Оригинал взят у
shturman1922 в
Теория этногенеза славян Яна Длугоша Первым из польских авторов, кто обратился к русской этногенетической истории, был Ян Длугош (1415-1480 гг.). Историю русских и славян он рассматривает в своем энциклопедическом 12-томном труде «Польская хроника» (1480 г.).
Длугош выдвигает концепцию происхождения основных восточноевропейских славянских народов от трех братьев из рода Иафета (концепция «Рус, Чех, Лях») и тем самым как бы утверждает славянское родство поляков и русских. Однако Длугош считает Ляха старшим братом и, соответственно, утверждает необходимость собирания русских земель под польской короной.
«Хроника» Длугоша стала отправной точкой для всех последующих польских историков, работавших над историей Руси. По мнению А. Гейштора, именно Длугош сформировал «основной стереотип русского соседа», а также, на что указывает Д. Карнаухов, «дискриминационные - в отношении восточных славян - идеологические «клише», на которые ориентировались впоследствии как польские историки, так и представители польской элиты. Д. Карнаухов так оценивает вклад Длугоша в польскую историческую мысль: «Для последующих поколений польских историков он стал универсальным справочником - без него немыслимо было занятие историографией». Хроника Длугоша становится «отправной точкой для будущего осмысления прошлого русских земель».
Крайне важно отметить, что Ян Длугош, говоря о родстве поляков и руссов, при этом совершенно не считает московитов руссами. Д. Карнаухов указывает на «...строгое разграничение в хронике Длугоша «русской» и «московской» проблематики, поскольку историк никак не ассоциирует владения московского князя с Русью». Более того, Длугош называет столицей русского государства Киев: «Обширнейшие государства руссов, главой и метрополией которых является Киев».
Титульный лист книги Яна Длугоша
Здесь нужно подчеркнуть, что Длугош пишет свою «Хронику» в середине XV века, когда связи между Москвой и Киевом были нарушены, а сам Киев оказался под владычеством Великого княжества Литовского. Это был другой - не «москвоцентричный» - Киев, с другим представлением об истории и о пути русского народа. У нас это как-то не акцентируется, но до середины XVII века Киев вовсе не считал для себя нужным входить в состав Московского царства, которое воспринималось как чужое, зачастую враждебное государство.
Естественно, что все политические течения, которые хотят оторвать Украину от России, всегда искали и будут искать опору своего историософского мировоззрения именно в таком Киеве.
Поворот Киева в сторону Москвы начал происходить лишь после Брестской церковной унии 1595 года, когда стало ясно, что русские на западных землях рискуют быть полностью окатоличены, ассимилированы поляками и уничтожены как народ.
Автор: Андрей Берсенев
Опубликовано:
газета "Суть времени" №145 от 16 сентября 2015 г. Предыдущие статьи цикла:
Польские этногенетические гипотезы происхождения славян