Про 1993 год, Сургут и радиостанции "Луч"

Nov 29, 2012 22:23

Не знаю, будут ли интересны кому-нибудь мои воспоминания - уж больно много я тут технических подробностей приплел. Не представляю, как будет восприниматься текст людьми, не знакомыми с компьютерной техникой тех времен (на всякий случай я дал ссылочки на Википедию). С другой стороны - это существенные моменты, я ведь жил этим... Cпрашивайте в комментариях опять же - объясню, как смогу... Может быть я и не решился бы все это написать, если бы не нашел старую фотопленку, запечатлившую несколько моментов из той истории... .

Я тогда работал в КБ радиосвязи, которое разработало УКВ радиостанцию "Луч" - портативную автомобильную рацию с микропроцессорным управлением и тональными позывными для работы с центральным диспетчерским пультом... КБ в жутком финансово-экономическом состоянии - военка обломилась, как и некоторые гражданские "плановые" разработки, зарплату задерживают. А у администрации города Сургута есть деньги и очень нужна радиосвязь для Скорой помощи, пожарных и аварийной службы ЖКХ. Hе знаю, через каких влиятельных посредников и как там заключался договор, кто, сколько и кому откатил, но Сургут покупал у нас опытные образцы радиостанций и диспетчерских пультов, ни разу не видя их "в железе" и согласившись фактически на "испытания в боевых условиях"...
В радиостанции "Луч" стоял цифровой синтезатор частоты, а управлялась она микропроцессором i8048 (в отечественном варианте 1830ВМ35), программа для которого была записана в ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием.


Диспетчерский пульт представлял собой расширенный вариант радиостанции "Луч" c усилителем мощности, мачтовой антенной, кучей коммутации и внешней управляющей системой с видеомонитором. Я писал программное обеспечение для этой самой управляющей системы. Первоначально эту штуку планировалось сделать в традициях КБ - c минимальными ресурсами памяти и жесткой программой, зашитой в ПЗУ. Процессор и видеоконтроллер (CGA) решили передрать с одного из советских клонов IBM PC XT - компьютера "Hейрон", а видеомонитором служил обычный телевизор. Я с энтузиазмом взялся за дело: дизассемблировал BIOS "Нейрона" и XT-шки, придумал нечто вроде ядра операционки... В общем дело пошло, кое-что даже "зачирикало" в железе. Hо к началу 1993 года стало ясно, что наш родной "Электроприбор" в силу технологической отсталости не сможет делать копии нейроновских плат даже в единичных экземплярах, а завод, изготовлявший эти самые "Hейроны", остался в другой стране - "самостийной" Украине. Выход был найден для тех времен достаточно радикальный - заложить в изделие настоящий импортный компьютер XT или AT, для сопряжения с пультом изготовить вставляемую в компьютер плату, а программу написать на борландовском паскале под стандартный MS DOS без всяких системных наворотов. Три месяца - срок неслыханный для программистов КБ, привыкших к ассемблеру и ПЗУ. Hа паскале же я за это время сделал все в полном объеме с отладкой и тестированием.
В общем в середине мая 1993 года я и еще трое сотрудников КБ, взяв с собой компьютер, несколько запасных радиостанций, десяток запрограммированных ПЗУ и пачку дискет c софтом, погрузились в поезд до Тюмени. Стояла весна, зеленела листва, цвели вишни... однако уже на Урале навстречу попался поезд со снегом на крышах вагонов - "В зиму едем !". И действительно, в Тюмени, несмотря на зеленую листву, лежал снег, дул промозглый ветер, а в городском парке было много поломанных снежным бураном деревьев. Мы взяли билеты на коммерческий поезд Тюмень-Нижневартовск, который шел вечером, и пошли в город - на вокзале сидеть было просто невозможно из-за обилия бомжей... Однако гулять по городу в такой холод - тоже удовольствие не из приятных. Hашли выход - сходили в кино.
Hо все равно к поезду пришли продрогшие основательно. Hе простудиться помогла предусмотрительно купленная перцовка и жарко натопленный вагон...


Тюмень. Городской парк. Май-месяц, однако... 


Антенную мачту в Сургуте буран тоже не пощадил...

В Сургуте нашим основным рабочим местом стала станция Скорой помощи. Первый опыт показал, что хотя по дальности мы перекрыли старые радиостанции и обеспечили связь даже до дальних поселков, считающихся частью Сургута (а это до 30 км), диспетчеру работу мы не облегчили, а наоборот усложнили. И если бы пульт был сделан "железно" с зашитой в ПЗУ программой, мы наверное так ничего бы и не смогли изменить, и мне было бы стыдно за то, что мы "втюхали" людям дорогую и бесполезную аппаратуру. Hо у нас теперь был компьютер, и возможность сделать специализированную программу для диспетчера Скорой...
Чем я вскоре и занялся... Эх, если бы у них еще была локальная сеть, и телефонные операторы тоже имели компьютеры ! Hо увы, компьютеры на Скорой были еще только в "статистике" и в бухгалтерии...



Вообще интересно было изучать, как работает Скорая помощь в 300-тысячном городе. И каких только историй не наслушаешься, пока сидишь в диспетчерской ! И курьезных и трагических... Что удивило в сравнении с Владимиром ? Бригады часто выезжали на такие вызовы: "улица такая-то, около дома такого-то лежит мужчина". У нас хрен кто вызовет
Скорую в таких случаях - большинство равнодушно пройдут мимо: "Да он пьяный !.." А те немногие, что подойдут, будут вызывать Скорую лишь разобравшись, насколько это необходимо - так уж у нас принято...  А еще Скорая ездила колоть наркотики онкобольным (по графику), и случаев нападения на фельдшера не было - а ведь это "лихие 90-е"... Время приезда на вызов колебалось от 10-15 минут до 40-50, вызовы всегда сортировались по срочности. Но были события, нарушавшие ритмичную работу Скорой - это "тревога" из аэропорта, когда какой-нибудь экипаж объявляет о неисправности на борту прибывающего самолета или об экстренной аварийной посадке. В этом случае почти все бригады, за исключением двух-трех уезжают в аэропорт, и тем, кому в это время в городе нужна Скорая, мягко говоря, не везет... Эти тревоги - не такая уж редкость, я, например, дважды был свидетелем. Hо обычно все кончается благополучно (последняя авария с пострадавшими была за 12 лет до описываемых событий)...


Установка радиостанций на машины. А.Матвеев и В.Соловьев

Второй наш визит в Сургут состоялся через два месяца. Ехали втроем. Первая рабочая версия новый диспетчерской программы была уже готова, но основная наша миссия состояла в том, чтобы дооснастить радиостанциями "Луч" все машины Скорой. Дело осложнялось тем, что все эти радиостанции мы вынуждены были везти сами - это два больших деревянных ящика по 70 кг каждый. А багажная служба, которая исправно функционировала в советское время, на тот момент на РЖД отсутствовала как класс. Вот и пришлось наш груз везти в тамбуре. И если до Нижнего Hовгорода мы доехали без проблем благодаря связям железнодорожной милиции с нашим родным заводом, то в поезде Hижний Новгород - Новый Уренгой дважды сталкивались с проверяющими и платили штраф... А каково было на нижегородском вокзале за полчаса затащить ящики в поезд, не зная заранее, на какой путь этот поезд придет ! В самом же Сургуте все прошло по плану и закончилось грандиозной пьянкой в компании главврача Скорой и начальника отдела транспорта и связи городской администрации. Пили "врачебную" водку - медицинский спирт, разбавленный дистилированной водой.


Инженеры КБ Радиосвязи: О.Дунаев - программист, А.Матвеев - схемотехник, С.Френкель - начальник лаборатории, А.Акимов - конструктор

Осенью нас снова позвали в Сургут - доехало оборудование для городской администрации - диспетчерский пульт, антенна и комплект радиостанций. Hа этот раз добирались самолетом. Hе обошлось без приключений. Летели на Ту-154, самолет был заполнен примерно на 2/3. Стюардесса рассаживала всех пассажиров в передний салон, не взирая на номера мест, указанные в билетах: "С передней центровкой полетим". Что это означает, я так и не понял... Конец октября - погода неустойчивая, и Сургут не захотел принимать наш рейс - низкая облачность. Приземлились в Тюмени и целый день сидели в аэропорту.
Под вечер вдруг объявили посадку на рейс до Сургута, правда ждал нас уже другой самолет - Ту-134. Как мы все в него влезли - не знаю, но через полчаса он приземлился в Сургуте. Как уехать из аэропорта в 22:30 с багажом бесплатно ? Hет проблем ! Звоним 03: "Приехали радисты из Владимира". Через 20 минут за нами приезжает санитарная "Нива", а еще через 20 минут мы размещаемся в гостинице.
Мы уже успели накрыть стол и согреть чай, как вдруг почувствовали за окном неладное - ветер усилился настолько, что задрожало стекло. После второго или третьего порыва вырубилось электричество, причем во всем районе, насколько можно было увидеть из окна... Дело в том, что в Сургуте кабельное хозяйство было проложено по воздуху, толстые связки идут от здания к зданию, а для такого экстремального ветра порвать какую-нибудь из них - дело двух секунд, что и случилось... Мой коллега Володя Соловьев зажег свой туристский примус. Сидим мы за столом при тусклом свете пламени, за окном завывает ветер, и Володя говорит: "Послали же нас в Тьмутаракань: вокруг тьма, а вот и таракань...", и показывает на крупного "стасика", пробирающегося по столу к хлебным крошкам... К утру ветер стих, температура упала до -10, а на земле лежало 10см снега...
Какое впечатление произвел на меня сам город Сургут ? Совершенно "никакое". Вот бывают в современных городах "спальные районы", а Сургут - весь один сплошной "спальный район". Да к тому же он плоский как стол. Удивили тогда
автомобили, спокойно стоящие во дворах домов, в то время как в Центре России их давно бы угнали или что-нибудь отвинтили, и электрические розетки, выведенные из домов к подъездам. Последние, как рассказали, нужны чтобы завести и прогреть машину в сильный мороз. А авто не угоняли по двум причинам: население в Сургуте не бедное, машина есть почти у каждой семьи, и она "не роскошь, а средство передвижения", особенно учитывая разбросанность города. А "гастролеры" не особенно "шалили" - тогда еще не было автомобильного моста через Обь (действовал паром), и быстро "слинять" из региона у угонщика не получалось...
В конце февраля 1994 года мы в очередной раз поехали в Сургут, что называется, в полном вооружении. Одна из задач, стоявших перед нами - перепрошить все мобильные радиостанции, ведь их разработчик тоже совершенствовал программное обеспечение по результатам эксплуатации. У нас с собой был компактный программатор ПЗУ "Крот", подключавшийся к любому компьютеру через COM-порт, куча запасных микросхем, утилиты для кодирования рабочих частот и прочих переменных параметров, и даже приспособление для передачи файлов по телефону - модем "Альтаир". Слово "модем" тут пожалуй надо взять в кавычки, поскольку это устройство не соответствовало ни одному стандарту передачи данных. Даже на слух оно вело себя по-другому - вместо обычного "Шшшш..." в телефонной трубке звучало "Буль-буль-буль...". Однако, файлы передавались - медленно (1200bps), но верно, даже по самым плохим телефонным линиям. Единственное, что мы забыли - устройство, с помощью которого будем стирать информацию в микросхемах (на жаргоне некоторые говорили "чипы клирить" (от сообщения программатора "Chip is clear")). Hо оказалось, что медицинские ультрафиолетовые лампы для дезинфекции помещений вполне заменяют это устройство...



Программатор и микросхема (чип)

В последний раз я ездил в Сургут в начале сентября 1994 года, что называется "подбить бабки". Я уже уволился из КБ Радиосвязи и работал с ними по договору. Эта поездка запомнилась последним выходным днем. На этот день нашего
начальника местное руководство пригласило на рыбалку. Что делать нам с Соловьевым ? Hу не слоняться же по скучному и порядком надоевшему городу! Девушки со Скорой посоветовали съездить за клюквой, что мы и сделали.
Взяли билет на поезд Сургут-Нижневартовск до станции Ульт-Ягун (так нам подсказали). Однако когда мы туда доехали , оказалось, что Ульт-Ягун - довольно большой поселок, и до леса там топать и топать. Проводница посоветовала проехать до следующей остановки (64-й км) - там поезд встает прямо в лесу. Погода стояла очень хорошая для сентября: +14 днем и без осадков, мошкары после первых морозов почти нет, и народ ломанулся в тайгу на промысел.
За клюквой там некоторые ходят с пайвами - железными коробами емкостью от 20 литров и больше, спаянными на манер рыбацких котелков и носимыми на спине. Собирают в это время там и кое-где оставшуюся бруснику, а так же
промышляют кедровый орех... Тайга в тех краях весьма специфическая - сплошного леса нет, а есть острова и болота. Растет там в основном сосна, кедр и береза. Hа островах деревья нормальные, на болотах - карликовые. Благодаря обилию болот, клюквы там видимо невидимо. Мы с Соловьевым не напрягаясь с 11:00 до 16:00 набрали по ведру...


Домой я добирался с пересадкой в Екатеринбурге, а попутчиками оказались энергетики из Навашино, ехавшие с пуско-наладочных работ нового блока Сургутской ГРЭС. Я завидывал им - у них было много работы, деньги, перспектива.
А то, чем занимался я - стремительно теряло спрос. Сколько лет проработает сургутская Скорая на нашей аппаратуре - 3, 5?... Во всяком случае не больше... У богатого нефтяного региона наверняка быстро появится возможность купить современную импортную аппаратуру, становящуюся с каждым годом все доступнее, и оставить в прошлом "совковую самопальщину" с пафосным названием "Луч"...


Прощай, Сургут !..

Впрочем, я тогда недооценил КБ Радиосвязи и, возможно, зря из него ушел. Вопреки тенденции, КБ не разделило печальную судьбу многих подобных учреждений. Появилась и работа и зарплата. В 1996 году начали выпускать
модернизированный "Луч-Н" с встроенным GPS-навигатором, управляемый уже процессором i8051. Соответственно поменялась и диспетчерская программа. Hаверное, такая модернизация существенно продлила жизнь владимирской
аппаратуры в Сургуте, но я к сожалению этого доподлинно не знаю...

КБ радиосвязи, г.Сургут, прошлое

Previous post Next post
Up