Нижнего Новгорода - в ДК Владимирского Керамического Завода. Директором этого завода был Филипп Иванович Люльчук - отец лидера группы, и это обстоятельство приносило свою материальную и моральную выгоду. Хотя ездить туда из нашего района было довольно далеко... Hесмотря на то, что группа была создана в Политехническом институте, Люльчук и Гарев заканчивали Педагогический. Первый работал учителем истории в моей родной школе N17, второй - в школе N14 и даже был завучем.
Игорь Мещанкин, Виссарион Вайсброд (тот самый приятель, что нас познакомил), Владимир Люльчук, 1988 год.
В музыкальном отношении группа мне понравилась. Я отметил хорошую сыгранность ритм-секции и сильный голос Люльчука. Гитарист хотя и не обладал хорошей техникой игры, компенсировал это абсолютным слухом и талантом аранжировщика. Аппаратура в клубе по тем временам была на уровне: орган "Vermona Formation", синтезатор "Аэлита", ударная установка "Amati", усилители "Гармония-70" и "Венец", пульт "Карат"... Что мы играли ? Какой-то "средний" русский рок с уклоном в "новую волну". С нынешних позиций я бы сказал - "поп-рок". У нас не было длинных многочастных
композиций, как в "Цитадели", в основном были "песенки"... Впрочем, мы неплохо играли регги - басист Женя Гарев очень хорошо его чувствовал.
К сожалению фотографий группы сохранилось очень мало.
1986 год. После концерта в Загородном парке.
1986 год. На сцене Политеха.
Странные это были времена. Уже подули "ветры перемен" - пал "железный занавес", ослабла цензура, начали организовываться рок-клубы, в СМИ появился интерес к молодежной субкультуре. А официальная культура все так же работала в старых советских рамках, все так же художественная самодеятельность финансировалась через профсоюзы, а комсомол организовывал смотры и фестивали. Некоторые вещи с нынешних позиций выглядят дикостью, например графа "партийность" при регистрации в рок-клубе, особенно когда там стоит "член КПСС" (Люльчук и Гарев были партийными - учителей истории обязывали быть "носителями идеологии"). C другой стороны самодеятельные рок-группы могли выступать в лучших залах города, таких как Областной Дворец Культуры и ДК завода Точмаш, о чем теперь даже и мечтать не приходится. Однако фоном нарастало предчувствие грядущей катастрофы: в магазинах с полок постепенно исчезали товары, вводились талоны на продукты, в новостях появлялось все больше чернухи про армию, про Чернобыль, про сепаратизм, про партийную номенклатуру...
Одной из сторон перестройки в экономике было разрешение заниматься предпринимательством. Володя Люльчук обладал "коммерческой жилкой" - заядлый меломан-коллекционер, он имел контакты с фарцовщиками, покупал и продавал винил и аппаратуру, знал конъюнктуру. Hовая политика открывала новые возможности заработать деньги, в том числе и с помощью музыки, и Володя загорелся этой идеей. Для ее реализации сперва нужно было "осовременить" звучание группы - купить новую аппаратуру (учитывая "наши" скромные финансовые возможности, мы положили глаз на японские игрушечные синтезаторы -"самоиграйки"). А приобрести ее как раньше по безналичному расчету стало практически невозможно - "безналичный рубль" шел против наличного по курсу 2:1, а то и 3:1, ведь обналичить профсоюзные или заводские деньги мешало законодательство. В то же время кооперативщикам было позволено обналичивание (я помню, уже тогда, до приватизации, понял, какой "задницей" это обернется для нашей экономики!). Володя провернул эту операцию (естественно, с помощью отца!), и у нас появились "Casio" (не помню какой) и "Yamaha - PSS480".
С появлением этих инструментов у нас изменился и стиль - "1108 год" стал играть электро-поп. Соответственно из рок-тусовки мы выпали - рядом с металлистами и панками нам было делать нечего, они нас презирали. Зато мы могли совмещать свое выступление с дискотекой, что иногда и делали в "своем" ДК - это приносило небольшие, но реальные деньги.
А еще мы подружились с профессиональной поп-группой, носившей просто антирекламное по нынешним временам название "
МИДИ-поп" (еще ссылка:
http://vk.com/id143469074 ) и бывшей на своем уровне такой же "белой вороной" как и мы. Они тоже когда-то играли рок, причем довольно прогрессивный, имели музыкальное образование, и как музыканты были на голову выше нас . Они так же стали заниматься попсой чтобы заработать денег. Правда в отличие от нас, у них это был не дополнительный заработок - они с этого жили. И аппаратура у "MИДИ-поп" была фирменная (правда, несмотря на название, MIDI они не использовали). Получалось ли у них ? Hаверное не очень. Появление на Первом канале в "Утренней почте" у Николаева, ротация на радио и продажа кассет в сети киосков звукозаписи, и даже появление в саундтреке фильма Э.Рязанова "Дорогая Елена Сергеевна" - казалось-бы чем не раскрутка ? Однако публика не спешила их любить... Может быть название группу подвело ? А может быть при хорошем качестве эта поп-музыка была просто несовременна ?.. Во всяком случае публика предпочитала презираемый профессионалами, но очень органичный "Ласковый май"... А участники "MИДИ-поп" позднее гораздо большего успеха добились на ниве звукозаписи и видеосъемки.
Похожие проблемы, только на местном уровне, были и у нас, плюс еще и наш непрофессионализм. Начав играть попсу, мы с одной стороны так и не избавились от оглядок на рок-музыку, с другой - совершенно не представляли себе, о чем должны быть песни, чтобы они и "не грузили", и не были бессмысленным набором слов...
Творческий процесс обычно происходил так: я включал какой-нибудь ритмический рисунок на "самоиграйке" и наигрывал "от балды" последовательность аккордов, говорил басисту, что я играю. Гитаристу говорить ничего не надо было - он все слышал и сразу находил правильные аккорды, и даже с красивыми дополнительными ступенями. И тот и другой могли внести свои поправки в последовательность аккордов: "А может лучше так ?...". Когда структура куплета более-менее "устаканивалась", Володя Люльчук открывал какой-нибудь сборник стихов и находил что-то, что ему казалось, можно под это спеть.
При том, что Володя обладал хорошими вокальными данными и мог придумать красивую мелодию, он имел один заметный недостаток - он часто неправильно интонировал песни с эмоционально-психологической точки зрения. Было такое впечатление, что Володя не до конца понимал то, о чем он поет. Хотя иногда у него все-таки получалось удачно "попасть" в песню... Впрочем, вот примеры (к сожалению оцифровано с "осыпавшейся" магнитофонной ленты 1990 года):
ЗимаСловаПлевокВсе закончилось в 1991 году. Володя охладел к музыкальному творчеству, а сфера его коммерческих интересов c дискотечно-попсового дела переместилась в сторону видеотеки и видеопроката. Последним ударом, добившим "1108 год", стала смерть Филиппа Ивановича Люльчука. Сын лишь на 10 лет пережил отца - Владимира Люльчука не стало в ноябре 2001 года. До кризиса 1998 года он был активным бизнесменом, после кризиса - спивающимся безработным, и к музыке больше не возвращался.