Эдвард Люттвак. Стратегия Византийской империи. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010.
У Люттвака есть несколько хороших книг по стратегии, в частности, «Стратегия Римской империи», «Стратегия: логика войны и мира». Однако издатели решили перевести на русский язык и издать большим тиражом именно «Стратегию Византийской империи». Я думаю, по двум причинам: 1. Некоторые считают Россию наследницей Византии. 2. Россия и многие страны Запада в настоящее время имеют дело с проблемами и врагами, очень напоминающими проблемы и врагов Византии.
Книга весьма обширна: 630 стр. Но можно ограничиться чтением первых двух частей. Третья часть «Византийское военное искусство» представляет собой пересказ и комментирование византийских стратегических текстов, в частности, знаменитого «Стратегикона» Маврикия.
Во всех своих сочинениях Эдвард Люттвак доказывает, что логика войны и мира (стратегическая логика) «соткана не из ткани прозаической банальности, а из парадокса, иронии и противоречия»: например, если ты одерживаешь слишком решительную победу, полностью уничтожив врага, ты открываешь путь другому врагу и т.п. Знаменитое высказывание «хочешь мира - готовься к войне» отлично иллюстрирует эту «парадоксальную» стратегическую логику.
Но дело в том, что 630 страниц Люттваку оказалось недостаточно, чтобы доказать парадоксальность стратегической логики на примере стратегии Византийской империи. Наоборот, стратегия Византии, как ее описывает Люттвак, как раз является примером самой обычной «линейной» логики.
Например, такой византийский принцип: «Избегай войны всеми возможными средствами, во всех возможных обстоятельствах, но всегда действуй так, будто она может начаться в любое время». Прекрасный совет, но что в нем «парадоксального»?
Правда в том, что проблемы, с которыми сталкивались византийцы, стали актуальными для нашего времени. Скажем, проблема исламских фанатиков. Византийцы ко всем своим врагам, в т.ч. к фанатикам, применяли простое и эффективное правило: «Подкуп - самый дешевый путь к победе». «Никакого исключения не следовало делать и в отношении религиозных фанатиков: к десятому веку византийцы прочно убедились в том, что религиозных фанатиков тоже можно подкупить, причем зачастую это даже легче: ведь они изобретательны в придумывании религиозных оправданий за принятие взяток». (с. 586).
Словом, книга полезная, умная, но растянутая и перегруженная деталями. Тем не менее, рекомендую.